Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Том3 Книга2.doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
21.89 Mб
Скачать

334 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

существенного продвижения в этом направлении получено не было. Вто­рой путь — метод зрительно-тактильной замены — оказался более удач­ным. Суть этого подхода состоит в создании «кожного зрения». В общих чертах метод заключается в следующем. На спине или животе пациента крепится матрица вибротактильных датчиков. Элементом этой матрицы является датчик, который наносит легкий механический удар с опреде­ленной частотой. Сила удара и частота подбираются с таким расчетом, чтобы тактильные ощущения при длительной вибростимуляции были достаточно комфортны и не подвергались адаптации. С помощью вибро­тактильной матрицы можно создавать пространственные узоры тактиль­ных ощущений, которые мы будем называть паттернами. Паттерны формируются с помощью телевизионной камеры. Интенсивность вибро­тактильного удара кодирует яркость в соответствующей точке простран­ства. Проводя аналогию с телевидением, можно сказать, что изображе­ние с телевизионной камеры подается не на экран электронно-лучевой трубки, а на поверхность кожи испытуемого.

Первые впечатления испытуемого, снабженного такой системой, сводятся к ощущениям щекотки. Однако спустя некоторое время это переживание сменяется отчетливым ощущением конфигураций, задава­емых матрицей. Испытуемый начинает отличать вертикальную линию от горизонтальной, возникает способность опознавать некоторые элементар­ные фигуры. Наиболее важная особенность этих ощущений, которая про­является после некоторого периода адаптации, состоит в том, что они пе­рестают переживаться как тактильные ощущения, локализованные на границе тела и окружающего пространства, а объективируются и выно­сятся вовне.

Большой интерес представляют записи аспиранта философского фа­культета Нью-Йоркского университета Гварниеро, слепого от рождения, который в течение трех недель адаптировался к тактильному «зрению»1. Прежде всего, обращает на себя внимание та настойчивость, с которой он подчеркивает «нетактильный» характер переживаемых образов. «Хотя стимулировалась лишь соматосенсорная кора», — пишет он, — «тем не менее переживаемое качество ощущений никак нельзя назвать качеством, присущим тактильным ощущениям. Вместо того, чтобы вводить новое сло­во, или употреблять такие слова, как «осязание» или «прикосновение», я буду пользоваться словом «видеть» для описания того, что я ощущал»2. За­писи Гварниеро во многом напоминают дневники самонаблюдений, кото­рые вели испытуемые в экспериментах с хронической адаптацией к опти­ческим трансформациям. Они представляют систематический отчет о том, как происходило перцептивное научение в этой ситуации, т.е. как восста­навливалась способность адекватно воспринимать предметный мир.

1 См.: Guarniero G. Experience of tactile vision // Perception. 1974. Vol. 3. P. 101 — 104.

2 Там же. Р. 101.

Логвиненко А.Д. Зрение без сетчатки

335

Ощущения, как уже отмечалось выше, лишь в первые часы адап­тации были локализованы на поверхности кожи. Вначале на основе этих ощущений испытуемый мог судить лишь о том, движется образ объекта или нет. Поскольку перемещение паттерна могло быть вызвано двумя причинами, — с одной стороны, перемещением объекта, с другой сторо­ны, перемещением телевизионной камеры, укрепленной на голове испы­туемого, т.е. перемещением самого испытуемого, — в начальном перио­де адаптации испытуемый не мог отличить движение объекта от собствен­ных перемещений. Однако первое, чему он научился в ходе адаптации, было именно это различение. Интересно отметить, что вначале испытуе­мый сознательно ожидал перемещение паттерна в противоположную сто­рону во время собственных движений. В дальнейшем эта деятельность сворачивалась, автоматизировалась, и испытуемый просто переживал объект неподвижным при его сканировании телевизионной камерой.

Достижение стабильности нового перцептивного мира позволило перейти к решению следующей важной задачи: симультанному опозна­нию объекта. Длительное время испытуемый опознавал предметы «ато­мистически», т.е. после продолжительного сканирования. Попытки уско­рить формирование симультанного восприятия состояли в следующем. Испытуемому назывался объект, затем он экспонировался, а после этого испытуемому предлагали ознакомиться с ним при помощи рук. Иногда порядок изменяли: сперва знакомство с предметом посредством активного осязания, затем «рассматривание» его телекамерой. Ни первый, ни вто­рой путь успеха не принесли. Испытуемый никогда не опознавал «зри­тельно» объект, который прежде не встречался в его новом «зрительном» опыте, даже после осязательного знакомства с ним. «Мне так и не уда­лось установить какую-нибудь связь между тем, как нечто "выглядит", и тем, как я ощущаю это нечто посредством осязания. Это не удавалось ни на этой стадии1, ни позже. Поскольку мне не удалось опознать пред­мет, который я "видел", как тот самый, который известен мне по осяза­нию, мне понадобилось некоторое время, чтобы связать название вещей и их новые образы»2. К сожалению, процесс возникновения симультан­ного восприятия так и остался непонятым. Гварниеро лишь констатиро­вал, что предметы, часто появляющиеся в его новом зрительном опыте, спустя некоторое время начинали опознаваться по некоторым характер­ным признакам.

Необходимо отметить, что новый перцептивный опыт, о котором шла речь выше, испытуемый приобретал в особых экспериментальных условиях. Объекты экспонировались на белом экране, благодаря чему достигался высокий уровень контраста, необходимый для успешного

1 Имеется в виду стадия обучения симультанному восприятию с помощью осязатель­ ного знакомства с предметом.

2 См.: Guarniero G. Experience of tactile vision // Perception. 1974. Vol. 3. P. 102.

336