Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Местоблюститель Петр Крутицкий Диплом окончательный вариант.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
347.14 Кб
Скачать

Заключение

Своим твердым за единство Церкви митрополит заплатил жизнью. многочисленные страдания – в приполярном одиночная камера, болезни – не по повлиять на его о сохранении за чина Местоблюстителя. видели, чт о митрополит – человек и вряд ли на губительные для компромиссы. Так и он держался с ГПУ свободно и «не оставляя ни возможности для и запугивания» 25

После кончины Патриарха Тихона на митрополита Петра по Божией легла ответственность за Церковь. Менее он оставался у церковной власти, а более десяти лет звание Местоблюстителя, в изгнании, в подвергаясь изощренным – и все это для чтобы заставить его от местоблюстительства.

Он знал, пагубные для последствия может его отречение от Местоблюстителя. Объясняя позицию в властям, митрополит писал: «В местоблюстительство лично для не представляет наоборот, оно все держит меня в гнета... Но я считаться с тем что решение вопроса не от моей и не быть актом единоличной воли. званием я связан с интересами и всей Поместной Таким образом, о распоряжении как не личным вопросом, не и личному в противном я оказался бы святой Церкви. прочим, и в о моем имеется напоминание, что я не уклоняться от воли Патриарха а следовательно, и подписавших акт равно как и клира и девятый год со мной в общении». Сохраняя за звание Местоблюстителя блага Церкви, тяжких мучительных митрополит Петр подвиг исповедничества, которого стало крови за Спасителя.

Руководству Патриаршей Церкви власть, начиная со второй половины 1923 г., также предлагала легализацию при условии установления над ним негласного, но весьма ощутимого контроля советских органов госбезопасности, что вело бы к отделению от священноначалия значительных церковных масс (от иерархов до рядовых верующих), не приемлющих такую легализацию. Отказ же от принятия условий власти грозил обернуться новыми репрессиями и дезорганизацией церковного управления. Ситуация для Православной Церкви дополнительно осложнилась в 1925 г. после кончины Патриарха Тихона. Наряду с практически несовместимыми задачами – нормализовать взаимоотношения с властью и при этом соблюсти внутрицерковное единство – необходимо было еще и сохранить каноническое преемство, то есть не допустить самочиния в организации высшего управления Церкви.

Всего же за два года со времени кончины Патриарха Тихона высшая церковная власть не менее пяти раз переходила от одного иерарха к другому. В 1927 г., после принятия Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) условий легализации, выдвигаемых властью, ситуация изменилась: положение Московской Патриархии на некоторое время стабилизировалось, но в Русской Церкви в целом начались серьезные нестроения, вызванные различным отношением к новому курсу церковной политики. Возникла весьма сильная «правая» церковная оппозиция Заместителю. В результате, сохранив в какой-то степени каноническое преемство и получив подобие легальности, Московская Патриархия, возглавляемая митрополитом Сергием, не смогла уберечь Патриаршую Церковь от внутренних разделений. Важным обстоятельством при этом, однако, было то, что полноправным Первоиерархом митрополит Сергий не являлся, будучи в течение одиннадцати лет лишь Заместителем Местоблюстителя.

Главной причиной такой многолетней раздвоенности была антицерковная политика государственной власти. Наличное церковное управление во главе с митрополитом Сергием пыталось приспособиться к условиям гонений, чтобы сохранить хотя бы часть церковной организации.

Можно задаться кто из Предстоятелей внес вклад в Русской Церкви в гонений: митрополит своей политикой или митрополит производивший на «впечатление непримиримого существующего строя». На взгляд ответ очевидным. Митрополит пусть и немалых репутационных смог найти рода modus во взаимоотношениях с властью и тем обеспечил выживаемость а сам увенчался саном Однако, как из событий безоговорочная лояльность на угодничества не «церковников» от (особенно показательна в плане судьба обновленцев, которые в своей также подвергнуты тогда репрессиям). Механизм Церкви через к власти не

Зато проявил другой механизм. на все богоборцев, как Всесоюзная перепись проведенная в 1937 г., Россия не стала страной. По Сталина в переписи был вопрос об к религии. на слухи о что «всех, кто верующим, должны неверующими себя лишь 42% от числа опрошенных. столько же себя православными. 16% пришлись на конфессии и уклониться от Реальный же верующих, несомненно, был выше, чем перепись, поскольку не все открыто исповедовать веру. В ситуации полная легально действовавших структур толкнула бы верующих советских в церковное контролировать которое было куда чем остававшиеся Московской Патриархии. как организация, образом, выживала не какому-то расположению к ее в лице Сергия: в коммунистов он был врагом. Но должна была с массовой населения и в этого была идти на сохранение Патриархии.

Но почему же в России к концу в большинстве верующим? Неправильно бы объяснять это инерцией прежних традиций. Перед простых верующих тогда стоял сонм духовно мучеников и который вдохновлял и других на верности Православию. И во этого сонма со своим предшественником святым Тихоном стоял Местоблюститель священномученик Петр, значение в сохранении Церкви от таким образом, переоценить. 26

Высокопреосвященный митрополит воистину оказался тем и незыблемым на котором Церковь Русская в период, последовавший за Святейшего Патриарха последующие времена со очевидностью показали, свят и был прямой нашего «Кифы» и как оказался для иной, новый малодушно избранный его «мудрыми» (как нам внушить церковная преемниками, вполне слова пророка: мудрецы и в сеть» 8, 9)... 27

Невозможно переоценить значение подвига Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра. Делу, ради которого, по Апостолу Павлу, существует Церковь, – совершению святых, созиданию Тела Христова (Еф. 4, 12) – священномученик Петр послужил всецело и без остатка, послужил так, как мало кто другой. Множество раз – и в период его недолгого фактического управления Церковью, и во время следствия по его делу, когда власть придумывала все новые способы разделить Церковь изнутри и подчинить ее себе, и тогда, когда власть добилась своего от его заместителя, но это не было ее полной победой, поскольку Заместитель – еще не глава Церкви, и это все понимали, – множество раз Патриаршему Местоблюстителю предоставлялась возможность сойти с исповеднического пути, устроиться благополучнее самому, уступить давлению и не думать о том, что будет с Церковью дальше. Но священномученик Петр предпочитал не думать о том, что будет дальше с ним самим. И хотя он неоднократно просил власть о смягчении своей участи, всякий раз, когда ему предлагали конкретные условия, он их отвергал, не считая возможным поставить собственные интересы выше интересов Церкви. И так – до последнего, пока власть окончательно не убедилась, что не добьется от него ничего, что могло бы Церкви повредить. Все что могла в такой ситуации делать богоборческая власть – это умножать изливаемые ею потоки зла, пока они не переполнили всякую меру в годы «Большого террора». Но в итоге святость мучеников победила злобу гонителей. Безбожная большевистская власть пала, а Православная Церковь Русская, украсившись небывалым сонмом новых святых, выстояла и утвердилась. И во главе этого сонма святых победителей вместе со своим великим предшественником Патриархом Тихоном стоит священномученик митрополит Петр.