Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
JAN_BIG.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
364.03 Кб
Скачать

§ 2. Имя Божие в религиозном опыте Израиля. История исхода.

Рассказ об откровении Имени Божия стоит в начале великой истории освобождения Израиля. Этот рассказ указывает вперед, он не самодостаточен, он указывает на события, в которых JHWH открывает Себя в Своей спасающей мощи. Бог, носящий имя “Я буду присутствовать так, как буду присутствовать” теперь начинает открывать людям значение Своего имени. Отныне все последующие истории обретают особый смысл. Это рассказы, в которых речь идет об общении Израиля со Своим Богом, истории, в которых JHWH толкует Свое имя. Это не просто события далекого прошлого. Речь идет о “Знамениях JHWH”, в которых высвечивается, кто есть Бог, носящий имя “Я буду присутствовать”.

Для Египта не было ничего необычного в том, что особенно в засушливые времена кочевники Синая приходили на его границы и просили поселения для себя и своего скота в плодородной Нильской дельте. Известно послание одного египетского чиновника с границы своему начальству, написанное около 1192г. до Р.Х. и сообщающее о проходе некоторых Эдомских племен:

“...Иное сообщение для (Господина) моего: мы приготовились пропустить через крепость Мернептах в TKW до прудов Питома в Мернептах в TKW племена s’sw из Эдома, чтобы они и их скот остались в живых по благой воле фараона, благого Солнца всякой земли. Дано в 8-й год, (в день) (рождества) Сета...”

Также и те группы, которые позже при Моисее отважились на исход, некогда пришли в страну подобным образом. Сегодня считается, что в связи с арамейскими переселениями кочевые племена из Аравийской пустыни вторгались в культурные страны “плодородного полумесяца”. Некоторые племена искали также поселения в Египте. И египтяне время от времени действительно их принимали. Они позволяли племенам, которые — по библейскому преданию — из-за великого голода искали защиты в Египте, пересекать свою границу и давали им пастбища в восточной дельте в “земле Гесен”, нынешнем Bagu et-tumelat. Но как египетские “подданные”, жившие под “благим Солнцем” фараона, они поставлялись также на фараонские стройки, куда всегда привлекались египетские феллахи — по меньшей мере времена разливов Нила. Согласно Исх. 1, 11 они должны были строить “города для запасов” Пифом (Pithom) и Раамсес (Ramses), т. е. поселения для администрации и складов, которые были устроены при фараоне Рамзесе II (1290-1224), который заложил в Восточной дельте новую просторную резиденцию. Этот фараон и мог быть тем самым фараоном, при котором в XIII веке отцы Израиля были приняты в Египте. Но длительное содержание на фараонской службе стало невыносимым для свободолюбивых кочевых племен. Под водительством Моисея им удалось выйти из области фараоновой власти и вернуться в степи Синайского полуострова. Об этом повествует в ветхозаветном предании сформированная различными авторами история исхода.

Вопрос о власти (Исх. 5 — 10).

Читая первые строки 5-й главы Исх., можно представить себе монументальные статуи, которые воздвигали себе фараоны, как их образы, дабы показать в них себя простым смертным во всем величии и мощи. Можно вспомнить о тех гимнах, в которых они прославлялись как образы высшего небесного бога.

Из победного псалма Тутмосу III (говорит Солнечный бог Амон-Ра (Re)):

“Я пришел, чтобы дать тебе для попрания властителей Палестины; я распростру их под твоими стопами по всей земле их. Я покажу им твое величие как Господа лучей; ты будешь светить перед ними как мой образ”.

Из гимна Рамзесу II (придворные восхваляют фараона):

Фараон — не только наделенный божественными силами человек, но Сын Амона-Ра, слава и образ самого высшего небесного бога. От него исходит спасение и жизнь. Силами своего благословения он питает своих подданных. Ему принадлежат страны, народы и все существа, и все они должны служить ему одному. Как может осмелиться человек явиться перед фараоном со словами: “Так говорит JHWH, Бог Израилев: “Отпусти народ Мой..” (5, 1)?

Что может сказать ему, Великому Царю, какая-либо другая власть? Фараон и реагирует соответственно:

“Кто такой JHWH, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю JHWH и Израиля не отпущу” (5, 2).

