Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Том3 Книга2.doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
21.89 Mб
Скачать

Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

отклонением от направления, перпендикулярного к плоскости экрана, и тем не менее видимая форма экрана будет сохраняться в виде вытянуто­го по горизонтали прямоугольника привычных очертаний, хотя на сет­чатке его изображение уже может стать квадратным или даже вытяну­тым по вертикали. Механизм константности формы сравнительно легко изучить количественно, ставя опыты с предметами простой формы (круг, квадрат и т.п.), однако это не значит, что он не действует на сетчаточные изображения более сложных объектов.

Относительно эффективности механизма константности формы надо заметить следующее:

  1. как уже говорилось, его действие тем сильнее, чем лучше изве­стна (заранее, из предыдущего опыта) форма созерцаемого предмета;

  2. он действует лишь на сравнительно малых расстояниях и совер­шенно не эффективен для предметов, достаточно удаленных от смотря­щего.

Разумность обоих приведенных здесь условий с биологической точ­ки зрения достаточно очевидна.

Возвращаясь к вопросу о двуступенчатом характере зрительного восприятия человека (в той степени подробности, которая нужна для последующего), можно утверждать, что первой ступенью является обра­зование на сетчатке изображения внешнего мира при помощи оптичес­кой системы глаза, а второй — воссоздание на этой основе трехмерного перцептивного пространства с подсознательным использованием призна­ков глубины и осязательно-кинестетических представлений путем преоб­разования сетчаточного образа механизмами константности величины и формы. Последние как бы «растягивают» и «сжимают» отдельные эле­менты сетчаточного образа, подвергая наиболее существенным преобра­зованиям имеющую первостепенную биологическую важность часть сет­чаточного образа, соответствующую области непосредственного окруже­ния человека.

Сказанное здесь может создать излишне упрощенное представление о работе мозга при зрительном восприятии. Чтобы несколько уточнить характер работы мозга (опять лишь в той степени, в которой это будет

Раушенбах Б.В. [Пространственные построения в живописи]

437

нужно для последующего) и проиллюстрировать некоторые приводивши­еся выше утверждения, обратимся к следующему примеру. На рис. 1 в средней части рисунка изображен куб, причем использована так называ­емая аксонометрическая проекция, при которой в изображении сохраня­ется свойство параллельности (ребра, параллельные у реального куба, изображены прямыми, которые между собой параллельны). Приведенный рисунок замечателен в том отношении, что на нем изображены только ребра куба (например, куб, изготовленный в виде проволочного каркаса) и поэтому перечисленные выше признаки глубины неэффективны. Дей­ствительно, бинокулярные признаки не способны содействовать правиль­ности восприятия, поскольку глазам предъявлен не реальный куб, а его изображение. Более того, бинокулярные признаки глубины при созерца­нии любого изображения объемного предмета на картине будут всегда только помехой, поскольку будут подчеркивать, что все точки изображе­ния удалены от смотрящего на одно и то же расстояние, равное расстоя­нию от глаз до бумаги, холста или доски, и тем самым нарушать иллю­зию изображения пространства (если художник ставил себе задачей пе­редачу глубины пространства).

Что касается монокулярных признаков глубины, то, создавая кар­тину, художник способен опираться только на перечисленные выше монокулярные признаки глубины. Если обратиться к указанным пяти признакам, то легко убедиться, что все они в данном конкретном случае не могут дать необходимой мозгу информации; единственный признак, который мог бы оказаться полезным,— более удаленные предметы или их части видны приближенными к горизонту — не носит абсолютного характера. Приближение изображения предмета к линии горизонта мо­жет быть не только следствием удаления его от наблюдателя, но и след­ствием смещения в реальном пространстве этого предмета или его части по вертикали.

Сказанное иллюстрируется изображениями того же куба (рис. 1, Б, В), где показаны два возможных положения куба (рис. 1,А), которые конкретизировались, как только грани куба перестали быть прозрачными и вступил в действие абсолютный признак глубины — перекрытие (близ­кие предметы или их части заслоняют более далекие).

Надо сказать, что этот признак является почти единственным при использовании аксонометрии в качестве способа изображения трехмер­ных предметов. Действительно, другой признак — уменьшение размеров по мере удаления в глубь пространства — в аксонометрии неприменим, поскольку аксонометрия по определению не изменяет размеров при сме­щении в этом направлении (на рисунке передние и задние ребра куба имеют один размер); здравый смысл подсказывает <.,.>, что аксономет­рия как метод изображения применима лишь для неглубоких про­странств, и, следовательно, эффекты типа воздушной перспективы ис­пользованы быть не могут. Что касается наложения теней, то этот при-