Факторы потока
Основным, определяющим фактором Чиксентмихайи считает соответствие воспринимаемых требований ситуации и возможностей для действия воспринимаемым способностям к действию и умениям субъекта. При нарушении этого оптимального соотношения в сторону превосходства умений над требованиями деятельность перестает приносить удовольствие и становится скучной. Сдвиг в противоположную сторону, т.е. когда требования превышают умения, тоже сопровождается сменой знака переживания на отрицательный: в таких случаях человек испытывает тревогу, чувство беспомощности перед захлестывающими его требованиями. Зависимость качества опыта от соотношения требований (вызовов) и умений схематически показана на рис. 1.
Рис 1. Модель состояния потока (Csikszentmihalyi, 1975, с.49).
На горизонтальной оси графика рис. 1 представлены умения, а по вертикальной — требования (вызовы). В случае их соответствия, (зона, выделенная штриховкой), человек испытывает так называемый оптимальный опыт, наслаждение от деятельности или состояние потока. При нарушении этого соответствия в сторону превосходства требований (область над диагональю) возникает сначала беспокойство и затем чувство тревоги. Отклонение в противоположную сторону вначале приводит к скуке, которая переходит в тревогу, когда несоответствие становится слишком большим.
Как отмечалось выше, соответствие между требованиями и умениями является чисто субъективным и, хотя в какой-то мере зависит от объективных показателей успешности деятельности, не определяется ими полностью. Возможность достижения такого баланса в данный момент в свою очередь определяется двумя независимыми факторами: характеристиками деятельности и личностными свойствами субъекта.
Рассмотрим фактор деятельности. Как уже было отмечено, существенной чертой опыта потока является его независимость от конкретного содержания той деятельности, в которой он возникает. Однако, поток появляется внутри одних деятельностей чаще, чем внутри других. Общими характеристиками таких активностей являются:
четкая структурированность деятельности, т. е. объективное наличие в ней ясных целей и быстрой, однозначной обратной связи;
в деятельности должна присутствовать в явном виде возможность для субъекта самому варьировать требования и ставить себе задачи;
стимулы, релевантные деятельности, должны быть легко отличимы от нерелевантных; искусственное ограничение стимульного поля тоже облегчает вхождение в поток.
Возникновению опыта потока способствует также предрасположенность человека воспринимать данную деятельность как приносящую удовольствие, самоценную, не ориентированную на результат. В действительности, количество активностей, мотивированных чисто внутренне, сравнительно невелико. Большинство деятельностей так или иначе подкрепляются извне, но, согласно самоотчетам, в подавляющем числе случаев потока ведущую роль играет внутренняя мотивация. Предрасположенность к восприятию той или иной деятельности как внутренне мотивированной во многом зависит от культуры, в которой живет индивид и его социального окружения. Любое общество предоставляет своим членам особые деятельности досуга, специально предназначенные для получения удовольствия. Существуют и более специфические культурные влияния. Так, например, во многих восточных культурах существуют особые системы религиозных предписаний, выполняющих, по сути, функцию ориентации на поток. Основными для них являются ориентация на настоящее: "не жалей о прошлом и не тревожься о будущем" и принцип "действуй не думая о результатах", т.е. как-бы выделение себя из временной и причинно-следственой перспективы (см. напр., Судзуки 1993). Подобные рекомендации встречаются и в современных психотерапевтических системах, например, знаменитое "действуйте здесь и теперь" или "ориентация на бытие" (см. напр., Фромм, 1990).
Свободный выбор деятельности, исходное (до возникновения потока) отсутствие конкурирующей мотивации так же выступает как фактор аутотеличности, хотя, по мнению Чиксентмихайи не является обязательным. Даже вынужденный труд может доставлять удовольствие при достижении баланса требований и умений. Но возможность трансформации первоначально неприятной деятельности в приносящую удовольствие вплотную зависит от личностных свойств самого человека. Путем так называемого когнитивного переструктурирования, включающего в себя (а) направление внимания на другие аспекты ситуации и собственной деятельности в ней, (б) постановку дополнительных задач или наоборот, (в) игнорирование непосильных требований, возможно достичь переживания потока в любой деятельности, ничего не меняя в реальной ситуации. Показано, что даже монотонная работа на конвейере некоторым людям может приносить положительные переживания (Csikszentmihalyi, Graef, 1980).
Было выявлено, что люди различаются в своей способности к когнитивному переструктурированию. Эта способность коррелирует с некоторыми личностными чертами, т. е. люди определенного типа склонны чаще переживать подобный опыт. По наблюдениям Р. Логана этим людям обычно свойственны большая направленность вовне, на окружающее, отсутствие склонности к рефлексии и высокий уровень самоконтроля (Logan, 1988). Им удается с помощью когнитивного переструктурирования достичь потока даже в самых нерасполагающих к этому условиях. Более того, для такой аутотелической личности потоком может стать вся жизнь.
