Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Makroekonomika / Предмет макроэкономики.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
535.55 Кб
Скачать

1.2.2. Проблемы двойного счета и непоступающих на рынок благ

Существенная проблема национального счетоводства — это проблема двойного счета.

О

Промежуточные и конечные продукта

на связана с тем, что лишь немногие из обращающихся на рынке товаров и услуг являются конечными продуктами. Большинство же из них представляют собой продукты промежу­точные. Так, железная руда используется не как конечный про­дукт, а как сырье для производства металла, который, в свою оче­редь, часто включается в длинные технологические цепочки. Сталь, скажем, превратится в прокат, из проката отштампуют де­таль легкового автомобиля, и только он уже станет предметом по­требления для человека.

Но для фирмы, действующей в добывающей промышленнос­ти, железная руда — готовая продукция. Она будет продана на рынке и, в принципе, должна быть включена в состав националь­ного продукта. Купившая железную руду металлургическая ком­пания произведет из нее стальной прокат и продаст его. Естествен­но, в цене прокатного листа будет содержаться и цена использо­ванной при его изготовлении железной руды. Если включить сто­имость проката в НП, то цена железной руды будет учтена в нем дважды. В изготовленных из прокатного листа деталях автомо-

бильного кузова цена железной руды будет включена в НП уже трижды, а при продаже готового автомобиля — четырежды.

Совершенно очевидно, что такая статистическая процедура не измеряет реальный объем национального продукта, а искажа­ет как его объем, так и структуру. Ведь вклад того или иного това­ра в НП будет тем больше, чем больше ступеней технологической цепочки он прошел, и чем чаще его (или содержащие его изделия) последовательно продавались на рынке.

На первый взгляд, эту проблему легко решить, включая в со­став НП только конечные продукты. В действительности, однако, это лишь видимость решения. На самом деле выделить, какой про­дукт является конечным, а какой — нет, практически невозможно. Во-первых, о многих товарах лишь его владелец знает, использует­ся ли он (и если да, то в какой части) как конечный продукт. Нель­зя же, в самом деле, считать машину, везущую директора на служ­бу и обратно, конечным продуктом, а ее же во время служебных по­ездок — промежуточным. Во-вторых, в экономике весьма распро­странены замкнутые технологические цепочки. Например, из же­лезной руды выплавляют чугун, из него изготовляют железнодо­рожные рельсы, а по ним возят металл и руду. Какой из продуктов следует в этом случае безусловно назвать конечным, определить не­возможно.

Ч

Причина учета

добавленной

стоимости

тобы избежать двойного счета, товары и услуги учитываются в НП не по рыноч­ным ценам, а по специально исчисляемой добавленной стоимости. Для этого из це­ны вычитается стоимость товаров и услуг, пошедших на промежу­точное потребление (то есть полностью потраченных или трансфор­мировавшихся) при производстве данного продукта. Например, стоимость металла будет учтена за вычетом цены руды и угля; про­ката — за вычетом цены стальной заготовки и т.д. Весь же произве­денный национальный продукт примет форму суммы прироста сто­имостей, добавленных на каждой стадии производства. Его называ­ют национальным продуктом, очищенным от двойного счета.

П

Валовые

и очищенные

показатели НП

одсчет национального продукта в осо­бых, отличающихся от рыночных, це­нах (не по общей стоимости, а по стоимо­сти за вычетом двойного счета) приводит к важным последствиям. Исчисленный таким способом НП более точно отражает некоторые параметры воспроизводственных про­цессов. Например, он точнее отвечает на важнейший вопрос о том, какой объем экономических благ произведен в данном году, но одновременно этот показатель перестает быть тождественным на-

блюдаемой непосредственно на рынке массе товаров и услуг, кото­рые всегда предстают в рыночных, а не специально препарирован­ных ценах.

При этом для одних целей экономического анализа оказыва­ются более полезными очищенные, а для других — неочищенные или валовые показатели НП. Скажем, если мы хотим оценить значение ювелирной промышленности в экономике России, то прибегнем к очищенным показателям. Ведь именно они отража­ют вклад данной отрасли в национальное производство. И он на­верняка окажется заниженным: какова будет добавленная стои­мость драгоценностей, если из их цен вычесть стоимость исполь­зованных золота и бриллиантов? Если же мы изучаем структуру потребительского спроса населением, то правильней рассчиты­вать значительно больший по размерам валовой продукт ювелир­ной промышленности. Ведь в магазине приходится платить пол­ную цену драгоценностей, а не только оплачивать работу ювели­ров.

