Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Возрастная психология, 20-24.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
49.04 Кб
Скачать

24. Теория привязанности.

1 фаза

Недифференцированная ориентировка и адресация сигналов любому лицу

до 3-х месяцев

2 фаза

Фокусирование внимания на знакомых людях

3 - 6 месяцев

3 фаза

Интенсивная привязанность и активный поиск близости.

6 месяцев - 3 года

4 фаза

Формирование партнерского поведения

3 года - окончание детства

1-я фаза. До 3-х месяцев дети демонстрируют разные виды реакции на людей, но как правило реагируют на всех людей одинаково (правда могут различать мать). Сразу после рождения ребенок предпочитает человеческие лица другим стимулам, любят слушать голоса, по сравнению с другими звуками. В 5-6 недель малыши широко улыбаются при виде любого человеческого лица, их улыбка включает контакт глаз.

В это же время появляется и лепет (воркование и гуленье). Он тоже вначале не избирателен. Лепет вызывается и видом лица, и звуком голоса.

Плач также пока не избирателен. Он возникает в ситуации дискомфорта или, если человек, на которого смотрел малыш, удаляется. Но и успокоить малыша сейчас сможет практически любой.

Малыш также поддерживает близость путем цепляния. В первые месяцы этому способствуют врожденные рефлексы – хватания и Моро. Боулби рассуждал так, что в случае опасности малыш должен схватиться за маму и удержаться на ней. Боулби считал поисковый и сосательный рефлексы также способами поддержания близости с мамой, т.к. они приводят к взаимодействию.

Фаза 2. Фокусирование внимания на знакомых людях. Начиная с 3-х месяцев поведение ребенка начинает меняться. Исчезают многие рефлексы. Но важнее – то, что социальные реакции малыша становятся более избирательными. Младенцы постепенно ограничивают направление своих улыбок знакомыми людьми. При появлении незнакомца дети просто пристально смотрят на него. Становятся они разборчивыми и в направлении своих вокализаций, к 4-5 месяцам дети воркуют, гулят и лепечут только в присутствии знакомых людей.

К этому возрасту их плач намного быстрее успокаивает предпочитаемая фигура. К 5 месяцам малыши начинают тянуться и хвататься за нас – за лицо, волосы, уши. Но только, если они знают нас.

Далее дети сужают свои реакции и на знакомые лица – обычно они отдают предпочтение 2-3 лицам, - и одному в особенности – обычно это мама. По-видимому, наиболее сильная привязанность формируется у детей к тому человеку, который с наибольшей готовностью отвечает на их сигналы и участвует в наиболее приятных взаимодействиях.

3 Фаза. Сохранение близкого положения к определенному лицу с помощью локомоций и сигналов.

На этой стадии у младенца не только постепенно дифференцируется отношение к людям, но и репертуар его реакций расширяется: он включает теперь следование за уходящей матерью, приветствие ее по возвращении и использование ее в качестве базы, откуда он совершает свои исследовательские вылазки. Если мать и ее 1-2-летний ребенок приходят в парк или на игровую площадку, ребенок чаще всего держится рядом с ней некоторое время, а затем отваживается на исследования. Однако он периодически оборачивается назад, обменивается с ней взглядами или улыбками и даже возвращается к ней время от времени, перед тем как отважиться на новые исследования. Ребенок инициирует короткие контакты, "как будто^ пытаясь удостовериться, что она по-прежнему здесь"

Примечательно то, что младенцы начинают громко плакать, демонстрируя тревогу разлучения, если мать покидает комнату.

Одновременно активность неразборчивых проявлений радостного приветствия в адрес других людей снижается. Некоторых людей ребенок выбирает в качестве второстепенных лиц, к которым он испытывает привязанность; другие оказываются вне этого круга. К незнакомым людям ребенок начинает относиться с возрастающей осторожностью, и рано или поздно реагирует на них тревогой и избеганием.

Стадия 3 обычно начинается в возрасте шести-семи месяцев, но может начаться и с запозданием — после года, особенно у младенцев, не имевших тесного контакта с главным лицом, к которому он привязан. Данная стадия, по-видимому, охватывает второй год и частично третий год жизни ребенка.

Стадия 4. Формирование целекорректируемого партнерства.

До 2-3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна. Для 2-летнего малыша знание, что мать или отец "уходят на минуту к соседям, чтобы попросить молока", ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.

Боулби признавал (Bowlby, 1982, р. 387), что о четвертой фазе привязанности известно немного, и мало высказывался о привязанностях в течение остальной жизни. Тем не менее он сознавал, что они продолжают играть очень важную роль.

Эффект разлучения.

Кроме формирования привязанности Боулби занимали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность, а затем он страдал от разлучения. Внимание к таким ситуациям было вызвано научным фильмом Джеймса Робертсона в 1952 г. Фильм запечатлел 8-дневную госпитализацию Лоры, нормальной 2-летней девочки. Как было принято в то время, посещения Лоры членами ее семьи были ограничены, и страдания маленькой девочки произвели глубокое впечатление на всех, кто смотрел фильм.

