Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Актуальные проблемы социальных и психологических наук+++.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.82 Mб
Скачать

Литература и источники

  1. О государственной социальной помощи Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178 - ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения 01.04.2017).

2. Об утверждении порядка реализации отдельных мероприятий государственной программы Кемеровской области «Социальная поддержка населения Кузбасса» на 2014-2018 годы» Постановление коллегии администрации Кемеровской области от 30.01. 2014 года № 28 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения 01.04.2017).

3. Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление адресной социальной помощи жителям города Кемерово, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»» Постановление администрации города Кемерово от 4.03. 2016 года № 453 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения 01.04.2017).

Научный руководитель – к.э.н., доцент Трапезникова И.С., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

УДК 364.29

Предупреждение вовлечения в деструктивные секты, как аспект обеспечения общественной безопасности Балашов а.В., Борисенко ю.В.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

a_balashoff@mail.ru, evseenkova@mail.ru

В связи с серьезной исторической ролью преступлений на религиозной почве, которые прослеживаются на длительном историческом этапе духовно-религиозных отношений необходимо отметить важность обеспечения общественной безопасности и правопорядка в сфере постоянно увеличивающегося количества нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации со стороны деструктивных сект.

В настоящее время в Российской Федерации действует большое количество различных сект и религиозных организаций, часть из которых, по ряду признаков можно считать тоталитарными и экстремистскими. Руководство и контроль за деятельностью некоторых из этих организаций, действующих на территории России осуществляется иностранными гражданами из-за рубежа [1].

Несмотря на то, что в отношении более чем 50 общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций судами различных инстанций уже приняты вступившие в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», количество псевдорелигиозных организаций деструктивного толка продолжает расти [2].

Нарастает общая тенденция криминализации сект. Природа методов и средств, применяемых в своей повседневной деятельности преступными и тоталитарными сектантскими организациями по своей сути является общей. Одновременно с этим необходимо отметить тот факт, что ни само гражданское общество, ни его часть в виде сотрудников силовых ведомств не обладают консолидированными знаниями и навыками противодействия деятельности псевдорелигиозных организаций в их тоталитарных формах.

Кроме того, во всех слоях современного гражданского общества отмечается слабое знание традиций и догм традиционных религиозных конфессий, которые ведут законную деятельность на территории Российской Федерации, действуя исключительно в рамках правового поля, и поддерживают конструктивные духовно-религиозные отношения со всеми институтами государства. Невысокий уровень гражданского религиоведения способствует проникновению сектантов, как носителей деструктивных учений, во все сферы деятельности современного Российского общества [1].

Помимо означенных проявлений духовно-религиозного нигилизма в противодействии деятельности деструктивных сект отмечается еще одна серьезная проблема, в виде разобщенности и отсутствии четкой взаимосвязи между действующими нормативными правовыми актами и складывающейся криминогенной ситуацией, субъектами которой являются члены деструктивных культов.

Краткий анализ норм права показывает, что ни международное, ни отечественное законодательство не оперирует таким понятием как «религиозное секта (культ) деструктивной направленности» [3].

Следовательно, можно констатировать, что терминология, касающаяся противоправной деятельности сектантских объединений не является по своей сути юридической, и такие правоотношения регулируются общими нормами уголовного законодательства, без привязки к специфике деятельности данных псевдорелигиозных организаций, представляющих угрозу здоровью и жизни граждан [4].

Термин «секта» в своем первоначальном понятии не имеет негативной семантической нагрузки. Секта («часть целого, круга») – это религиозное направление, отделившееся от первоначального вероучения и противопоставляющее себя традиционной религии [5].

В рамках всех мировых религиозных институтов имеют место множество религиозных объединений, возникновение и догматизм учений которых по своей сути дает право применять к ним термин «секта», но при этом данные организации являются в полной мере юридически лояльными, не несущими угрозу безопасности человеку, обществу и государственному строю. Вопросы криминальности в таких религиозных объединениях имеют общеуголовный характер, по структуре схожий с преступлениями совершаемыми членами иных общественных объединений и организаций, и не имеющими ярко выраженного религиозного направления.

Совершенно иную картину криминальной деятельности и угрозы обществу демонстрируют так называемые деструктивные секты, которые стремятся к формированию полного контроля над сознанием и волей своих последователей. Квалификация преступлений в сфере деятельности таких религиозных организаций осуществляется вне связи с реализацией их вероучительных положений и культизма. В большинстве случаев вменяется конкретное правонарушение, санкция за которое предусмотрена нормами уголовного законодательства Российской Федерации. Факт причинно-следственной связи между преступлением и нахождением преступника в составе религиозного объединения в качестве активного участника не всегда получает должную правовую оценку.

Деструктивная секта, являющаяся, по сути, гипертрофированной вариацией тоталитарной секты, отличается от обычного религиозного объединения людей тем, что она не просто разъясняет и проповедует свое учение, а активно вмешивается в личную жизнь человека, воздействует на его психику, сознание, и зачастую, на физическое состояние, включая доведение до самоубийства и убийства. И в данных, вопиющих случаях покушения на человеческую жизнь и здоровье, неприкосновенность которых незыблема и на территории нашей страны охраняется высшим нормативным правовым актом – Конституцией Российской Федерации, зачастую остаются безнаказанными, либо квалифицированными по общим основаниям совершения преступления. [1; 6].

Учитывая вышеизложенные проблемы правовой борьбы с последствиями деятельности деструктивных сект, нужно обратить взгляд на ряд явных признаков отличающих любые деструктивные секты от иных законопослушных религиозных организаций.

К таким признакам относится присутствие духовного лидера, так называемого «гуру», действия и высказывания которого запрещено ставить под сомнения. Все деструктивные религиозные общества возникают вокруг человека обладающего ярко выраженным набором лидерских качеств, таких как харизматичность и ораторское искусство. Зачастую духовный предводитель становится ведущей частью вероучения секты и смыслом ее существования.

Кроме того, для таких объединений характерны организация жесткой структуры закрытого типа, фиксированного членства и препятствий к выходу из секты, а также контрастное деление общества на членов секты и всех остальных людей, в ней не состоящих, декларирование противостояния своей группы всему остальному обществу, а не конкретной общепринятой религиозной конфессии.

Кроме того, одним из признаков деструктивной секты может быть пропаганда особого скрытого от других людей, не вступивших в секту метода спасения или улучшения жизни. В традиционных религиозных учениях методы открыты и доступны для понимания.

В этой связи особое внимание необходимо обратить на первые, ознакомительные посещения собраний тоталитарных сект. Отработанная методика управления эмоциями человека, воздействия на его психику приводит к потере воли и полной смене интересов. Выход из деструктивной секты является чрезвычайно сложной задачей, часто приводящий к попыткам суицида либо серьезным психическим расстройствам [8].

В рамках заявленной научно-исследовательской работы планируется организовать изучение особенностей выявления характерных черт личности, склонной к вовлечению в деструктивные секты, основные формы психолого-педагогического сопровождения личности в рамках предупреждения взаимодействия с различными религиозными организациями деструктивного типа, а также некоторые черты и краткая характеристика деструктивных сект действующих на территории Кемеровской области.