Далее мы убедимся, что целый ряд показателей системы на­циональных счетов отличается друг от друга именно степенью очистки от двойного счета.

С

Экономические блага не поступающие на рынок

ерьезной проблемой национального счетоводства является включение в национальный продукт товаров и услуг, не поступающих на рынок.

Речь идет прежде всего о трех категориях экономических благ:

  1. Продукция, производимая натуральными хозяйствами.

  2. Промежуточные продукты, находящиеся во внутрифир­менном обороте.

  3. Экономические блага, производимые при самообслужива­нии.

Исторически самой большой частью нерыночных благ была продукция натуральных хозяйств. Во всех традиционных общест­вах основная часть экономических благ производилась и потребля­лась в замкнутых, самообеспечивающихся хозяйствах (феодальное поместье, крестьянская община и т.п.), почти не имевших контак­тов с внешним миром и не вступавших в рыночные отношения. В наше время подлинное натуральное хозяйство можно встретить лишь в наиболее труднодоступных районах Азии, Африки, Амери­ки и Австралии. Однако элементы натурального хозяйства сохра­нились и в более развитых обществах. Скажем, до сих пор велика степень самообеспечения у жителей российской деревни. (Не слу­чайно российский сельский житель очень часто с гордостью описы­вает свое хозяйство как натуральное: У нас все свое: и картошечка,

и молочко, и огурчики!). Не попадая на рынок, такого рода продукция, тем не менее, может составлять значительную часть НП страны.

Большой спецификой отличаются и разнообразные полуфаб­рикаты и приспособления, находящиеся во внутрифирменном обороте. Они не только не поступают на рынок, но, как правило, и не имеют точных рыночных аналогов. Ведь, скажем, готовые на 2/3 корабли никто никогда не предлагает к продаже (если не счи­тать случаев вынужденного сбыта на лом — вспомним печальный конец недостроенного суперсовременного крейсера Варяг). Тем не менее, если в определенном году крупный корабль был построен лишь на две трети, это, очевидно, не основание, чтобы совсем не учитывать его стоимости в размерах произведенного НП.

Наконец, крайне широка и разнообразна сфера самообслужи­вания. В нее входят приготовляемая дома пища, уборка жилищ, стирка и многое другое, что принято называть «домашней рабо­той». А, кроме того, каждый человек еще моется, причесывается, чистит ботинки и т.п. Чтобы понять, насколько большая часть на­ционального продукта изготовляется в процессе самообслужива­ния, достаточно спросить себя, во сколько обошлась бы каждой семье ее замена покупными продуктами и услугами.

Б

Трудности учета

нерыночной продукции

ольшой вклад благ, не поступающих на рынок, в создание национального продукта сочетается со столь же боль­шими трудностями в их учете.

Самой очевидной проблемой является отсутствие данных о не выходящих на рынок продуктах. Если фирма еще как-то сообщает о размерах своего незавершенного производства, то добиться от каждого владельца приусадебного хозяйства информации о том, сколько мешков картошки он накопал в этом году, невозможно. И уж совсем неуместно ждать от домашней хозяйки статистики под­жаренных за год омлетов или метража подметенных полов.

Однако дело не только в трудностях сбора информации. Вне рыночных условий еще труднее идентифицировать товары и ус­луги, поскольку неясно, где начинается их производство, а где идет «просто жизнь» (Почесал себе нос — это услуга? Навоз от коровы — это производство удобрений?).

Наконец, сложна и количественная оценка не поступившей на рынок продукции. Какова рыночная цена оснастки конвейера для производства «ГАЗелей», созданной, как известно, практически полностью собственными силами завода? Если не проводить специ­ального аукциона (а ГАЗ его проводить, конечно, не станет), ответ на этот вопрос может быть весьма приблизительным.

Е

Неофициальная или, теневая экономика

ще одним сектором экономики, учет продукции которого составляет большую проблему для статистики, является теневая экономика. Теневая экономика представляет собой часть народного хозяйства, в рамках которой осуществляются деловые операции, лежащие вне правового поля. В силу нелегальности теневой экономики ее продукция полно­стью или частично скрывается экономическими агентами от офи­циального (в том числе и статистического) учета.

В теневую экономику входят:

  • Во-первых, не запрещенные законом экономические опера­ции, проведенные с нарушением правовых норм и потому скры­тые контрагентами сделок от учета («серый рынок»).

