Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хирургия_книга.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
424.84 Кб
Скачать

Бурситы в области коленного сустава*

В области коленного сустава у животных располагаются под­кожная, подсухож-ильная и подмышечная слизистые сумки, кото­рые в результате травмирования нередко воспаляются. В клини­ческой практике у лошадей чаще всего наблюдают воспаление подкожной препателлярной слизистой сумки, подсухожильной сумки длинного пальцевого разгибателя и третьей малоберцовой мышцы, у крупного рогатого скотавоспаление слизистой сумки двуглавой мышцы бедра. По течению воспалительные процессы в названных выше сумках бывают острые и хроничес­кие, по характеру выпотевающего в полость сумки экссудата — серозные, серозно-фибринозные и фибринозные, а по этиоло­гии — асептические и инфекционные.

Этиология. Причины болезни в основном те же, что и при бурситах ягодичной средней мышцы.

Клинические признаки. Они зависят от характера воспаления (острое и хроническое) и от того, какая поражена сумка (под­кожная, подсухожильная, подмышечная).

При воспалении препатиллярной слизистой сумки коленного сустава в острых случаях у животного наблюдается умеренная хромота смешанного типа. При пальпации на передней поверх­ности коленной чашки обнаруживают ограниченное, горячее, флюктуирующее, болезненное опухание сумки. В хронических случаях болезненность при пальпации в большинстве случаев отсутствует; консистенция опухания иногда становится плотной за счет разрастания фиброзной ткани. Расстройства функции конечности не наблюдается. При гнойном бурсите отмечают бо­лезненное диффузное опухание самой сумки, окружающих ее мягких тканей и хромоту второй степени. Если оперативное вмешательство запоздает, нагноившаяся сумка самопроизвольно вскрывается и гнойный экссудат выделяется наружу, после вскрытия гнойной полости хромота заметно уменьшается.

В случае воспаления подколенной слизистой сумки при ост­ром течении болезни у животного возникает хромота слабой степени. Пальпацией области нижней части коленной чашки и бедренной кости (на ладонь ниже подколенника) в месте при­крепления средней прямой связки к большеберцовой кости об­наруживают болезненное, горячее, ограниченное припухание, которое при переходе воспаления в хроническую форму иногда увеличивается до значительного размера. Хромота при этом от­сутствует.

При воспалении подсухожильной синовиальной сумки длин­ного пальцевого разгибателя и малоберцовой третьей мышцы в острых случаях болезни у животного наблюдается значи­тельная хромота смешанного типа. Иногда при поражении длинной сумки, особенно при ее гнойном воспалении, появ-

ляются такие же симптомы, как и при воспалении коленного сустава. Это часто бывает в тех случаях, когда воспалительный процесс из указанной сумки распространяется на коленный сустав вследствие ее сообщения с полостью наружного мешка бедро-берцового сочленения. Пальпацией в области наружной поверхности болыиеберцовой кости (позади гребня и бугра) находят болезненное, флюктуирующее, цилиндрической формы опухание. При хроническом воспалении синовиальной сумки ее полость иногда наполняется серозным экссудатом до зна­чительного размера (гигрома), обусловливая тем самым хромоту. Кроме того, в случаях хронического синовита коленного сустава жидкость при ее большом скоплении в полости сустава пере­мещается из его полости в полость синовиальной сумки, растягивает ее стенки и тем самым обусловливает симптомы бурсита.

Воспаление слизистой сумки двуглавой мышцы бедра у рога­того скота в острых случаях сопровождается появлением на на­ружной стороне коленного сустава и мыщелка бедренной кости (на месте прикрепления сухожильной ветви двуглавой мышцы и наружной прямой связки коленной чашки) небольшой, ограни­ченной, круглой или овальной формы, болезненной, флюктуи­рующей припухлости, обнаруживаемой пальпацией. При хрони­ческом течении болезни размер припухлости значительно увели­чивается, так как в воспалительный процесс вовлекаются парабурсальные ткани, припухлость становится более плотной; расстройства функции конечности при асептическом поражении данной бурсы не наблюдается.

Диагноз. При постановке диагноза следует учитывать данные наружного осмотра, пальпации и характер функционального рас­стройства конечности. При необходимости делают пункцию бурсы.

Прогноз. При асептическом воспалении прогноз благоприят­ный, при гнойномосторожный.

Лечение. Применяют методы консервативной терапии. Они в основном те же, что и при воспалении слизистой сумки ягодич­ной средней мышцы. Оперативное лечение производится с уче­том анатомо-топографического расположения бурсы коленного сустава.

