Малая ектения
«Прости (т. е. будем бдительны) приимше (причастившись) Божественных, Святых...»
Первые два ответа «Господи, помилуй» объединяют по традиции.
Священник: «С миром изыдем». Хор: «О имени Господни».
Священник: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй».
Священник читает отпустительную заамвонную молитву.
Хор: «Аминь. Буди Имя Господне...» трижды.
«Буди Имя Господне» певчие воспринимают как монолит. Но бывают случаи, когда «Буди Имя Господне» поется как 2 раза + 3-й раз. Такое бывает на отдание двунадесятых праздников. Священник выходит Царскими вратами, кадит икону и уносит ее в алтарь.
Поется: «Буди Имя Господне» 2 раза, тропарь праздника, Слава и ныне: кондак праздника, величание и 3-й раз «Буди Имя Господне».
Не все певчие понимают как можно спеть просто заключительное «Буди Имя Господне», поэтому регенту необходимо не просто сказать об этом, но и напеть и показать рукой.
По Уставу в день Престольного праздника положен Крестный ход между 2-м и 3-м «Буди Имя Господне», но часто его переносят на после 33-го псалма, чтобы не оставлять в храме Дары.
33-Й ПСАЛОМ
В некоторых храмах есть практика его сокращать.
Здесь мы входим в область рациональных вещей и нужно знать зачем это нужно. Если священник сокращает 33-й псалом не из-за лености. Во время 33-го псалма священник или диакон потребляют Святые Дары, которые остались в Чаше.
Некоторые священники оставляют потребление Святых Даров после отпуста. Это неверно по Уставу, но это право священника, он может это делать по разным причинам.
Но, все же, обычно это делают во время 33-гор псалма, поэтому спешить петь не следует. Вы можете спровоцировать священника торопиться, чтобы не сделать паузы.
Е. Кустовский рассказывает: «Это было в 1992-м году в паломничестве в Оптиной пустыни. Служил такой отец Никон. Была будничная служба. Мне дали почитать 33-й псалом (на буднях там его читают). Я его и протарабанил на большой скорости. Подхожу потом ко кресту, а отец Никон крестом мне по голове как стукнет! «Ты чего так быстро читал? Я чуть Святыми Дарами не поперхнулся».
Некоторые священники благословляют петь или читать 33-й псалом до середины.
Священник: «Благословение Господне на вас...»
Хор: «Аминь. Слава и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови».
Священник произносит отпуст, после чего хор поет «Великаго Господина...»
На этом Литургия и заканчивается. Бывает, что читают соборно молитвы по причащении.
Сретение
Празднуется 2 (15) февраля. Сретение начинает проявлять себя с 15 (28) января, после отдания Богоявления. С этого дня и до отдания Сретения на утрени, когда поется Великое славословие, рядовая катавасия - «Сушу глубородительную землю».
Этот праздник удостоен большой книги исследователя Рубана очень необычным своим статусом. В этом празднике достаточно много загадок.
Одна из главных особенностей двунадесятого праздника Сретения Господня заключается в непонятности его статуса. Какой это праздник? С одной стороны, даже сама формулировка этого праздника - Сретение Господне указывает на то, что он - Господский праздник. А с другой стороны, почти все принадлежности этого праздника, очень многие сопровождающие элементы, указывают на то, что это Богородичный праздник. И вот на этой половинчатости, на этой переходности, он постоянно балансирует. В нем есть вещи, которые возможны только в Господском празднике и есть вещи, которые бывают только в Богородичном празднике.
В этом празднике речь идет не о том, что Христос пришел, Он «Материю приносится».
Также этот праздник удостоен большого количества Марковых глав «Аще случится Сретение Господне в ...» Эти главы посвящены соединению Сретения со службами Недельного и Пасхального круга - в соединении воскресной службы Октоиха и в соединении с Триодью. Сретение попадает в самую гущу подготовительного периода Постной Триоди. Но при самой поздней Пасхе Сретение может попасть до начала Постной Триоди, до Недели о мытаре и фарисее. При самой ранней Пасхе Сретение даже может попасть на понедельник первой седмицы Великого поста. В этом случае Устав переносит Сретение на день раньше. Это уникальный случай, когда двунадесятый праздник оказывается перенесенным на один день раньше. Ни с одним другим двунадесятым праздником такого быть не может. Даже Благовещение, которое может попасть куда угодно - и на Страстную седмицу (и даже в Великий Пяток), и на Пасху, и на Светлую седмицу, все равно останется в своем дне 25-го марта. А вот Сретение, если попадает на понедельник первой седмицы Великого поста, переносится: «Аще случится праздник Сретения Господня в понедельник первыя недели поста, тогда службу праздника пети в Неделю Сыропустную по предписанному» (Типикон, 2 февраля, «Подобает ведати...») и в этом случае попразднства не бывает. Самый крайний срок отдания Сретения может быть в Неделю Сыропустную (Прощенное воскресенье).
