Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Полковник Хауз - доклад (Камалиев).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
155.9 Кб
Скачать

Историография.

Рассматриваемую мной проблематику не назвать нехоженым полем, а меня пионером в её освоении. Касаемо роли Соединенных Штатов в Первой мировой войне написано немало и в зарубежной, и в русской историографии. Условно разделил бы историографию на несколько подразделов: а) посвященную непосредственно личности Хауза и, персонально, его заслугам; б) труды, также посвященные личности, но уже Вудро Вильсона; в) работы о роли США в Первой мировой войне и Первой мировой для Соединенных Штатов; г) книги о неограниченной подводной войне, в которых встречаются и размышления о «свободе морей» (отдельных трудов о дипломатических принципах, предложенных Хаузом, и о том, как он последовательно пытался претворять их в жизнь, не обнаружил: только в качестве мозаичных вкраплений в панно других, более широких, тем). Остановлюсь отдельно на некоторых трудах, к которым я обращался при подготовке работы.

Ной Чарльз (Neu, Charles E.), чью работу я посмотрел на справочном сайте техасской исторической ассоциации (The Texas State Historical Association (TSHA))12, называет «silent partner» (молчаливым партнером) Вудро Вильсона. Разумеется, Ной Чарльз сознавал, что полковник Хауз отнюдь не был тихоней, за этим выражением кроется указание на непубличность, кулуарность Хауза, о корнях которой пишет историк. Хотя теплые отношения Вильсона и Хауза дали трещину в ходе подготовки версальских соглашений, их наличие в годы войны позволило находившемуся в тени для непосвященных Хаузу влиять на судьбы миры. Ной Чарльз показывает, как сыну техасского землевладельца удалось подняться и стать выдающимся политическим посредником всемирного масштаба («one of the centurys greatest political operators»).

Также при обозрении биографии Хауза я обращался к статьям из известного словаря американских биографий (The Dictionary of American Biography), подготовленное издательством Charles Scribner's Sons13, и из энциклопедии о жизненных путях великих личностей, Encyclopedia of World Biography, выпущенным образовательным издательством Gale14. Прибегал я и к материалу с научного-популярного портала «Русская семерка»15, «7 главных серых кардиналов мировой истории» (в отобранной семерке Хауз занимает не последнее место. Впрочем, все подобные рейтинги довольно субъективны). К своим упущениям могу причислить то, что, формируя свое детище, практически не пользовался фундаментальной работой о Хаузе, вышедшей в 1918 г. (на нее ссылаются авторы других книг и статей). Но еще большим упущением было бы не назвать ее, ведь она очень ценна и может принести пользу тем, кто в будущем возьмется за изучение сопряженных с личностью полковника Хауза вопросов: «Настоящий полковник Хауз» («The real colonel House») Артура Хаудена Смита16, политическая биография, увидевшая свет в 1918 г. – даже если она тенденциозна, сама эта тенденциозность ценна, потому что указывает на то, на что обращали внимание современники Хауза, одним из которых и был Смит. В одну линию с ним поставлю и работу Годфри Ходжсона , чья книга «Woodrow Wilson's right hand: the life of Colonel Edward M. House»17, показывает нам, сколько правых дел совершалось Хаузом в амплуа правой руки Вильсона, вырисовывает любопытные случаи из его политической биографии.