РАЗРЫВ ИКРОНОЖНОЙ МЫШЦЫ И ПЯТОЧНОГО СУХОЖИЛИЯ (RUPTURA M.GASTROCNEMII ЕТ TENDINIA ACHILLIS)*

Разрыв икроножной мышцы и пяточного (ахиллова) сухожи­лия чаще всего наблюдается у крупного рогатого скота и реже у лошадей и собак. Разрывы бывают полные и частичные, обычно односторонние и редко двусторонние, т. е. на обеих конечнос­тях. Кроме того, разрыв икроножной мышцы и пяточного сухо-

жилия иногда сопровождается одновременным разрывом сухо­жилия поверхностного пальцевого сгиба.

В промышленных животноводческих комплексах по откорму крупного рогатого скота у откормочных некастрированных быч­ков в возрасте 6—7 мес и старше наблюдали массовые случаи разрывов одного или обоих пяточных сухожилий.

Этиология. Причины разрывов — чаше всего чрезмерные на­сильственные растяжения сухожилий вышеназванных мышц: у лошадей — при поскальзывании, преодолении препятствий, уда­рах острыми предметами; у крупного рогатого скота — в момент случки, падения на льду во время зимнего водопоя на реке; у собак — при прыганий с большой высоты, укусах другими жи­вотными. Предрасполагают к разрыву хронические воспалитель­ные атрофические процессы сухожилий, мышц и других окружа­ющих их тканей, в частности воспаление пяточного (ахиллова) сухожилия и сухожилия поверхностного пальцевого сгибателя, бурситы и тендовагиниты в области бугра пяточной кости, пери­оститы, оститы и экзостозы, а также открытые и закрытые по­вреждения тканей в области задней поверхности заплюсневого сустава и голени, сопровождающиеся гнойным воспалительным процессом.

Причины массовых разрывов пяточных сухожилий у нека­стрированных бычков в возрасте 6—7 мес и старше пока недо­статочно изучены. Многие исследователи считают, что в основе данной болезни лежат нарушения минерально-витаминного об­мена, в частности несбалансированное по фосфору и кальцию кормление. И. С. Панько и В. И. Издепский (1975) установили, что при данном заболевании пяточного сухожилия наблюдаются различные формы поражения соединительной ткани (гидремия, склероз, некроз), снижение фагоцитарной ее активности, что, по их мнению, обусловлено коллагенезом. Болезнь протекает с яв­лениями развития в сухожильной ткани дистрофических, дегене­ративных процессов без видимых признаков воспаления, не свя­занных с какой-либо травмой. Подкожно, на месте прикрепле­ния ахиллова сухожилия к пяточному бугру, обнаруживается некроз, распространяющийся вверх. Выше на 3—8 см некротизи-рованного участка встречаются точечные кровоизлияния в пери-тенон, отмечаются также разрыхление и разволокнение мышц на месте их перехода в сухожилие.

Клинические признаки. В состоянии покоя животное держит больную конечность значительно согнутой в заплюсневом суста­ве, круп пораженной стороны тела опущен (рис. 72). При пол­ном разрыве икроножной мышцы сухожилие поверхностного пальцевого сгибателя находится в расслабленном состоянии. Пальпацией области верхней части голени на месте разрыва икроножной мышцы обнаруживают дефект (углубление) или бо­лезненное припухание тканей; при разрыве пяточного сухожилия

подобный дефект находят вблизи пяточного бугра. Во время пассивного сильного сгибания заплюсневого сустава препятст­вий не встречается; при разгибании сустава животное реагирует болезненно.

При движении животного внезапно появляется сильная хро­мота опирающейся конечности, при этом заплюсневый сустав значительно сгибается, а плюсневая кость принимает наклонное положение к земле; у собак она почти касается земли.

При одновременном разрыве пяточных сухожилий на обеих конечностях животное опирается заплюсневыми суставами и плантарной поверхностью плюсны, движение затруднено.

При разрыве пяточного сухожилия у некастрированных от­кормочных бычков больные животные много лежат, с трудом поднимаются. В области пяточного бугра пальпацией обнаружи­вают болезненное опухание твердой консистенции, пяточное су­хожилие утолщенное. В дальнейшем оно становится рыхлым. При одновременном разрыве сухожилий на обеих конечностях больное животное принимает позу сидящей собаки.

Диагноз. Следует учитывать характерные для этого заболева­ния симптомы. Наряду с этим необходимо дифференцировать паралич большеберцового нерва, при котором выражен симптом сильного сгибания заплюсневого сустава, от разрывов икронож­ной мышцы и пяточного сухожилия. Местное исследование на разрыв позволяет уточнить диагноз, так как при параличе нерва отсутствуют дефект тканей и болезненное их припухание.

