- •Проблемы и перспективы приграничного сотрудничества России, Белоруссии и Украины в новых геополитических условиях (на примере Брянской и Гомельской областей)
- •Оглавление
- •Введение
- •1. Взаимодействие в политической сфере
- •1.1. Общая характеристика региона исследования
- •1.2. Официальные межгосударственные связи территорий пограничья
- •1.3. Побратимские связи в российско-белорусско-украинском пограничье
- •1.4. Эксклав Медвежье-Саньково
- •2. Трансграничное транспортное взаимодействие
- •2.1. Трансграничная транспортная инфраструктура
- •2.2. Пассажирское трансграничное сообщение
- •2.3. Транспортные исследования на международных автомобильных пунктах пропуска
- •3. Взаимодействие в социальной сфере
- •3.1. Приграничное сотрудничество в сфере культуры
- •3.2. Трансграничные связи населения
- •3.3. Роль фактора приграничности в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской аэс
- •4. Взаимодействие в сфере экономики
- •4.1. Экономические градиенты в развитии российско-белорусско-украинского приграничья
- •4.2. Динамика товарооборота Брянской, Гомельской, Сумской и Черниговской областей
- •4.3. Совместные предприятия как форма трансграничного экономического взаимодействия
- •4.4. Роль торгово-промышленных палат в приграничном экономическом сотрудничестве
- •4.5. Региональная конкуренция и трансграничные ценовые градиенты на примере рынка продовольственных товаров
4.2. Динамика товарооборота Брянской, Гомельской, Сумской и Черниговской областей
Ключевым индикатором трансграничных экономических отношений является внешнеторговый оборот регионов. Товарооборот Брянской области с Украиной поступательно рос до развития политического кризиса на Украине, после чего начал резко снижаться вплоть до 85 млн долларов в 2015 г. (рис. 15). Товарооборот с Белоруссией, наоборот, рос и продолжал увеличиваться на протяжении первых лет после создания Единого экономического пространства в 2012 г., однако впоследствии началось снижение, вызванное общемировым падением стоимости сырьевых категорий товаров, имеющих значительный экспортный потенциал (в первую очередь, нефти) и последующей девальвацией национальной валюты. Эти процессы сопровождались падением с 890 млн долл. в 2013 г. до 465 млн долл. в 2015 г. (снижение на 48%). Доля Республики Беларусь в товарообороте Брянской области до последнего времени поступательно росла, однако в 2015 г. резко снизилась, что может быть объяснимо институциональными формами защиты отечественных товаропроизводителей и другими протекционистскими мерами (продуктовые войны и опасения реэкспорта продукции из «нежелательных» стран).
В создавшихся условиях Гомельская область извлекает выгоду, созданную осложнением двусторонних отношений между Москвой и Киевом. При общем снижении товарооборота Гомельская область пытается восполнить долю Украины при осуществлении поставок продукции в Россию по тем категориям, где это возможно. Занятие российской ниши в украинском импорте реализуется белорусскими производителями не только в сфере ТЭК, но и в ряде других сфер производства там, где это экономически оправдано. Важное значение придается возможному реэкспорту российских энергетических ресурсов на Украину через Белоруссию. По мнению экспертов, это послужило одной из причин решения России ограничить поставки нефти в Белоруссию, придавая этому конфликту не только экономический, но и политический окрас.
Доля Украины в товарообороте Гомельской области с начала 2000-х годов оставалась стабильной и в среднем не превышала 6,5%. Российская Федерация всегда оставалась приоритетным направлением развития торговых отношений для Республики Беларусь (в среднем чуть более 50%) при том, что в последние годы наблюдается тенденция, направленная на снижение доли России в товарообороте Белоруссии, что может быть связано с открытием для белорусских производителей рынков стран-участниц Таможенного союза и ЕАЭС, хотя доля их взаимной торговли незначительна.
Сумская и Черниговская области Украины из-за фактического разрыва отношений потеряли основной рынок сбыта - Россию, что отражается не только в резком снижении доли России в структуре товарооборота с 28% в 2011 г. до 11% в 2015 г. в случае с Сумской областью и с 41% в начале 2000-х годов до 27% в 2015 г. в случае с Черниговской областью. При этом полноценной переориентации украинского экспорта на другие страны, в частности Белоруссию, так и не произошло, хотя отдельные категории товаров все же поставляются (например, элементы гидравлики для предприятия ОАО «Гомсельмаш»). В товарных структурах импорта Гомельской области из Украины можно отметить увеличение доли продукции машиностроения, которая раньше поставлялась на рынок России, в то время как в товарной структуре импорта Брянской области из Украины отмечается снижение доли этого показателя. Создание зоны свободной торговли с ЕС фактически не компенсирует потерю российского рынка, при этом высказываются опасения возможного «наплыва» европейских товаров, что негативно скажется на украинском потенциале промышленного производства.
В новых условиях структура взаимной торговли в треугольнике Россия – Белоруссия – Украина претерпела значительные изменения. Резкое снижение товарооборота с приграничными областями Украины было ознаменовано ростом фактических поставок аналогичных видов продукции из Республики Беларусь (в первую очередь, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье). Тем не менее, стоимостные показатели взаимной торговли снизились в связи с нестабильностью курсов национальной валюты. Попытка Белоруссии увеличить поставки в Россию в связи с ограничительными мерами для европейских производителей закончились фактические безрезультатно. В целях защиты собственных (местных) производителей российские власти стали весьма жестко «фильтровать» импорт продовольствия с территории Республики Беларусь. Буквально ежедневно можно узнать о задержании на границе России и Белоруссии различных групп товаров с обозначением «Сделано в Республике Беларусь». И дело здесь не только в реэкспорте «нежелательных» на территории России групп продовольственных товаров из стран ЕС. Это протекционистские меры российского государства для защиты отечественных сельхозпроизводителей, учитывая, что белорусская продукция составляют высокую конкуренцию российским производителям в силу более низкой стоимости, а порой и более высокого качества.
Рис. 15. Динамика товарооборота Брянской области с Белоруссией и Украиной, млн долл. (правая шкала) и % (левая шкала)
Рис. 16. Динамика товарооборота Гомельской области с Россией и Украиной, млн долл. (правая шкала) и % (левая шкала)
Рис. 17. Динамика Товарооборота Черниговской области с Россией и Белоруссией, млн долл. (правая шкала) и % (левая шкала)
Белоруссия
Рис. 18. Динамика товарооборота Сумской области с Россией и Белоруссией, млн долл. (правая шкала) и % (левая шкала)
Рис. 19. Структура импорта Брянской области из Украины.
