- •В . П. Ширков. Староверы-поляки рудного алтая (XVII-хх века) Быструха-Усть-Каменогорск. 2013г.
- •Рецензент: Профессор вкгту им. Д. Серикбаева, доктор исторических наук Алексеенко а.Н. Введение
- •Поморье, Стародубье, Ветка.
- •Переселение и выселение
- •Семья у входа в избу, д.Быково 1912г. Бухтарминский уезд.Фотограф а.Н.Белослюдов(42.Стр69)
- •Религиозные «толки» и «согласия»
- •Старое кладбище с. Быструха. На могилах «поляки» в XVIII-XIX вв. Ставили камни.(фото 2009г.)
- •Старообрядческий часослов (школьный музей с. Быструха, фото 2009г.).
- •Землеустройство Кабинета
- •Карта земельных угодий д. Малая Уба, 1912г, составитель техник Толапов ( школьный музей с. Малая Уба, фото 2009г).
- •Внутреннее убранство дома «поляков» XIX-начало хх вв. (школьный музей с. Секисовка, фото 2009г)
- •Бутылы (сапоги), (школьный музей с. Секисовка, фото 2009г).
- •Предметы быта и одежды, (школьный музей Малая Уба,фото 2009г.)
- •Вид на д. Черемшанку: дом среднего достатка «поляка». Змеиногорский уезд. Риддерская волость. Фотограф с.П.Швецов. 1920гг..(42.Стр27). Просвещение
- •Дети-«поляки» в домашней будничной одежде. Змеиногорский уезд. Риддерская волость. Фотограф с.П.Швецов 1912-1920гг.(42.Стр.26)
- •Фольклорная группа «поляков». Глубоковский р-он, с. Быструха, (фото 1987 г.).
- •Источники и литература
Переселение и выселение
В России наиболее консервативные ревнители старой веры, прокляв «предателей», продолжали переселяться в глухие места в «пустыни», чтоб изолироваться от мира, сохранить «чистоту» духа и старый жизненный уклад. Против официальной власти такие религиозные ревнители боролись, как вооруженным путем - давая отпор карателям, так и массовым самосожжением и «запощеванием» до голодной смерти. Хотя самосожжение не всегда проводились за веру. Чаще всего это предпринималось в знак протеста против мздоимства и непосильных налогов. В Тобольском крае организаторы самосожжения в 1756 году говорили: «….за многими ныне народными тягостями ни один человек в мире спасти себя никак не может».(3.стр274). Историк Сибири Пётр Андреевич Словцов (1767-1843гг), не был приверженцем раскола, указывал на несколько случаев самосожжения при Тоболе и Тюмени, восхищаясь, писал: « Конечно так, душа и рассудок этих злополучных были в омрачении, но какое сердце, какое покорное сердце билось в этих самоубийцах?».(5.стр194).
Тайный советник В.Н. Татищев, находясь на Урале в своем донесении в Санкт-Петербург писал: «… на партикулярных заводах Демидовых и Осокиных приказчики едва не все, да и сами промышленники некоторые-раскольники, и ежели оных выслать, то, конечно, им заводов содержать некем, и в заводах Ея Величества будет не без вреда»(3.стр269). Татищев недолюбливал заводчиков за покровительство раскольникам, за богатую и прибыльную Невьянскую ярмарку Акинфима Демидова.(5стр285). Горнопромышленник Демидов в 1726 году, основал первые рудники и заводы на Алтае и назвал их Колывано-Воскресенскими. Горнорабочие «бергайеры», и приписные к заводам крестьяне, как отмечалось выше, в основном были приверженцами старой веры. Акинфима не интересовало, каких религиозных взглядов придерживались его крепостные рабочие. Его больше интересовала прибыль, полученная из недр Алтая. После смерти Демидова, 12 мая 1747 году согласно указу императрицы Елизаветы Петровны все рудники и заводы были отобраны в её личную собственность, что сразу увеличило количество побегов рабочих и крестьян в леса и горы края, или как раньше говорили – уйти в Камень.(6.стр.17). В 1748 г. поймали двух заводских рабочих, пытавшихся бежать через р. Уба в долину реки Бухтарма. Долина реки Бухтармы была объектом вольной колонизации, сюда в 1764 году бежало сразу 25 горнорабочих Змеиногорского рудника.(7.стр41). Летом 1760 года военная команда, посланная на розыск беглых с алтайских заводов приписных крестьян, захватила на реке Уба трех человек, которые имели две избы, мельницу и пашенное хозяйство.(8.стр43).