Прогноз. У крупных животных (лошадь, крупный рогатый скот) при неполных разрывах икроножной мышцы прогноз осто­рожный, при полном разрыве — сомнительный, при двусторон-

нем полном разрыве — неблагоприятный; чем ближе место раз­рыва к бугру пяточной кости, тем меньше надежды на хороший исход. Неполные разрывы икроножной мышцы и пяточного (ахиллова) сухожилия в большинстве случаев заканчиваются пол­ным выздоровлением; на сращение полного разрыва требуется более 2 мес. После сращения иногда остается неустранимая хро­мота.

У мелких животных при разрыве сухожилий прогноз благо­приятный.

Лечение. При неполном разрыве пяточного сухожилия боль­ному животному предоставляют полный покой на 4—6 нед. На­значают массаж, грязе- или парафинолечение. При полном раз­рыве сухожилия лошадь, кроме того, фиксируют с помощью поддерживающего аппарата. При полных разрывах пяточных су­хожилий у крупного рогатого скота их сближают и фиксируют при помощи металлических крючков (наподобие рыболовных) и с обеих сторон стягивают проволокой или крепкой дратвой. Крючки вонзаются и захватывают кожу, клетчатку и сухожилия. Поверх накладывают асептическую повязку. У мелких животных при полном разрыве разорванные концы сухожилия сшивают, после чего накладывают иммобилизирующую повязку. Лечение при разрывах пяточного сухожилия у откормочных бычков не разработано.

ДЕФОРМИРУЮЩИЙ ОСТЕОАРТРИТ (OSTEOARTHRITIS DEFORMANS)*

Деформирующий остеоартрит в отличие от артроза представ­ляет собой хроническое воспаление сустава (в данном случае заплюсневого), возникающее на почве острых или хронических воспалительных процессов. Характеризуется развитием стойких соединительнотканных и костных разращений (рис. 75). По кли­ническим признакам болезнь напоминает артроз, и поэтому раньше ее не считали самостоятельной, а регистрировали под общим названием шпат. Однако, как показали дальнейшие ис­следования, этиология и патогенез, а также и патологоанатоми-ческие изменения при этих двух болезнях различны. Рентгеноло­гическое исследование неопровержимо доказывает, что остео-артрит и артроз — самостоятельные болезни.

Этиология. Остеоартрит — заключительная стадия острого или хронического артрита. Каждый воспалительный процесс в суста­ве независимо от причины, интенсивности воспаления, продол­жительности и характера изменений может вызвать хронический остеоартрит. В этой связи различные травмы, напри­мер ушибы, растяжения, внутрисуставные переломы и трещины костей, следует рассматривать как перво­причину болезни, оканчи­вающейся деформирующим остеоартритом. Особо сле­дует указать на микротрав-мы элементов сустава и околосуставных тканей (трабекулярные переломы, интраоссальные кровоиз­лияния, небольшие надры­вы и разрывы связочного аппарата), вызывающие за­болевания со слабыми, почти незаметными клини­ческими признаками. Впоследствии такие болез­ни могут перейти в дефор­мирующий остеоартрит. В этих случаях патологический процесс может протекать в первичной хронической форме. Хронический остеоартрит может развиваться как следствие рев­матического и гнойного артритов на определенной стадии их течения.

Патогенез. Локализация первичных воспалительных измене­ний при деформирующем остеоартрите зависит от причины, вы­звавшей болезнь. В одних случаях процесс начинается с разру­шения суставного хряща (мутное набухание, разволокнение и некроз), в других — с повреждения костей (деструкция, остеопо-роз, остеосклероз) или капсулы сустава (дегенеративно-пролифе-ративные изменения). В дальнейшем на основе разрушения сус­тавного хряща и реактивно-репаративных процессов в смежных костях тугоподвижных сочленений развивается анкилоз сустава. В итоге дегенеративного процесса капсула сустава неравномерно сморщивается из-за разрастания фиброзной ткани. Кроме того, в местах прикрепления суставной сумки развивается вначале не­большие, а затем все более и более увеличивающиеся костные разращения.