Фараон не желает “знать” JHWH, то есть он не желает Его признавать и Его слушаться, ибо сознает самого себя как воплощение высшего Бога, которому должны служить все народы. Здесь начинается драматическое состязание, которое пронизывает все истории о египетских казнях и в котором речь идет об одном вопросе: кто сильнее. Кто на самом деле Бог, которому должны служить народы (ср. 5, 18 и 7, 16)? Земной человекобог-царь, реагирующий притеснениями, чтобы держать в своей власти людей, или JHWH, видящий скорби своего народа и нисходящий, чтобы спасти его из-под господства египтян?

7 раз, согласно версии яхвиста, Моисей явился к фараону и по приказу JHWH каждый раз говорит ему:

“Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне!” (Исх. 7, 16. 26; 8, 16; 9, 1. 13; 10, 3).

[Яхвист: Исх. 7, 14-18. 20б-21а. 23-29;

8, 4-11а. 16-28;

9, 1-7. 13-21. 23б-34;

10, 1-11. 13б-19. 23-26. 28-29.]

Но каждый раз о фараоне так же стереотипно говорится (Исх. 8, 11а. 28; 9, 7б. 34 и 7, 23):

“Но сердце фараоново ожесточилось”.

Точнее, “он сделал свое сердце тяжелым”, как камень, он продолжал грешить (9, 34) и не отпустил сынов Израилевых. Только когда удары JHWH приблизились к нему самому, его позиция стала все более колеблющейся. На шестой казни он уже готов отпустить мужчин, но оставить женщин и детей. На седьмой казни он желает отпустить весь народ, но без овец и коров. Только в ночь Пасхи фараон — уже затронутый смертью своего первородного сына — отпускает израильтян, даже прогоняет их. Так исполнилось то, что Господь обещал Моисею уже в начале, что “по действию руки крепкой” фараон будет вынужден наконец выгнать народ из земли своей (6,1).

Священнический список тоже говорит о семи казнях над фараоном и Египтом.

[Исх. 7, 1-13. 19-20а. 21б-22;

8, 1-3. 11б-15;

9, 8-12. 22-23а. 35;

10, 12-13а. 20-22. 27]

Но в этом рассказе не фараон в грехах своих ожесточает свое сердце, а Сам JHWH ожесточает сердце царя, потому что Он хочет вывести Свой народ властным судом из земли Египетской.

[Р употребляет другой глагол. У яхвиста стоит kbd hi = “делать тяжелым”, а в Р hzq = “делать жестоким, ожесточать”.]

Египтяне должны узнать, что Он JHWH (7, 5). Поэтому к рассказу о каждой казни прибавляется: “... но сердце фараона было ожесточено” (Pass. Div., у нас Refl.) (Исх. 7, 13. 22б; 8, 15; 9, 35), или точнее: “Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею” (Исх. 7, 3 f; 9, 12; 10, 20. 27; 11, 10). JHWH — суверенный Господь, управляющий всеми событиями таинственным образом. Ничто не случается, что бы не было охвачено Его промыслом (планом) и не было предречено Моисею и Аарону. И сердце фараона в Его руке и без Его воли не может “ни биться, ни двигаться”.

Форум, перед которым согласно Р происходят чудесные знамения, — фараон со своими мудрецами и египетскими чародеями. Сначала они еще могут делать то же, что Бог совершает через Аарона с его жезлом. Но уже после 5-й казни чародеи побеждены и вынуждены признать, что это “перст Божий” (8, 15). Начиная с 4-й казни, когда все люди и скот были поражены язвами, они более не смогли выступить перед Моисеем, ибо сами были покрыты язвами (9, 11). Победа JHWH над фараоном есть также победа египетскими волхвами и их тайными искусствами. За Моисеем стоит Бог, имеющий власть не только над фараоном и всей страной, но и над волхвами и чародеями и всеми богами египтян (ср. 12, 12).

Соединение двух источников объединяет акценты обоих рассказов. Драматика всего усиливается. В сегодняшней канонической версии текста перед нами последовательность 9-ти казней, которые не изменяют сердце фараона. Это происходит только при последнем ударе, который постигает египтян в ночь Пасхи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]