  • Во-вторых, криминальные, то есть прямо запрещенные за­коном виды хозяйственной деятельности («черный рынок»).

Теневая экономика существует в каждой стране. Обычно, по оценочным данным, ее размеры находятся в пределах 10—20% национального продукта. Однако слабость власти, коррупция, криминализация общества, непомерный налоговый гнет, кризи­сы и разруха после больших социальных потрясений, а также ряд других факторов способны резко увеличить ее долю.

В России в первое десятилетие реформ (1985—1995 гг.) доля теневой экономики по разным оценкам составляла от 25% до 45% национального продукта, тем или иным способом в ней участвова­ло около 60 млн. человек, то есть более половины совокупной ра­бочей силы страны. Таким образом, теневая экономика в России по размерам резко превышала среднемировой уровень.

Изменения в этом плане начались лишь в последние годы, что в первую очередь связано с общей стабилизацией экономической ситуации в стране, сделавшей более выгодным легальное оформ­ление сделок. Большую роль сыграли и государственные меры, носившие репрессивный характер по отношению к теневой эконо­мике (например, усиление борьбы с «отмыванием» криминаль­ных доходов) или подрывавшие ее экономическую привлекатель­ность (например, снижение налогов).

П

Принцип рыночного эквивалента

ринятый в национальной статистике

способ устранения описанных трудностей отличается не столько теоретической выверенностью, сколько прагматизмом.

Во-первых, основная часть товаров и услуг, производимых натуральными хозяйствами и в порядке самообслуживания не учитывается. С теоретической точки зрения это достойно сожале­ния, но получить информацию из замкнутого натурального хо­зяйства или из внутреннего мира семьи затруднительно.

Однако смирившись с таким пробелом в информации важно помнить, что это искажает реальную картину. И степень искаже­ния тем сильнее, чем менее рыночный характер имеет экономи­ка — уровень самообеспечения всегда выше в менее развитых на­циональных хозяйствах. Например, когда мы видим в таблице считанные сотни долларов национального продукта, приходя­щиеся в год на каждого россиянина, и сравниваем их с соответст­вующим показателем для США, исчисляемым тысячами долла­ров, необходимо помнить, что в реальности наше отставание по производству НП не имеет столь угрожающего характера, как показывает статистика. Следует учитывать, что в России куда выше уровень нерыночного самообеспечения.

Во-вторых, для некоторых особо важных товаров, не выходя­щих на рынок, используется принцип рыночного эквивалента. В соответствии с ним нерыночные товары (услуги) сначала учиты­ваются в натуральных единицах, а затем им приписываются цены, которые имеют аналогичные продукты, поступающие в рыночный оборот.

Именно так, например, в российской статистике рассчиты­вается продукция приусадебных участков населения, дающих около половины сельскохозяйственной продукции страны. Дру­гой крупной статьей нерыночных услуг, пересчитываемых по ры­ночному эквиваленту, являются «услуги жилищ». Если человек проживает в собственном доме, то в НП включается сумма, равная арендной плате, которую он должен был бы платить, если бы сни­мал это помещение.

В-третьих, производство некоторых официально не учтенных экономических благ можно оценить по косвенным показателям. Например, по объемам выпуска или потребления тех товаров, ко­торые технологически связаны с неучитываемыми, но сами при этом хорошо известны по официальным данным.

Так, объем производства в «серой экономике» часто оценива­ют по размерам потребления электроэнергии. Действительно, с целью уклонения от налогов предприятие может скрыть от стати­стического учета часть выпускаемой продукции. Но без электро­энергии даже якобы несуществующую продукцию выпустить не­возможно. Поэтому счета по оплате электроэнергии часто говорят о реальном объеме производства больше, чем официальный отчет, представленный в налоговые органы.

М

Необходимость аппроксимации

ы убедились в том, что на пути реаль­ного подсчета национального продукта стоит ряд принципиальных трудностей, равно как и в том, что полностью разрешить их невозможно. Ни

один исчисленный статистикой показатель НП никогда не будет точно соответствовать теоретическому идеалу. Чтобы преодолеть эту трудность, наука прибегает к методу аппроксимации, т.е. по­следовательного приближения к точному описанию реальности с помощью использования целой системы показателей. Каждый из них более верно описывает какую-то сторону макроэкономики, а вся система в целом дает достаточно объективное представление об общей картине, народного хозяйства.