Из ожерелья трудов о Вильсоне выбор мой пал на книгу Зиновия Гершова, которая сверхоригинально названа «Вудро Вильсон»18. Сочинение Гершова вызывает противоречивые ощущения – это и типичная дань конъюнктуре со множеством ссылок на постулаты марксизма ленинизма, и с упорным желанием изобразить «вильсонизм», как агрессивную доктрину, направленную на служение крупным монополиям, и, в тоже время, монография, позволяющая взглянуть на Вильсона, его политику и конкретно на Хауза под альтернативным углом. Кажется, что, когда автор писал о злокозненных планах американцев, он был сам убежден в этом. Да и, в конце концов, неужто что-то из упомянутого им не может быть правдой: тайные сговоры Хауза и Грэя перед войной под личиной переговоров о сохранение мира, приблизившие ее начало, и потопление «Лузитании», как провокация во имя оправданной смены внешнеполитического курса – примечательные примеры. Вместе с тем, если отсеивать зерна от плевел, книга весьма полезна, содержит богатую фактологию. Из значимых трудов о Вильсоне и его внешней политике назвать следует и «Дипломатию Вудро Вильсона» историка из Балаково Анатолия Ивановича Уткина19. Работа этого историка, написавшего введение и к современному (2004) изданию «Архива полковника Хауза» показывает, как США, не рассматривавшиеся Европой как отдельное направление и самостоятельный фактор в своей внешней политики, всего за несколько лет превратились ведущую силу на мировой арене. Вклад Хауза не обделен вниманием.

Безусловно, представляет интерес статья Вячеслава Корнельевича Шацилло «США и Германия накануне Первой мировой войны» из сборника «Актуальные проблемы истории Первой мировой войны» (Москва-2014). Особенно значима она для рассмотрения переговоров ведшихся Хаузом и другими американскими дипломатами до начала войны, их характера и итогов20. Об общественном мнении и настроениях в правящих кругах США в Первой мировой войне пишет С. В. Листиков. Не обходит стороной он переговоры с европейцами и, конечно же, трагедию «Лузитании»21. Прославленный историк из Самары Борис Дмитриевич Козенко в работе, образно названной «Посредничество без кавычек. Миротворчество США 1914-1916 гг.» пришел к следующим важным для нас выводам: «Война уничтожила «баланс сил», сложившийся в Европе в XIX в. без посредничества США. Теперь мощная Америка XX в. стремилась к созданию нового мирового порядка, новой Европы, но ре с участием и с учётом собственных интересов. Поэтому США должны были появиться в конце войны и вместе с воевавшими сесть за стол мирной конференции. Но как это сделать не воюя? Ответ Вашингтона был готов ещё до 1 августа 1914 г.: предложить либо даже навязать себя, невооружённую Америку, в качестве миротворца, примирителя, а то и высшего арбитра»22.

В книге Эдварда Хофмана «The War to End All Wars: The American Military Experience in World War» приоритетное внимание автор уделил периоду после вступления американцев в войну. О поре нейтралитета говорится не так много, зато существенное внимание уделяется персоналиям, и что-то новое о Хаузе из этого труда мы вполне можем выудить. Взять такой фрагмент: «While Colonel E. М. House, the President' s personal representative, was in Paris, the British Prime Minister proposed the amalgamation of American infantry companies or battalions in their units. Although House was at the head of a mission with the task of coordinating the American and Allied efforts, he considered such a decision beyond his authority and passed the plan on to the President and to Pershing»23. По-моему, это говорит не о перекладывании Хаузом ответственности на плечи Вильсона или Першинга, а о нежелании браться за то, в чем он смыслит несколько меньше, чтобы сосредоточиться на направлениях, в которых он, особенно, продуктивен, и это показывает, что результат для него важнее персональных амбиций. Опять-таки, данная книга – одна из тех работ, которая может получить палочкой-выручалочкой и в плане дайвинга в пучину фактологии.

Для ознакомления с нюансами неограниченной подводной войны я прибег к классической работе «Германская подводная война 1914 – 1918 гг.» за авторством английских морских историков Ричарда Гибсона и Мориса Прендергаста24. Работа написана на почве редких особо ценных источников, позволяющих детально осветить ход операций немецких подводных лодок и сюжеты, к ним прилежащие. Следует включить в историографический перечень и работу, красной нитью которой является катастрофа «Лузитании» - «The Lusitania Disaster…» Томас Бэйли и Пола Райана25.