Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ПСО .docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
383.32 Кб
Скачать

70. Пособия, предоставляемые женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

1. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву, предоставляется дополнительно к иным видам пособий.

Право на этот вид пособия имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней.

Размер пособия – 21 761,88 руб.

Данное пособие не предоставляется женам курсантов военного образовательного учреждения профессионального образования.

2. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву.

Право на пособие имеют:

а) мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

б) опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, или отказалась взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений.

Размер пособия – 9326,52 руб. на каждого ребенка.

Выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется:

– матери ребенка – со дня рождения ребенка (но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву) до достижения им возраста трех лет (но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву);

– опекуну либо другому родственнику – со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации), по не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву, до достижения ребенком возраста трех лет (но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву).

71.Региональный уровень дополнительного со

Региональное дополнительное социальное обеспечение распространяется на следующие категории граждан: 1) лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации; 2) государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации; 3) детей и семей с детьми; 4) лиц, имеющих особые заслуги перед субъектом Российской Федерации; 5) некоторых иных категорий граждан. Правовой статус этих граждан неодинаков, неодинаковы и юридические основания их дополнительного социального обеспечения. О высших должностных лицах субъектов Российской Федерации речь уже шла выше. То же самое следует сказать и о депутатах законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Их статус, включая вопросы социального обеспечения, должен определиться федеральным законом.

Более сложным представляется вопрос о дополнительном социальном обеспечении государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Речь идет об иных, кроме ежемесячных доплат к страховым пенсиям, видах дополнительного социального обеспечения. Иное дело – пенсионное обеспечение указанных лиц. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, гражданский служащий (и федеральный, и субъекта Российской Федерации) имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено право на пенсию за выслугу лет лишь для федеральных гражданских служащих. В части 4 статьи 7 указанного Федерального закона закреплено что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Данные положения находятся в противоречии с приведенными выше нормами ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и является причиной разнобоя в пенсионном обеспечении гражданских служащих в различных субъектах Российской Федерации. Так, в одних субъектах пенсионные выплаты гражданских служащих именуются ежемесячными доплатами к пенсиям (Удмурская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ), в других – пенсиями за выслугу лет (Пермский край, Свердловская область, Московская область, Ханты-Мансийский округ). Значительная разница имеет место в условиях пенсионного обеспечения и размерах выплат.

Изложенные выше правила, касающиеся пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, не раз подвергались справедливой критики [10, с. 26–27; 16, с. 20–21].

В отличие от дополнительного социального обеспечения лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и гражданских служащих субъектов Российской Федерации, дополнительное социальное обеспечение других категорий граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вызывает одобрение. Так, дополнительное социальное обеспечение детей и семей с детьми в субъектах Российской Федерации состоит в выплатах, натуральных предоставлениях и услугах сверх предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами федерального уровня.На основании закона Свердловской области от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. 12 октября 2015 г.) производится выплата социального пособия беременным женщинам, ежемесячного пособия родителям детей-инвалидов, обеспечение молочными продуктами детей первого – второго года жизни и др. Дополнительное социальное обеспечение многодетных семей в Свердловской области осуществляется в соответствии с законом Свердловской области от 20 ноября 2009 г. № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области». Речь идет о ежемесячном пособии на проезд по территории области, компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, бесплатном обеспечении лекарственными средствами и др. В других субъектах Российской Федерации дополнительное социальное обеспечение детей и семей с детьми осуществляется с учетом сложившейся демографической ситуации в каждом субъекте Российской Федерации. В Пермском крае, где имеет место естественная убыль населения, реализуются региональные проекты «Качественное здравоохранение», «Семья и дети Прикамья», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» и др. [4, с. 23].Значительное число мер дополнительного социального обеспечения установлено в Ленинградской области (закон Ленинградской области от 17 ноября 2006 г. № 134-ОЗ «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области»), в Республике Крым (закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым»), Республике Калмыкия (закон Республики Калмыкия от 26 декабря 2011 г. № 324-IV-3 «О региональном материнском (семейном) капитале».

В ряде субъектов Российской Федерации дополнительное социальное обеспечение распространяется и на иные категории граждан. К ним относятся: почетные граждане субъектов Российской Федерации; ветераны труда субъекта Российской Федерации; спортсмены ветераны; представители малочисленных народов Севера; бывшие военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф, и др.

Заканчивая разговор о региональном дополнительном социальном обеспечении, хотелось бы остановиться на двух проблемных вопросах. Во-первых, речь идет о ежемесячном пособии на ребенка. Размеры этого пособия в субъектах Российской Федерации настолько незначительны (200–500 рублей в месяц), что говорить о его наличии приходится лишь условно. Представляется, что Правительству Российской Федерации следовало бы взять в свои руки решение вопроса об условиях назначения и размерах ежемесячного пособия на детей с тем, чтобы это пособие могло реально обеспечить помощь семьям с детьми. Второй вопрос касается регионального правотворчества в форме кодексов социального обеспечения. Такие кодексы приняты в г. Санкт-Петербурге, Ярославской, Омской и Белгородской областях.

На наш взгляд, если можно вести речь о федеральном кодексе социального обеспечения, то о региональных кодексах – вряд ли. Нельзя не согласиться с Ю.В. Васильевой в том, что имеют место неравномерности социально-экономическо­го развития различных субъектов Российской Федерации, низкое качество законодательной работы во многих из них, отсутствие требуемого опыта и т.д. Поэтому является проблематичным вопрос о полноценном предмете регулирования для кодексов субъектов Российской Федерации [3, с. 17]. Изучение содержания социальных кодексов указанных выше субъектов Российской Федерации подтвердило справедливость замечаний Ю.В. Васильевой. В то же время нельзя не заметить, что с точки зрения практической эти кодексы приносят несомненную пользу, так как позволяют в одном нормативном акте сосредоточить положения о различных видах социального обеспечения в пределах субъекта Российской Федерации. Однако недостатком этих кодексов является отсутствие в них положений о социальном обеспечении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, гражданских служащих субъектов Российской Федерации, а также о содействии занятости населения в пределах субъекта Российской Федерации.

В связи с изложенным выше представляется весьма полезным опыт систематизации законодательства о социальном обеспечении в таких странах, как Австрия, ФРГ и Франция. Хотя в этих странах соответствующие акты именуются кодексами, в действительности они таковыми не являются, а представляют собой инкорпорированные акты. Так, в Австрийской Республике действует Кодекс о социальном обеспечении [24], который включает ряд основных актов о социальном обеспечении различной юридической силы. В ФРГ принят Социальный кодекс [23]. Он состоит из двенадцати томов, содержащих как положения об отдельных видах социального обеспечения (пенсионном страховании, страховании от несчастных случаев, социальная помощь и др.), так и некоторые законы (о пенсионном обеспечении фермеров, о жилищных субсидиях и др.). Поэтому данный кодекс вряд ли можно считать кодифицированным актом. То же можно сказать о Кодексе социального обеспечения Франции [18]. Он включает не только статьи законодательного характера, но и акты Президента и Правительства, а также ведомственные акты.

Из изложенного выше можно сделать вывод о том, что систематизация нормативного материала о региональном дополнительном социальном обеспечении весьма желательна. Однако целесообразно осуществлять ее не в форме региональных кодексов, а в форме Свода законодательства (или нормативных правовых актов) субъектов Российской Федерации о социальном обеспечении (или о социальной защите населения).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]