Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.28 Mб
Скачать

Часть II (Глава V)

151

Аналогичная точка зрения является господствующей в литера- туре других социалистических стран1.

Практика государств не оставляет сомнений в том, что они рас- сматривают резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие пра- вила поведения государств, как рекомендации. Действительно, в тех случаях, когда государства желали придать нормам, сформулиро- ванным в таких резолюциях, обязательный характер, принималось постановление о разработке на основе соответствующей резолюции (декларации) проекта международного договора. В качестве приме- ров можно привести Всеобщую декларацию прав человека, на осно- ве которой были разработаны пакты о правах человека, Декларацию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по ис- следованию и использованию космического пространства, на осно- ве которых были разработаны соответственно конвенция и договор.

Точка зрения Правительства СССР по этому вопросу была из- ложена в “Меморандуме Правительства СССР по вопросу о порядке финансирования операций Чрезвычайных вооруженных сил ООН на Среднем Востоке и операций ООН в Конго”, направленном в Меж- дународный Суд 15 марта 1962 г. В этом меморандуме говорится: “..Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, как это предусматрива- ется в ст. 10 Устава, имеют характер рекомендаций и не являются обязательными для государств. Государства — члены ООН сами определяют свое отношение к этим резолюциям. Все мероприятия, которые вытекают из резолюций Генеральной Ассамблеи, также носят только рекомендательный характер и не могут создавать юри- дических обязательств для государств — членов Организации”1 2.

Нужно, однако, особо сказать о тех резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, которые представляют собой толкование Устава ООН. Хотя в Уставе на этот счет не содержится специальных поста- новлений, в докладе Второго комитета Четвертой комиссии конфе- ренции в Сан-Франциско, о котором уже упоминалось ранее, гово- рится, что если толкование Устава ООН, данное тем или иным ор- ганом ООН, является общепринятым, то оно приобретает обязатель- ную силу3. Практика ООН придерживается этого правила. Можно

1 См., например: Bartos М. Decisions of International Bodies // Medu- narodni problemy. X—XII. 1953. P. 12—27; Радойнов П. Правната сила на ак- товате на Общого Събрание на ООН // Известия на Института за правни науки. Т. XIV. Кн. 2. 1964. С. 79; Lacks М. Le role des organisations inter- nationales dans la formation du droit international // Melanges Rolin. P., 1964. P. 165—166; Pechota V. Mnohostrannte mezinarodni smlouvy a pristup k nim. Praha, 1965. S. 16; Bokor-Szego H. The International Legal Content of the Right of Self—Determination as Reflected by the Disintegration of the Colonial System // Questions of International Law. Budapest, 1966. P. 17; Nahlik S. Wst^p do nauki prawa mi^dzynarodowego. S. 417.

2 Текст меморандума см.: Международная жизнь. 1962. № 5.

3 UNCIO. Vol. 13. Р. 710.

152

Теория международного права

поэтому считать, что резолюция Генеральной Ассамблеи относи- тельно толкования тех или иных постановлений Устава ООН, при- нятая голосами всех членов ООН, является обязательной.

Но, как справедливо заметил И. И. Лукашук и согласно указан- ному докладу Второго комитета, “толкование Устава приобретает обязательную силу не потому, что содержится в резолюции, а в результате того, что оно является общепризнанным”1.

А. Фердросс говорит, что он не может согласиться с моим мне- нием потому, что “всякое аутентичное толкование правовой нормы может исходить только от власти, которая ее создала, или от выше- стоящей власти, или может быть результатом процедуры, которая определена этими властями. Такую процедуру мы находим для дан- ного случая в ст. 108 и 109 Устава ООН”1 2.

Действительно, толкование того или иного постановления Ус- тава ООН становится обязательным только в том случае, если оно признано всеми или почти всеми членами ООН, включая членов Совета Безопасности. Юридическая обязательность определяется этим признанием, которое может быть выражено различным путем, в частности, обычным путем. Голосование за резолюцию, дающую толкование Устава, является одним из способов такого признания, и резолюция, принятая единогласно, представляет свидетельство всеобщего признания соответствующего толкования

Что касается Совета Безопасности, то он может выносить обя- зательные для членов ООН постановления. Статья 25 Устава ООН гласит: “Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоя- щим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выпол- нять их”. Однако эти решения являются по своему характеру испол- нительными постановлениями, не имеющими целью создание общих норм поведения.

Вместе с тем постановления международных организаций, прежде всего резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопас- ности, принятые в соответствии с положениями Устава ООН, могут входить в процесс нормообразования и играть определенную роль в формировании новых принципов и норм международного права, подтверждении, закреплении, развитии и толковании существую- щих принципов и норм.

Прежде всего резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Бе- зопасности, за которые голосовали государства обеих существующих общественных систем, включая великие державы, обладают боль- шим моральным и политическим авторитетом. Но этим не ограни- чивается значение указанных резолюций.

1 Лукашук И. И. Источники международного права. С. 92.

2 Verdross А. Капп die Generalversammlung der Vereinten Nationen das Volkerrecht weiterbilden // Zeitschrift fur auslandisches offentliches Recht und Volkerrecht. 1966. Bd. 26. № 3—4. S. 695.