Семья у входа в избу, д.Быково 1912г. Бухтарминский уезд.Фотограф а.Н.Белослюдов(42.Стр69)
Новые открытия и разработки месторождений полезных ископаемых на Рудном Алтае в XVIII веке, требовало увеличения количество рабочих рук. Границы Алтайского округа с каждым годом расширялись. Кроме того, рудники и заводы, а также войска Иртышской и Колывановской пограничных линий остро нуждались в продовольствие и фураже. Попытки военных чиновников и Сибирской администрации решить проблему путем распашки земли трудом служивых людей 1746-1747 гг., не увенчались успехом.(9.стр59).
Кабинет Ее Величества, созданный для управления личных владений императорской семьи Романовых, пришел к выводу, что решить продовольственную проблему можно только массовым переселением крестьян на Алтай. «Плодородие края дознано через поселения людей разного условия, начавшееся по линии Колывано-Кузнецкой с 1756г….»,-пишет историк П.А.Словцов.(5.стр491).
Указ сената в 1760 году разрешал государственным крестьянам-добровольцам заселяться по рекам: « Уба, Ульба, Березовка, Глубокой и прочим, впадающим в оные,… с освобождением на три года от податей». Но в этом, же году выходит указ о приписки крестьян к алтайским рудникам и заводам, что отпугивало переселенцев на переезд. Тогда Кабинет попытался заселить Рудный Алтай «ссылошными» за «предерзкие проступки». Получив от казны 5 рублей на покупку лошади и 54 пуда семян хлеба «ссылошные», по докладу сибирского губернатора Д.Чечерина в сенат: «… в своей массе отроду, что есть соха - не слыхивали, родились и выросли в гульбе. Лошадей поморили, хлеб поели, платье пропили, их за то секут, а они бегают да воруют».(6.стр14). И всё же на территории Рудного Алтая к 1763 году крестьяне - добровольцы построили пять населённых пунктов (Убинское, Прапорщиково, Глубокое, Выдриха, Зевакино).(9.стр60). Первое земледельческое старожильческое население имело конфессиональные отличия. Следует выделить представителей дореформенного православия, попавших на Алтай в результате внутренней миграции населения с Тоболья, чьи предки оказались в Сибири еще в конце XVI – первой половине XVII в., новообрядцев-никониан, принявших во второй половине XVII в. церковную реформу, и старообрядцев, отвергнувших нововведения патриарха Никона.(10.стр. 2).
С
воцарением Екатерины Второй проводиться
активная колонизация земледельцами
края. Императрица понимала, что для
заселения крестьянами Рудного Алтая
необходимы финансовые средства и
экономически крепкие общины. Такие
средства и такие крестьянские общины
она видела в лице старообрядчества
проживающего в Польше. Учитывая
финансовые возможности зарубежного
раскольничьего капитала, Екатерина II
издает первый 4 декабря, а затем
дополнительный манифест от 14 декабря
1762 года, призывающий вернуться всем
беглецам и в первую «голову раскольникам,…без
всякого опасения и страха». При
этом
Документ 1793 г. о Польше,
(школьный музей с. Быструха, фото 2009г.)
