Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
neyro_vsya.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
166.11 Кб
Скачать

2. Работы Выг. О впф и их локализациии.

Л. С. Выг. указывал на их сложную связь ВПФ с мозгом. Он писал, что определенные участки мозговой коры имеют значение не только для частных форм псих. деят-ти (слуховой, зрительной, тактильного анализа и синтеза), но и для построения сложных форм высших псих. процессов и психики в целом. Центральное положение, разработано и внесено Л. С. Выготским в проблему взаимоотношения мозга и психики, — «функциональное значение данного участка мозговой коры для всей системы псих. процессов оказывается неодинаковым на различных этапах развития чел.». На основе этого положения им был сформулирован известный закон развития ВПФ — об их переходе «снизу вверх». Переход функции снизу вверх означает, что устанавливается в процессе развития ВПФ и мозга сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и строения ВПФ и высшим. Так, известно, что у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшествовало формирование процесса восприятия.

На основании работ, Л. С. Выготский внес в отечественную психологию научную генетическую концепцию локализации псих. процессов в мозге и их нарушений, которые показали, что в развитии мозга и в функционировании зрелого мозга наблюдается различная взаимная зависимость разных его зон, и локализация одной и той же функции меняется в процессе созревания мозга и развития ВПФ

Существенную роль в понимании последовательности фаз становления высших псих. функций сыграла культурно-историческая теория развития функций, разработанная Л. С. Выготским и развитая в трудах А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьева.

над каждой относительно элементарной функцией надстраивается своеобразный «второй этаж» функций высших: над механической памятью — логическая, над непроизвольным вниманием — произвольное, над воспроизводящим воображением — творческое, над образным и ассоциативным мышлением — понятийное и целенаправленное, над низшими чувствами — высшие и т. п. Однако связь этих двух уровней не выяснялась и они рассматривались как рядоположенные, структурно и функционально не связанные.

В противовес подобной позиции был выдвинут исторический принцип понимания псих. процессов, то есть принцип их неразрывной связи с воздействиями соц. среды. В соответствии с этим принципом поведение культурного взрослого чел. обусловливалось результатом двух различных процессов: биологической эволюции животных и исторического развития человечества. В филогенезе оба эти процесса представлены как самостоятельные и независимые линии развития, но в онтогенезе они слитны воедино, так как ребенок сразу после рождения находится под определяющим воздействием окружающей его социальной среды. Новая, собственно человеческая, система поведения формируется при наличии определенной биологической зрелости, но без изменения биологического типа чел. ВПФ представляют собой то, чем становятся низшие функции под воздействием культуры.

развитие псих. функций необходимо включает в себя создание особых — внешних средств, орудий, позволяюших добиваться более высоких результатов, но и качественно перестраивающих первоначальные элементарные псих. функции. Подобные новые искусственные орудия, имеющие форму специфически человеческих сигналов, получают названия знаков (язык, различные формы нумерации и счисления, произведения искусства, письмо, диаграммы, карты, и т. п.

Знак всегда первоначально является средством соц. связи, средством воздействия на других и только потом становится средством воздействия на себя. «Все внутреннее в высших псих. функциях было некогда внешним».

К числу принципиальных выводов, имеющих отношение к мозговой организации ВПФ, сформулированных Л. С. Выготским, относятся следующие:

□ функция организована и построена как интегративная деят-ть, в основе которой лежат сложно дифференцированные иерархически объединенные динамические межцентральные отношения;

□ при расстройствах развития, вызванных каким-либо церебральным дефектом, при прочих равных условиях больше страдает в функциональном отношении ближайший высший по отношению к пораженному центр и относительно меньше страдает ближайший низший по отношению к нему центр; при распаде наблюдается обратная зависимость.