Согласно Боулби и Робертсону (Bowlby, 1982, chap. 2), эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию.

Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен.

Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали.

Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо.

Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес.

К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но бывают и исключения. Если разлучение было продолжительным и, если ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может утратить доверие ко всем людям. Результатом в этом случае также становится "личность, лишенная любви", человек, который перестает по-настоящему заботиться об окружающих.

Госпитализм - замедление и искажение развития детей вследствие нахождения их в неблагоприятных условиях интернатных учреждений. Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Боулби предположил, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Он обращал внимание, что в неблагоприятных условиях фазы могут длиться заметно дольше указанного.

Но и в, казалось бы, нормальных семейных условиях подходы к воспитанию детей сильно различаются.

М.Эйнсворт со своими студентами наблюдали матерей и их детей (23) в домашних условиях в течение первого года их жизни, проводя у них дома примерно 4 часа каждые 3 недели. Когда детям исполнилось 12 месяцев Эйнсворт решила посмотреть, как поведут себя дети в неизвестной обстановке.

Детей с их матерями приглашали в лабораторию, где за младенцами наблюдали в ситуации разделения с матерью.

«Ситуация незнакомца»

На время процедуры мать и ребенка помещают в незнакомую игровую комнату с игрушками, при этом исследователь наблюдает/фиксирует этапы прохождения через одностороннее зеркало. Процедура состоит из восьми последовательных этапов, в которых ребенок испытывает как отделение и воссоединение с матерью, так и присутствие незнакомого человека.

https://vk.com/wall-32487611_1286?z=video-35422673_171322361%2F24de0ee55d96bd14d9%2Fpl_post_-35422673_6564

Ход эксперимента

1. На первом этапе мать с ребенком оставляли на некоторое время в комнате одних, чтобы младенец мог привыкнуть к новой обстановке.

2. Как только он привыкал, в комнату входил незнакомец.

3. далее мать выходила из комнаты, оставляя ребенка наедине с незнакомым человеком.

4. Потом мать опять заходила в комнату, а незнакомец выходил.

5. Мать тоже выходила из комнаты, оставляя ребенка одного.

6. В комнату снова заходил незнакомец.

7. После чего мать тоже заходила в комнату, а незнакомец выходил.

Мэри Эйнсворт оценивала интенсивность четырех разных типов наблюдаемого поведения по шкале от 1 до 7, выделив четыре типа поведения:

• сепарационная тревожность (проявление малышом беспокойства, когда мать выходит из комнаты);

• готовность ребенка исследовать новую ситуацию;

• тревожность, связанная с незнакомцем (реакция малыша на присутствие незнакомого человека);

• поведение после воссоединения (поведение ребенка после возвращения матери в комнату).

На основе этого эксперимента Эйнсворт идентифицировала три, а позднее 4 различающихся стиля привязанности младенцев: надежный, неуверенный или избегающий и сопротивляющийся.

 

Надежная привязанность

Избегающий стиль

Амбивалентный (сопротивляющийся) стиль

65-70 %

20%

15%

Сепарационная тревожность

да

нет

да

Готовность исследовать новое

да

да

минимальная

Тревожность, связанная с незнакомцем

в присутствии матери -дружелюбен, в отсутствии - избегает

нет

да

Поведение при воссоединении

позитивное

нет реакции

амбивалентное

Надежный стиль (Паттерн В)

Дети надежной привязанностью уверены, что мать, или другой объект привязанности, сможет удовлетворить их потребности. Ребенок ищет объект привязанности каждый раз, когда сталкивается с тем, что ему не нравится и неприятно. Объект привязанности используется младенцем как надежная база для безопасного исследования окружающего мира. Эйнсворт выяснила, что для большинства детей, принимавших участие в ее исследовании, был характерен именно этот стиль привязанности. Когда такие дети расстраивались, объект привязанности мог без труда их успокоить. Этот стиль привязанности вырабатывается у младенца, если объект привязанности восприимчив к его сигналам и должным образом реагирует на его потребности. Исследование Эйнсворт показало, что в целом данный стиль характерен для 65-70 % детей; для него типичны следующие формы проявления:

• Сепарационная тревожность: когда мать выходит из комнаты, ребенок расстраивается и плачет.

• Исследования окружающего мира: младенец использует мать как надежную, безопасную базу.

• Тревога, вызванная присутствием незнакомца: ребенок дружелюбен и спокоен до тех пор, пока мать остается в комнате. Если же она выходит, он начинает упорно избегать незнакомого человека.

• Воссоединение: младенец становится довольным и позитивным, после того как мать возвращается в комнату.