указывалось, что место жительства ими может быть выбрано либо прежнее, где проживали до ухода, либо указанное распоряжением императрицы, соответственно в Сибирь ближе к рудникам и заводам. Народ постепенно стал возвращаться на Родину, но только селились не в Сибири, как этого желала правительство, а уже на обжитые староверами места. На Иргизе - большом притоке р. Волга в Саратовской и Самарской губерниях староверы быстро возвели монастыри и многочисленные приходы. Слава Иргиза превзошла и Керженец, и Стародубье, и Ветку. Екатерина II прислала в дар Иргизской Никольской церкви священническую ризу, на которой собственноручно вышила своё имя.(4.стр137). Организацию переселения приняли на себя существовавшие внутри страны старообрядческие общины, и повели ее уверенным, быстрым темпом. На Алтай же попадала бедная, малочисленная часть крестьян-староверов. Это доказывает рассказ жителя села Бобровка, записанный исследователем М.В Швецовой: «Был я у пана заведующим псарней,…жизнь моя была хуже смерти. Вот и порешили идти в Сибирь».(11.стр10). Таким образом, очередная попытка заселить крестьянами личные владения земли Кабинета на Алтае и Сибири вновь потерпела неудачу. К тому же ухудшились отношения императрицы с православной церковью из-за «лояльного отношения» правительства к раскольникам. Священный Синод настоятельно просил Екатерину II не давать разрешения на постройки часовен раскольникам, «чтоб не было православным развращения».(12.стр157). Внутриполитические и экономические проблемы сплелись в «гордиев узел» и императрица «разрубает» его.
Чтоб Священный Синод больше не вмешивался в государственную политику в 1764 году, проводится секуляризация церковных земель, приведшая к финансовой зависимости высшего сословного духовенство от светской власти. В том же году за границу, в Польшу посылают карательный отряд под командованием генерал-майора Маслова. В те времена Польша была политически слабой и с ней не церемонились. Старообрядческий центр на Ветке был полностью разорен. Не многим жителям Ветки удалось бежать в Стародубье.
Попавших в плен к карателям мужчин, женщин, дети (20 тысяч человек), отправили в город Калугу и далее в Сибирь. В 1765 г. издано специальное распоряжение, в котором повелевалось ссылать в Сибирь беглецов из Польши и Литвы. В дальнейшем, согласно распоряжению императрицы, разделяя семьи, правительство стало выселять бывших жителей Ветки на Алтай и Забайкалье. Заселяя кабинетское землевладения крестьянскими семьями, царская администрация решала экономическую проблему – продовольствие, а также нехватку рабочих рук для рудников и заводов.
На новом месте
Сосланные ветковцы в Забайкалье, были прозваны местными жителями за дружбу, сплоченность в работе и семейной жизни - «семейскими». В 1808 г. иркутские начальники сделали официальное заключение: «Они (староверы - В.Ш), поселены лет за 40 на местах песчаных и каменистых, где даже не предвиделось возможности к земледелию. Но неусыпное их трудолюбие и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни, и их хлебопашество доставляет им не только изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерченского уездов».(13.стр3). Прибывших под конвоем ветковцев на Алтай местное население прозвало «поляками». Русский ученый-путешественник П.П.Семенов Тян-Шанский в 1857 году побывал в селе Секисовка, в путевом дневнике написал:
«Жителей
Секисовки называют «поляками», хотя
они говорят по-русски и были
староверами».(14.стр68).
Кабинетская администрация старалась селить староверов поближе к военным укреплениям и казачьим форпостам, чтоб «пригляд» за ними, хоть какой-нибудь был. По предложению генерал-поручика Шпрингера, начальника всего сибирского войска, была перенесена пограничная линия на Алтае, «..и прежние форпосты, позади линии оставшиеся, как-то: Шемонаевский, Екатерининский и пр., заселялись хлебопашцами.».(5.стр552). Так с 1764 по 1766 года на Алтае возникли «польские» деревни: Старо-Алейская, Екатериновка, Шемонаиха, Лосиха (Верх-Уба), Секисовка и Бобровка.
