Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Makroekonomika / Предмет макроэкономики.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
535.55 Кб
Скачать

Из российской практики: Почему в российском ввп падает доля услуг?

Производство услуг считалось в СССР непроизводительным трудом, не уве­личивающим, а расходующим валовый внутренний продукт страны. Не удивитель­но, что сфера услуг финансировалась по остаточному принципу: на нее выделя­лись деньги тогда, когда другие, считавшиеся более важными, потребности на­родного хозяйства в инвестициях были удовлетворены. А такое случалось не час­то. В итоге в стране хронически не хватало магазинов, столовых, прачечных, па­рикмахерских, фотоателье и т.п.

Еще в 1990 г. третичный сектор (сфера услуг) создавал лишь 35% ВВП РСФСР, остальные 65% приходились на товары, изготовлявшиеся в первичном и вторичном секторах экономики (см. рис. 1.2). Причем 55% ВВП давала промыш­ленность — Советский Союз не случайно называли великой индустриальной дер­жавой. Но в настоящее время преобладание первичного и вторичного секторов — это явный анахронизм. В развитых странах Европы и Америки такая структура про­изводства ВВП наблюдалась в 40—50-е годы XX в.

При переходе к рынку ситуация резко изменилась. В 1992—1996 гг. казалось, что вся страна бросилась торговать. Множились магазины и киоски, появлялись ча­стные кафе и ресторанчики. На рынках число продавцов, прямо из сумок торговав­ших импортными куртками, трикотажем и обувью, едва ли не превосходило число покупателей. Одновременно бурно расцвели банки, а также страховые, пенсион­ные и другие организации, предоставлявшие невиданные ранее финансовые услу­ги. Появилось множество фирм, оказывавших услуги бизнесу. Постепенно набира­ли вес производители программного обеспечения для компьютеров и другие фир­мы, действующие в сфере информационных технологий.

Роль сферы услуг в производстве ВВП быстро увеличивалась. За 1991 — 1996 гг. она возросла примерно на 15% и (с некоторыми колебаниями по годам) сравнялась с долей товаров в ВВП. А к 1998 г. стало уже значительным преобла­дание сферы услуг в производстве ВВП: на нее приходилось 58%, тогда как на выпуск товаров — 42%, то есть почти в полтора раза меньше. Структура произ­водства ВВП в России стала напоминать структуру ВВП современных развитых стран.

Далее, однако, развитие экономики России пошло вразрез с мировыми тен­денциями. С 1999 г. доля услуг вновь стала сокращаться. По оценкам, этот про­цесс в 2000 г. дополнительно усилился. Доля услуг и доля товаров в произведен­ном ВВП вновь стали примерно равны.

Надо ли печалиться по этому поводу? Ухудшилась ли структура производст­ва ВВП? Ответ на эти вопросы, видимо, отрицателен.

Дело в том, что рост доли сферы услуг в начале 90-х годов объяснялся не толь­ко увеличением их объема (что, бесспорно, было остро необходимо), но и тяжелей­шем кризисом в промышленности. В значительной мере доля услуг в ВВП росла по­тому, что заводы останавливались, а выпуск товаров сокращался. На рубеже нового века, однако, появились первые признаки преодоления кризиса. Впервые за деся­тилетие реформ начался рост промышленного производства. Естественно, что в этих условиях доля товаров в ВВП повысилась, а доля услуг упала. К тому же значи­тельная часть услуг (особенно в сфере финансово-банковской деятельности), про­изводившихся в первой половине 90-х годов, имела спекулятивный, а то и мошенни­ческий характер. Финансовый кризис 1998 г. сильно сократил возможности такой деятельности, что дополнительно уменьшило долю услуг в ВВП.

Сокращение доли услуг в ВВП в этих условиях следует поэтому рассматри­вать как признак общего оздоровления экономики. Вероятно, в ближайшие годы она еще несколько снизится, и лишь постепенно начнется новый рост уже на иной основе, на основе подлинной модернизации российской экономики, насыщения ее современными видами услуг.

В

ВВП в сфере распределения

аловой внутренний продукт в сфере распределения определяется как сумма всех доходов и материальных затрат субъектов экономики за определенный период времени.

При подсчете на этой стадии хозяйственного кругооборота

ВВП состоит из трех компонентов:

  • доходов владельцев факторов производства;

  • амортизационных отчислений;

  • косвенных налогов

Первый из этих компонентов является и самым большим из всех. В России в 90-е годы доходы владельцев факторов производст­ва составляли 60—80% ВВП. Другими словами, можно сказать, что основная часть всего произведенного в стране за год распреде­ляется между владельцами факторов производства. Речь идет о первичном распределении доходов. Позже мы увидим, что с помо­щью налогов и дотаций государство вмешивается в этот процесс и существенно изменяет картину.