Неуверенный избегающий стиль (Паттерн А)

Такие дети более независимы и в своих исследованиях окружающего мира не полагаются на объект привязанности. Причем независимость младенца проявляется не только в физическом, но и в эмоциональном свойстве; подвергнувшись стрессу, он не ищет помощи и защиты у объекта привязанности. У таких детей объект привязанности характеризуется нечувствительностью; он не помогает младенцу, когда тот сталкивается с трудностями, не старается удовлетворить его потребности и обычно недоступен в моменты, когда ребенок испытывает эмоциональное потрясение. Общая интерпретация Эйнсуорт сводится к следующему: когда эти малыши попадали в Незнакомую ситуацию, они опасались, что не смогут найти у своей матери поддержки и поэтому реагировали в оборонительном ключе. Они избирали безразличную, сдержанную манеру поведения, чтобы себя защитить. Их так часто отвергали в прошлом, что они пытались забыть о своей потребности в матери, чтобы избежать новых разочарований. По оценке Эйнсворт, к этой категории относятся до 20 % всех младенцев. Для избегающего стиля типичны такие формы проявления:

• Сепарационная тревожность. Когда мать выходит из комнаты, ребенок не проявляет никаких признаков тревоги и беспокойства.

• Тревога, связанная с присутствием незнакомца: ребенок чувствует себя в обществе незнакомого человека совершенно спокойно и ведет себя, как обычно.

• Воссоединение: младенец практически не реагирует на возвращение матери в комнату.

Эйнсворт обнаружила, что мать и незнакомый человек успокаивают ребенка с одинаковым успехом.

Ненадежный амбивалентный (сопротивляющийся) стиль (паттерн С)

Ненадежный, сопротивляющийся стиль привязанности характеризуется тем, что младенец насторожен или амбивалентен по отношению к объекту привязанности. Он отвергает объект привязанности, когда тот пытается контактировать или взаимодействовать с ним, но иногда ведет себя зависимо и даже навязчиво. В этом случае объект привязанности не является для младенца источником чувства защищенности, поэтому ребенок сталкивается с трудностями при исследовании окружающего мира.

Если такой ребенок чем-то расстроен или огорчен, присутствие объекта привязанности и контакт с ним его не успокоит; его вообще трудно успокоить. Как обнаружила Эйнсворт, ненадежный, сопротивляющийся стиль привязанности характерен для 15 процентов детей.

• Сепарационная тревожность: когда мать выходит из комнаты, ребенок реагирует крайне негативно; он напуган и расстроен.

• Тревога, связанная с присутствием незнакомца: ребенок явно боится незнакомого человека и всеми силами старается избегать его.

• Воссоединение: когда мать возвращалась в комнату, младенец тянулся к ней, но в контакт не вступал; некоторые дети даже отталкивали мать.

• Эйнсворт обнаружила, что младенцы с сопротивляющимся стилем привязанности менее охотно исследуют окружающий мир и чаще плачут, чем дети с двумя другими стилями привязанности.

Характеристики матерей

Матери детей типа В (надежная привязанность) имели частый и длительный телесный контакт с ребенком, были чувствительны к его сигналам. Они учитывают ритмы ребенка, испытывают обоюдное удовольствие от общения.

Матери группы А - часто проявляли негативные чувства по отношению к ребенку, скрывая их за позитивными, избегая контакта, реже эмоциональная выразительность. Взаимодействия с ребенком - навязчивые, контролирующие активность.

Матери группы С проявляли нечувствительность к сигналам ребенка, они не отвергали физический контакт, но часто он был неуместен. Держа его на руках не были аффективно вовлечены во взаимодействие с ним.

Привязанность части детей не похожа на описанные паттерны. Они были отнесены к Паттерну D – деструктивная привязанность

Эгеланд и Сроуф отнесли детей, проявляющих противоречивое поведение к группе D. В данную группу вошло большое число детей, имеющих опыт насилия, отвержения в семьях. Дети демонстрировали желание близости и контакта, но после встречи матери впадали в отстраненное и подавленное состояние. Противоречивое поведение связано с невозможностью сформировать четкие, обобщенные представления об отношении с родителем, не способны интегрировать опыт взаимодействия в семье, что приводит к дезорганизации и дезориентации в условиях стресса.

Дальнейшие эксперименты Мэри Эйнсворт последовательно подтвердили ее выводы, и со временем «Незнакомая ситуация» стала общепринятой методологией, применяемой для оценки привязанности младенцев. Ребенок может иметь разный тип привязанности к каждому из родителей, а также к любому значимому взрослому. Стиль привязанности, таким образом, является не столько частью мышления ребенка, сколько характерной чертой определенных взаимоотношений. Однако, примерно после пяти лет, дети, как правило, проявляют один устойчивый паттерн привязанности в отношениях.

Исследования многочисленных авторов показали, что тип привязанности может выступать предиктором ряда личностных переменных в старшем возрасте. И именно надежная привязанность является важным условием дальнейшего позитивного развития.