На любой день, когда Сретение соединяется со службами воскресной или из Триоди Постной, есть Марковы главы. Это касается и самого праздника и попразднства и отдания. Марковы главы расположены по хронологии и даются сразу после изложения самого праздника.
Сретение - праздник Богородичный:
1 есть «Блажен муж...» (его не бывает в Господские двунадесятые праздники)
2 прокимен на утрени - «Помяну Имя Твое...», на Литургии - «Величит душа Моя...»
3 причастен «Чашу спасения...»
4 если служба Сретения попадает на воскресный день, она не отменяет воскресный Октоих, как все двунадесятые Господские праздники, а соединяется с воскресной службой.
За день до Сретения изложена тематика предпразднства и мч. Трифона. Служба простая, шестеричная. Но на Литургии уже Изобразительные антифоны и не служится будничный Октоих. Минея предпразднства берет на себя все песнопения и тексты, которые были бы из Октоиха. Также много дано Марковых глав на предпразднство Сретения.
Сретение.
На «Господи, воззвах» даются три стихиры, но поются на 8 (трижды, трижды и дважды).
На литии много стихир на разные гласы. У Д. Аллеманова есть литийная стихира «Ветхий деньми...» Эта стихира достаточно строгая, в ней пор минимуму выражена авторская концертность, она вписывается в достаточно спокойный обиходный вид служения, не внося декоративной концертной чувственности.
Стихиры на стиховне 7-го гласа, но их можно заменить (с разрешения духовенства) на стиховну малой вечерни, где даны стихиры на подобен «Доме Евфрафов». Тематика в них - та же, сами стихиры короче, чем стиховные с Великой вечерни, стихи к стихирам те же, но сам подобен звучит гораздо праздничнее, более соответствует настроению двунадесятого праздника.
«Ныне отпущаеши», слова старца Симеона (Лк. 2, 29-32). Именно в этот день есть объективные причины выделить особо (по строгому Уставу должно читаться в алтаре от священника). Здесь пение «Ныне отпущаеши» становится тематически оправданным, акцентным песнопением.
На утрени все праздничное.
Прокимен, глас 4: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде».
По прочтении Евангелия и 50-го псалма. Что нужно петь на Славу? «Молитвами Богородицы...» А Минея об этом не говорит. Но Евангелие читается Богородичное (Лк. зачало 8) и можно догадаться, что и на Славу, и на И ныне поется «Молитвами Богородицы...»
В отличии от всех двунадесятых праздников, канон Сретению один, с ирмосами «Сушу глубородительную землю», которые и являются катавасией. Ирмос - это особый вид поэзии, он соединяет в себе, с одной стороны, отсылки к содержанию или цитированию слов библейского пророка. Но, с другой стороны, именно в ирмосах праздничных, это всегда сочетается поэтически с тематикой праздника. В Рождестве мы можем найти поэтический синтез библейской песни с тематикой рождественской. Двойная сюжетная основа - очень тонкий интересный вид поэтики.
В ирмосе «Сушу глубородительную землю солнце нашествова иногда: яко стена бо, огусте обаполы вода людем пешемореходящим и Богоугодно поющим: поим Господеви, славно бо прославися» все направлено на Моисейскую песнь, а про Сретение ничего нет. В Ирмологие после этого ирмоса есть еще один ирмос, ничем не обозначенный, наряду: «Оземленивый море жезлом Моисеем Чермное, рукама старца днесь объемлется Бог, Иже без матере от Отца, в последняя же волею Материю носится». Это ярчайший синтез и песни Моисея и тематики Сретения. В 3-й песни Сретения только один ирмос. 4-я песнь: «Покрыла есть Небеса...» и за ним «Гора приосененная явися утроба Девы, Ручка и Трапеза есть Мати Господня: из Нея бо пройде яве, и Симеон объятьми подъят. Слава силе Твоей, Господи». И все ирмосы, которые даны под ирмосами Сретения совершенно замечательные поэтически. В Минее этих ирмосов нет. Нигде нет второго цикла ирмосов, кроме Ирмология. В 9-й песни под Сретенским ирмосом еще два ирмоса со Сретенской тематикой. Вот мы годами поем службу Сретения и проходим мимо этой замечательной поэтики. Откуда они взялись? Непонятно. Видимо, у Сретения когда-то был второй канон Сретения, который ушел из наших Миней, а в Ирмологие ирмосы остались, четко ориентированные по своим текстам именно на Сретение.