Амортизационные отчисления, соответствующие потребле­нию (износу) основного капитала, существенно меньше по масшта­бам. В России в те же годы они колебались от 10% до 25% ВВП.

Природа этого компонента двойственна. С одной стороны, его включение в ВВП представляет собой элемент двойного счета. В конце концов, и стоимость израсходованной электроэнергии, и стоимость износившегося станка входят в издержки готовой про­дукции. И если мы считаем двойным счетом включение стоимос­ти израсходованных ресурсов в цену готовой продукции в первом случае (электроэнергия), то нет никаких оснований не считать их таковым и во втором случае (станок). Если же учесть, что сроки службы основного капитала обычно превышают один год, то мож­но сказать, что амортизация представляет собой стоимость про­дукции, изготовленной в предыдущие годы, но учтенной в ВВП данного периода. Другими словами, ВВП, включающий в свой со­став величину амортизации, является отнюдь не идеальным из­мерителем текущих объемов производства.

С другой стороны, износ основного капитала во многом неза­висим от производства. Так, моральный износ оборудования и его физический износ второго рода не связаны с размерами и интен­сивностью производства. Поэтому воссоздание эквивалента стои­мости потребленного основного капитала в форме готовой продук­ции — отнюдь не автоматический процесс. Если производство ос­тановится (дерево гниет, металл ржавеет и т.д.), то потери стоимо­сти основного капитала будут продолжаться, а создание эквива­лентного по стоимости объема готовой продукции прекратится.

В этом смысле включение амортизационных отчислений в со­став ВВП оправдано. Чтобы хозяйственный кругооборот мог про­должаться, необходимо постоянно компенсировать износ основно­го капитала. Или по-другому: прежде чем делить доходы между владельцами факторов производства, из стоимости ВВП необходи­мо вычесть издержки, связанные с выбытием основного капитала.

Включение третьего компонента — косвенных налогов, со­ставляющих 10—20% ВВП, заслуживает отдельного коммента­рия. Прежде всего поясним, что косвенные налоги взимаются не с определенного лица, обязанного его уплатить, а включаются в це­ну товара (услуги).

Следовательно, объем ВВП, подсчитанный в сфере производ­ства, замаскировано, через цены товаров и услуг включает сум­му косвенных налогов. Например, в последние годы от 60% до 80% цены водки составляли косвенные налоги. И вклад ликероводочной промышленности в производство ВВП включал соответ­ствующие суммы. Поэтому в соответствии с аксиомой кругооборо­та в сфере распределения косвенные налоги также должны быть включены в ВВП. В противном случае равенство произведенного и распределенного ВВП нарушится.

В

ВВП в сфере потребления

сфере потребления ВВП выступает как сумма всех затрат, на которые пошла произведенная за определенный период времени продукция.

Основными компонентами ВВП (принятое обозначение в фор­мулах — Y) в сфере потребления являются:

  1. Личное потребление (С).

  2. Валовые инвестиции (Ig).

  3. Государственные закупки товаров и услуг (G).

  4. Чистый экспорт (Хn).

Часто описанную структуру потребления ВВП выражают в виде формулы:

Y = C+Ig+ G + Xn.

Она особенно ценна тем, что не только характеризует потреб­ление, но и описывает структуру макроэкономического спроса. Медь в рыночной экономике могут быть потреблены только опла­ченные блага.

Самым большим компонентом в структуре потребления ВВП является личное потребление. В 1999 г. исчисляемый статисти­ческий аналог этого теоретического показателя (конечное потреб­ление домашних хозяйств и некоммерческих организаций) составлял в РФ 54%. Личное потребление — наиболее устойчивая и

консервативная часть ВВП. Люди, как правило, стремятся сохра­нять привычный уровень потребления, несмотря на самые разно­образные политические и экономические катаклизмы. Спрос, предъявляемый домашними хозяйствами на предметы потребле­ния, является поэтому своего рода стабилизатором ВВП.

Валовые инвестиции представляют собой вложения в эконо­мику для производства товаров и услуг. По натуральной форме они являются либо: 1) вложениями в основной капитал (в обору­дование, сооружения, инфраструктуру), либо 2) изменением ма­териальных запасов (сырья, полуфабрикатов, нереализованной готовой продукции и т.п.).