«Семейские» Забайкалье.(13.стр2)
За счет духовного единения и взаимопомощи староверы довольно-таки быстро освоились на новом месте. Прибыв в 1770г. в Шемонаиху ученый-исследователь академик П.С.Паласс отмечал, что «оным поселянам можно в честь поставить, они весьма рачительные и добрые земледельцы».(8.стр 46). К 1782 г. «польских» посельщиков насчитывал 2657 человек, что составляло третью часть общей численности крестьян Рудного Алтая.(9.стр61). Согласно ревизским сказкам и именным спискам за 1795г., общее количество
Таблица №1
Название деревень |
Мужчин |
Женщин |
Всего |
Верх-Уба (Лосиха) |
170 |
198 |
368 |
Секисовка |
515 |
549 |
1064 |
Шемонаиха |
103 |
113 |
216 |
Екатерининка |
93 |
95 |
188 |
Старо Алейское |
259 |
226 |
485 |
старообрядцев в некоторых деревнях показано в таблице №1(8.стр44). «Переселенцы располагались довольно крупными селениями(15-30 дворов),- писал Семенов Тян-Шанский, - в первый год строили дома, постройки первой необходимости, обносили изгородью обширный выгон (поскотина). Обустроив дом и хозяйственные постройки, только со второго года переселенцы принимались за земледелие. Он (глава семьи - В.Ш), брал ее столько, сколько мог обработать».(14.стр71).
И жилось бы «полякам» хорошо, как когда-то на реке Сож Ветка, если бы не попытки администрации края перекрестить раскольников в православных. Кроме того, 21 мая 1779 г. издается распоряжение о приписке к Колывано-Воскресенским заводам крестьян, что обязывало их выполнять не только земледельческие работы, но и рубку леса, вывоз готовой руды. Да и пришлые люди стали дурно влиять на молодежь пьяной гульбой да курениям табака. В особенности курение у староверов считалось большим грехом. Это обстоятельство еще больше сплачивало старообрядцев вокруг своих духовных наставников. “Только дьявол мог пускать дым изо рта”, - говорили староверы. Оглядевшись на новом месте, наиболее консервативные ревнители веры, не желая «мирщиться» и исполнять религиозные «треба» с никоновцами, уходят из первоначальных мест поселений и создают исключительно из своих новые деревни. «Вторичное переселение было вызвано не одними экономическими соображениями, а именно целью ухода от притеснений религиозных и иных. Как это случилось при бегстве староверов в Алтай», - писал П.П.Семенов Тян-Шанский.(14.стр71). Экономически крепкие крестьянские общины, объединенные своими духовными наставниками, которые играли своеобразную роль «нештатных психиатров» вновь переселяются, чтоб обособиться. Например, выходцами из Секисовки, в конце XIX века, считали себя жители шести деревень Риддерской волости и четырех Владимирской - это Быструха, Малая Уба, Волчиха и Зимовье.(11.стр11).
Обособление староверов и социальное расслоение в старообрядческих общинах помогло администрации края усмирить недовольство крестьян указом Кабинета от 3-го марта 1797 года. В нём вновь, как и в предыдущем указе утверждалось, что крестьяне Усть-Каменогорской, Убинской и Крутоберёзовской волостей на своем личном транспорте обязаны отрабатывать урочные лета, доставлять руду с рудников на ближайшие заводы.
Историю заселения Рудного Алтая староверами можно условно поделить на два периода, первый - когда в край попадают лишь добровольцы переселенцы и крестьяне староверы (до 1764г). И второй период - время образования оседлых «польских» поселений (после 1764г). На Рудном Алтае происходило интенсивное выделение новых староверческих сел из старых поселений и к 50-м годам ХIХ века возникли деревни – Бутаково, Вавилонская, Петропавловская, Стрежевная, Поперечная, Тарханка, Александровка и другие.
Постепенно расселяясь, к концу XIX века на территории Алтая уже существовало 18 староверческих деревень с общей численностью населения 27238 душ. «Поляки» обособляются и образуют определенный субэтность»,- пишет в своей работе «Старообрядчество на Рудном Алтае» историк Толочко. (8.стр45). Но развитие капитализма в Российской империи и последующие исторические события в стране существенно повлияли на жизненные устои старообрядчества.