Можно у настоятеля взять благословение эти неучтенные ирмосы петь на закрытие песен.
На 9-й песни редкий случай, когда даже графически Минея отражает очень устойчивую традицию трактовать припевы как некий отдельный и особый момент. Ни в одной службе припевы не даются до песни. Чаще всего эти припевы вставляются между тропарями. А здесь они даны подряд. Эти припевы в совокупности образуют очень нетипичную, нетрадиционную именно для открытия песни начало. В обычных припевах на 9-й песни - двустрочная конструкция, например, «Величай, душе моя, Честнейшую Небесных воинств Деву, Пречистую Богородицу». В припевах на 9-й песни на Сретение всегда трехстрочная конструкция. У них особах структура. И напев особый. Припевы на 9-й песни - очень яркое и убедительное исключение из правила. Это как среди всех величаний «Архангельский глас...» выделяется особо, так и эти припевы.
Если мы говорим о сочетании их с тропарями канона, то припевов 14 (+ повторяется 1-й припев). При сокращении канона до 4-х тропарей, получается примерно по 4 припева.
Русская традиция напева пошла от Киево-Печерского обихода. (Привести пример напева ирмоса 3-го гласа К-ПЛ)
На этот напев даны ирмосы воскресного и Сретенского канона. Припевы на 9-й песни тоже даются на этот напев. Попав в Москву, этот напев приобрел свою более лиричную ипостась, строчка- в мажоре, строчка - в миноре. И это очень органично вошло. В музыкальных первоисточниках вы не найдете перехода в параллельный минор. Припевы Сретению отличаются какой-то особой нежностью, ласковостью и лиричностью. Это поэтика с высокими эпитетами - «Чистая голубица, Нескверная Агница», «Не старец Мене держит, но Аз держу его»... Все это хорошо легло на восприятие мажора и минора и получилось очень органично. И во многих храмах уже почти лет сто поют с параллельным минором.
Дщи Фануилева - пророчица Анна.
«...победы на враги верным людем даруй» - ясно, что переделка.
Е. Кустовский рассказывает: «Отец Товия поставил меня проводить Сретенскую службу. Передо мной - партитура Киево-Печерского обихода, у ребят на руках - партии. Все читают с листа. Я машу, они поют. Все прекрасно и хорошо. И вот мы поем: «О Христе, всех Царю! Победы на враги» и переворачиваем страницу и поем: «верному императору...» Вот так сходу с листа... Киево-Печерский обиход 1909 года. Меня чуть кондратий не хватил! На службе двунадесятого праздника, в Даниловом монастыре, в советское время, мы поем «императору»! Заканчивается служба, мы идем в трапезную, я к благочинному падаю в ноги: «Батюшка, простите! Перевернули страницу, а там...» А он мне: «Голубчик, спасибо! Я всю жизнь думал, что никогда этих слов не услышу».
Как всегда, два последних припева один вместо Славы, другой вместо И ныне.
Припевы Сретения имеют очень большое Литургическое значение. Там, где принято что-то петь вместо причастна, заполняя дырку в службе, есть традиция на Сретение петь припевы.
НА ЛИТУРГИИ наш Устав, Устав РПЦ, как и на любые другие Богородичные двунадесятые праздники полагает петь Изобразительные антифоны. Но можно взять благословение у настоятеля и спеть праздничные антифоны греческой Церкви.
На Входе «Приидите поклонимся» не поется! После «Премудрость, прости!» священник возглашает Входной стих «Сказа Господь спасение Сове, пред языки откры правду Свою». А Входной стих - принадлежность Господского двунадесятого праздника.
В попразднство на «Приидите поклонимся» поется «молитвами Богородицы», хотя во втором антифоне припев «...во объятиих праведного Симеона носивыйся...»
Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа...» - прокимен Богородичный.
Причастен «Чашу спасения...», тоже Богородичный.
Во время причащения мирян можно спеть «Тело Христово» сначала в мажоре, а потом в миноре, как припевы Сретения.
Отпуст - Господского характера.
Хорошо петь службу Сретения детским хором.