По стоимости валовые инвестиции представляют собой сумму амортизационных отчислений, соответствующих потреблению (износу) основного капитала (А), и чистых инвестиций, являю­щихся капиталовложениями, направленными на расширение производства (In). То есть:

Ig = А +In

Следует иметь в виду, что количественно валовые инвестиции иногда превышают размеры вложений, необходимых для компен­сации потребления (износа) основного капитала, иногда равняют­ся им, а иногда уступают им по величине. Иными словами, пока­затель чистых инвестиций может быть положительным или отри­цательными. Точнее, возможны три варианта:

  1. In = Ig-A>0.

  2. In = Ig-A=0.

  3. In = Ig-A<0.

Если чистые инвестиции положительны, то идет расширение хозяйственного потенциала страны. При нулевом значении чис­тых инвестиций производственный потенциал не меняется: вало­вых инвестиций только-только хватает, чтобы компенсировать потери, связанные с износом. Наконец, отрицательная величина чистых инвестиций указывает на сокращение потенциала стра­ны: валовых инвестиций недостаточно даже для компенсации из­носившегося оборудования.

Валовые инвестиции — весьма динамичный и изменчивый компонент ВВП, поскольку величина вложений прямо связана с наличием прибыльных сфер применения капитала. А последних много в периоды процветания экономики и почти не остается в моменты кризисов. Например, за годы кризиса трансформации экономики в России доля валовых инвестиций упала с 37% в 1991 г. до 15% в 1999 г.

Государственные закупки товаров и услуг связаны с выполне­нием тех политических, экономических и социальных функций, которые осуществляет современное государство. Они простирают­ся от закупки вооружений для армии до приобретения канцеляр­ских принадлежностей для чиновников или оплаты прогнозов развития конъюнктуры, заказанных экспертам-экономистам. В 1999 г. доля государственных закупок товаров и услуг составляла в РФ 15% ВВП.

Чистый экспорт Хn (в деловой литературе чаще называемый сальдо внешней торговли) представляет собой разность между экспортом (X) и импортом (М):

Xn = X-M.

Как и всякая разностная величина он весьма подвижен, по­скольку зависит и от динамики экспорта, и от динамики импорта. Так, в 1998 г. в РФ чистый экспорт составлял 7% ВВП, а в 1999 г. — уже 15%. Этот скачок неудивителен: ведь стоимость российского экспорта резко увеличилась из-за роста мировых цен, а девальвация рубля привела к сокращению импорта.

К

Номинальный и реальный ВВП

ратко рассмотрим вопрос о денежном измерении ВВП. Будучи стоимостным показателем, ВВП зависит от уровня и структуры цен, в которых измерены входящие в него блага. В свя­зи с этим различают номинальный и реальный валовый внутрен­ний продукт.

Номинальным ВВП называется валовый внутренний про­дукт, подсчитанный в реальных (текущих) ценах определенно­го периода,

Yномин = ∑Pt,i×Qt,i,

где Yномин— номинальный ВВП, Pt,i — цена, a Qt,i — количество i-ro товара (или услуги), произведенного в стране в данный период.

На величину номинального ВВП большое воздействие оказы­вают инфляционные процессы. Достаточно вырасти ценам, чтобы он также повысился. В России, например, в 1991 г. ВВП составлял 1,4 трлн. руб., в 1992 г. — 19,0 трлн. руб., а в 1993 г. — 171,5 трлн. руб. И весь этот головокружительный рост был связан исключи­тельно с изменением цен. В натуральном же выражении производ­ство в эти годы только падало.

Чтобы избавиться от инфляционных воздействий, вычисля­ется реальный валовый внутренний продукт (его также называ­ют валовый внутренний продукт в постоянных ценах). Для это­го произведенная продукция выражается в ценах определенного (ого называют базовым) года:

Yреальн=∑Pconst,i ×Qt

Например, если за базу принят 1998 г., то и в ВВП 2000 г., и в ВВП 2001 г. стоимость товаров и услуг включается в тех ценах, которые существовали в 1998 г.

С

Понятие

дефлятора ВВП

и корзины цен

равнивая номинальный и реальный

ВВП, можно получить измеритель ин­фляционных процессов в стране. Его принято называть дефлятором ВВП.

Дефлятор ВВП отличается двумя важнейшими особенностями:

  1. Это — единственный из показателей инфляции, учитываю­щий изменение цен всех производимых в стране товаров и услуг.

  2. Помимо изменений цен на величину дефлятора ВВП влия­ет изменение товарной структуры ВВП.