Клинические признаки. Основные признаки деформирующего остеоартрита — хромота и деформация сустава, проявляющаяся в разной степени. В тех случаях, когда деформирующий остеоар-трит развивается из острого воспаления сустава, возникшего от однократной тяжелой травмы, обнаруживаемые клинические признаки бывают свойственны хроническому течению этого вос­паления и выражены достаточно ярко. Если же болезнь развива­ется от многократных мелких травм, клинические признаки вначале отсутствуют и только в дальнейшем нарастают. Вначале хромота бывает опирающейся конечности и незначительной; в дальнейшем она усиливается и иногда становится смешанной. При деформирующем остеоартрите, так же как и при артрозе, животное хромает сильнее в начале движения (с места), а затем хромота уменьшается. По мере развития в суставе патологичес­кого процесса хромота прогрессирует.

Опухание сустава также различно. Иногда оно большое и локализуется на медиальной и латеральной поверхностях сустава (воспаление голенотаранного сочленения). Консистенция обыч­но плотная, поверхность гладкая. Такое опухание указывает на хроническое воспаление сустава с преимущественным поражени­ем капсулы его и сохранением подвижности, хотя последняя и уменьшается.

При заболевании сочленений тугоподвижной части заплюсне-вого сустава опухание развивается на медиальной или дорсоме-диальной поверхности его. Оно бывает плотным, негорячим, безболезненным, обычно четко отграниченным, а иногда с не­резкими границами. В подавляющей части случаев дифференци­альная диагностика деформирующего остеоартрита и артроза по клиническим признакам ненадежна. Только рентгенологическое

исследование вскрывает картину патоморфологических измене­ний и обеспечивает уточнение диагноза.

Деформирующий остеоартрит на определенной стадии болез­ни обычно характеризуется развитием анкилоза тугих сочлене­ний сустава. На рентгеновском снимке он проявляется не только исчезновением суставной щели, но и переходом трабекулярной структуры с одной кости на смежную без перерыва. Обнаружи­ваемое клиническим исследованием опухание заплюсневого сус­тава расшифровывается на рентгеновском снимке как образова­ние остеофитов и окостенение межкостных связок.

В отличие от артроза при деформирующем остеоартрите иног­да обнаруживают на снимке интенсивные, изолированные от костей тени, располагающиеся в околосуставных тканях. При патологоанатомическом вскрытии на месте этих тканей находят изолированные костные образования, возникающие в результате окостенения фиброзной ткани.

Кроме указанных признаков при продолжительном течении болезни обнаруживают, как и при артрозе, атрофию мышц и деформацию копыта больной конечности.

В клинической практике для диагностики деформирующего остеоартрита издавна принято пользоваться так называемой шпа­товой пробой. Сущность этой пробы заключается в следующем. Сначала проводят лошадь шагом, затем прогоняют рысью для определения степени выраженности хромоты. После этого жи­вотное ставят на ровное место, поднимают исследуемую конеч­ность и подтягивают ее к брюшной стенке так, чтобы заплюсне-вый сустав был максимально согнут. В таком положении удер­живают конечность не менее 3 мин, затем отпускают ее и сразу же принуждают лошадь идти рысью. Если с первых шагов хро­мота усиливается (иногда лошадь скачет на трех ногах, не опира­ясь больной конечностью, и держит ее в согнутом положении), а потом, постепенно уменьшаясь, становится такой же, как была до исследования, то проба считается положительной. Однако нужно иметь в виду, что она нередко положительна не только при деформирующем остеоартрите заплюсневого сустава, но и при ряде заболеваний других суставов, в частности коленного. Более того, иногда совершенно здоровые, но старые лошади также дают положительный результат.

С целью дифференциальной диагностики деформирующего остеоартрита заплюсневого сустава и хронических болезней ко­ленного сустава можно произвести диагностическую инъекцию 3—4%-ного раствора новокаина для анестезии большеберцового и малоберцового нервов, а также проводку животного через пре­пятствие.

Прогноз. При деформирующем остеоартрите заплюсневого сустава прогноз от осторожного до неблагоприятного. Пораже­ние тугоподвижных сочленений заканчивается анкилозом, хро-

мота при этом уменьшается или исчезает. Воспаление голенотаранного сочленения сопровождается, как правило, стойкой не­устранимой хромотой.

Лечение. В тех случаях, когда болезнь возникает от однократ­ной тяжелой травмы, рациональное лечение острого воспаления может предотвратить хронический деформирующий остеоартрит. Если болезнь развивается от множественных мелких травм и с самого начала характеризуется хроническим течением, нужно предоставить животному покой на 1,5—2 мес. Для ускорения развития анкилоза в тугоподвижных сочленениях применяют про­никающее прижигание, а при неустранимой хромоте делают неврэктомию большеберцового и малоберцового нервов, которую проводят после предварительной анестезии указанных нервов.