Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гармаев_Книга Адвокат 9.07.09.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.85 Mб
Скачать

9.4.24. Об общих основаниях применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности

В части 1 статьи 18 Кодекса определяются общие основания применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности. Ими являются нарушения адвокатом требований:

1. Законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, которое основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных законом об адвокатуре, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ч. 1 ст. 4 Закона об адвокатуре).

2. Комментируемого Кодекса этики.

Здесь же определено, что нарушения, за которые наступает дисциплинарная ответственность, могут быть совершены адвокатом как умышленно, так и по грубой неосторожности. Таким образом, дисциплинарное взыскание может быть наложено, если адвокат, нарушая этическое правило:

1. Осознавал фактический характер и опасность совершаемого, предвидел возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желал их наступления либо не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично (умысел).

2. Предвидел возможность наступления опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий или даже не предвидел возможности наступления последствий, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия (грубая неосторожность)435.

За нарушения этики Кодекс предусматривает применение мер дисциплинарной ответственности, во-первых, предусмотренных Законом об адвокатуре, во-вторых, самим Кодексом. В Законе об адвокатуре предусмотрена всего одна мера дисциплинарной ответственности - "лишение статуса адвоката"436. Она может быть применена в следующих случаях:

1) неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;

2) нарушение адвокатом норм Кодекса профессиональной этики адвоката;

3) неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции;

4) установление недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 закона;

5) отсутствие в адвокатской палате в течение четырех месяцев со дня наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования (часть 2 ст. 17 закона об адвокатуре).

В Кодексе предусмотрено три меры дисциплинарной ответственности: замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката. Они могут быть применены, как уже отмечалось, за нарушение законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и самого Кодекса.

9.4.25. О малозначительности и основных объектах посягательства

Ранее уже отмечалось, что в соответствии с ч. 2 ст. 18 Кодекса не может повлечь применение мер дисциплинарной ответственности действие (бездействие) адвоката, формально содержащее признаки нарушения требований законодательства, Кодекса, однако в силу малозначительности не порочащее честь и достоинство адвоката, не умаляющее авторитет адвокатуры и не причинившее существенного вреда доверителю или адвокатской палате.

Отсюда два важных вывода:

1. Профессиональное сообщество вводит собственное дисциплинарное понимание малозначительности нарушения, используя для этого по аналогии понятие малозначительности, предусмотренное уголовным законом.

2. Профессиональное сообщество выделяет четыре важнейших объекта, охраняемых этическим Кодексом. Это честь и достоинство адвоката, авторитет адвокатуры, интересы доверителя, интересы адвокатской палаты.

Вероятно, последовательность перечисления объектов охраны имеет значение. Если это так, то наиболее охраняемые адвокатами блага это профессиональная честь и достоинство, авторитет адвокатуры. Таким образом, всякое нарушение адвокатом норм этики рассматривается корпорацией через призму этих важнейших для нее ценностей. Заметим, что в этом списке нет ни законности, ни прав человека и гражданина, ни тем более интересов, свойственным правоохранительным и судебным органам.

Именно по этой причине инициаторы привлечения адвоката к ответственности должны понимать и предвидеть, что адвокат вряд ли будет наказан за посягательства на те блага, которые здесь не перечислены.

Например, потерпевший пишет жалобу в адвокатскую палату на действия адвоката-защитника по поводу клеветы и оскорблений, допущенных адвокатом в суде. Как бы ни был прав потерпевший, как бы существенно ни были ущемлены его интересы, палата даже не начнет дисциплинарное производство.

И дело не только в ненадлежащем поводе (ч. 1 ст. 20 Кодекса). Нет посягательства ни на одно из тех благ, ради защиты которых создавался Кодекс. Адвокаты не могут и не обязаны быть справедливыми, всесторонними и объективными по отношению ко всем. Не их это принципы и приоритеты. Речь идет о корпорации, которая, прежде всего, защищает себя и свой корпоративный интерес.

В том же примере если потерпевший: 1) направит жалобу не в палату, а в терорганы юстиции; 2) в тексте документа будет сделан акцент на то, что адвокат своими действиями дискредитировал высокое звание адвоката, умалил авторитет адвокатуры, - в этом случае адвокат вероятнее всего может быть наказан. В случае же, если в палату поступит мотивированная и допустимая информация о действиях адвоката против собственного доверителя или о неисполнении решений самой палаты, адвокат вряд ли уйдет от ответственности, причем, как правило, строгой.