Прокомментируем оба этих момента. Охватывая всю совокуп­ность товаров и услуг дефлятор ВВП является самым предста­вительным из показателей роста цен в стране. Дело в том, что в своей повседневной жизни человек: а) сталкивается не со всеми товарами и услугами и б) не имеет представления о значимости той или иной цены для экономики в целом. В дефляторе же ВВП обе этих помехи измерению инфляции устранены. Он позволяет отслеживать не только динамику цен на хлеб, но и, скажем, мало­заметную для большинства людей, но существенную для всей эко­номики динамику цен на трубы большого диаметра. Причем деф­лятор учитывает все цены — пропорционально экономической значимости данных товаров. Возвращаясь к формуле дефлятора отметим, что каждая цена домножается там на Qi, то есть влияет на величину дефлятора тем в большей степени, чем больше соот­ветствующих товаров производится в стране.

Однако у дефлятора ВВП есть важная особенность. Предполо­жим, что в текущем году по сравнению с базовым не было ника­ких изменений цен, но изменилась структура производства. Кон­кретнее, стали выпускать больше дорогих и меньше дешевых то­варов. Дефлятор ВВП отразит и эти сдвиги, хотя в строгом смыс­ле они не являются ценовыми.

Приведем пример. На рубеже XIX—XX вв. алюминий был так же дорог, как золото, но и производили его в ничтожных ко­личествах. Если пересчитать современный огромный объем выпу­ска алюминия, скажем, в ценах 1890 г., то получится фантастиче­ски большая величина. Вполне возможно, что в 2001 г. все прочие

товары и услуги вместе взятые окажутся «дешевле», чем выплав­ленный алюминий. Понятно, что такой результат противоречит здравому смыслу: при всей важности алюминиевой промышлен­ности она отнюдь не является главенствующей в современной эко­номике. Следовательно, при резких изменениях структуры про­изводства дефлятор ВВП не может точно констатировать ди­намику цен в стране.

Ч

Корзина цен

тобы подобные изменения структуры производства не мешали верно оцени­вать инфляционные процессы, используются индексы цен с по­стоянной структурой, которые часто называют также корзина­ми цен.

Представим себе реальную корзинку, в которую сложен опре­деленный набор пищевых продуктов: батон хлеба, 1 кг колбасы, 1 кг сыра, банка сгущенки, пачка сахара и т.д. При наличии дан­ных о цене каждого товара общую цену товаров в такой корзине легко установить на любое время. А сопоставляя их динамику, можно определить, как в целом изменились цены на продовольст­венные товары. Обратим внимание на то, что для подобных корзин цен характерна постоянная структура (в набор всегда входит один батон хлеба, 1 кг сыра и т.д.), поэтому их изменения связаны толь­ко с изменениями цен.

Рассчитываемые по принципу корзины цен индексы (по име­ни того, кто впервые применил их в расчетах, часто называют ин­дексами Ласпейреса) имеют формулу:

где Pt,i — цена i-гo товара (услуги) в текущем периоде, Р0,i — цена i-гo товара (услуги) в базовом периоде, Q0,i — объем производства (потребления) в базовом периоде.

Н

Важнейшие индексы цен

а практике, кроме уже описанного дефлятора ВВП, наибольшее значение для макроэкономического анализа имеют: 1) индекс потребительских цен (ИПЦ); 2) индекс цен реализа­ции готовой продукции; 3) индекс цен приобретения текущих ре­сурсов.

Индекс потребительских цен построен как корзина цен по структуре потребления среднего домохозяйства и включает цены нескольких сотен продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг. ИПЦ является важнейшим изме­рителем инфляции для населения. Именно он, в частности, ис­пользуется, при исчислении реальной заработной платы.

Индекс цен реализации готовой продукции показывает изме­нение цен на свою продукцию предприятиями-производителями и отражает ценовую компоненту изменения доходов предприятий страны. Напомним, что валовый доход равен произведению объ­ема производства на цены: TR = PQ. В России он рассчитывается по предприятиям промышленности, сельского хозяйства, строи­тельства и транспорта. Индекс цен приобретения текущих ресур­сов отражает закупочные цены на сырье, энергию и другие ресур­сы (кроме зарплаты — цены ресурса труд) и отражает ценовую компоненту роста переменных издержек.

Сопоставление двух последних индексов позволяет составить представление об изменении финансового положения предприя­тий. Если, скажем, цены на ресурсы растут быстрее цен на гото­вую продукцию, оно ухудшается. В противоположной же ситуа­ции — улучшается.