Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
diplom_new2_2_4-1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
427.01 Кб
Скачать

2.2. Третий энергетический пакет и его влияние на деятельность Газпрома в Европе.

Инициатива, известная как Третий энергетический пакет (ТЭП), которая вступила в силу 3 марта 2011 внесла серьезные изменения в европейской архитектуре рынка газа, переход к «континентальной» интерпретации англосаксонской модели либерализованного газового рынка. Этот «континентальный» дизайн рынка имеет свои особенности: он основан на разделении расширенной и пропускной способности трубопровода. Модель изменения затронет деятельность Газпрома в Европе во многих отношениях.

Газпром является держателем долгосрочных контрактов с обязательствами, которые гарантируют продажи 4 трлн куб. газа в Европу и доходы покрывающие 1 триллион евро в текущих ценах до 2035 года31.

Пакет этих контрактов дает компании безопасность в спросе, что имеет решающее значение для долгосрочных инвестиций на 20 лет вперед. Долгосрочные контракты являются выгодными для клиентов, поскольку они гарантируют безопасность поставок на фоне повышения глобальной конкуренции. Но Газпром договарился на долгосрочные контракты под старым регулированием. Перспективы этих контрактов в новой нормативно-правовой базе не вполне ясны и это является центром внимания.

Не существует идеальных моделей для структурирования рынка, каждая модель имеет свои сильные и слабые стороны. Как владелец долгосрочных контрактов и поставщик Газпром предусматривает по крайней мере три риска, связанные с системным изменениям модели - 1,2) передача собственности и действующих прав, 3) риск потери дохода в связи с уточнением модели ценообразования.

Могут ли эти недостатки новой модели перевесить лучший доступ к трубопроводам и, как следствие, к конечным пользователям в Европе? Надо иметь в виду, что торговля газом представляет собой многослойный бизнес. Являясь одним из крупнейших экспортеров Газпром имеет дело прежде всего с первым ярусом оптовых продаж.

Когда в сентябре 2007 года вышел первый документ по Третьему пакету, он оставил надежду на то, что последующие уточнения минимизируют риски в поставке русского газа в Европу. Но окончательный проект ТЭП оставил компанию без иллюзий на какие-либо исключения. Явно прослеживается, что Европейская комиссия не искала компромисса.

Центральным моментом в новых правилах стало законодательное разделение деятельности по добыче/импорту и поставкам газа. Европейские вертикально интегрированные компании вынуждены будут либо продать принадлежащие им сети газопроводов, либо передать их под управление специализированных структур, которые подлежат жесткому государственному регулированию.

Компании стран, не входящих в ЕС, но желающих владеть газовыми магистралями на территории Евросоюза, тоже должны принять эти правила, иначе им будут прямо запрещены инвестиции в данные активы.

Конечно, эта поправка направлена исключительно против российского "Газпрома" как единственной "не-ЕСовской" компании, которая заинтересована в получении контроля над европейскими газовыми магистралями.

Для ЕС мировой рынок - это взаимодействие не государств, а частных компаний. Роль правительств, согласно европейскому подходу, ограничивается регуляторными и контрольными функциями. Органы ЕС в последние годы занимались вопросами освобождения энергорынка от государственного влияния и подчинения его законам свободной конкуренции.

Рынок природного газа, по мысли ЕК, - это система с многочисленными поставщиками и потребителями, определяющими цены на краткосрочный период в соответствии с текущими тенденциями. Поэтому Еврокомиссия в отношении организации газового рынка после утверждения "третьего пакета" предлагает отказаться от долгосрочных контрактов с поставщиками.

24 февраля на встрече с Европейской комиссией, министр энергетики России представил неофициальное письмо г-ну Оттингеру с предложением урегулировать условия Третьего энергетического пакета и подписать межправительственное соглашение с Россией, определяющие статус приграничной инфраструктуры32. Газпром предложил ЕС провести различие между системами газопроводов для внутреннего рынка ЕС и извне. Однако пока Европейская комиссия, кажется, непримиримой.

Как уже упоминалось, Газпром предвидит по крайней мере три риска, связанные с системным изменением модели.

ТЭП не упоминает "дедушкиной оговорки" и не предусматривает никакой компенсации за уничтожение стоимости активов. Это значит, что Третий пакет распространяется на компании, которые были учреждены до принятия ТЭП, и защищает иностранного инвестора от изменений. Разрушения стоимости связано с напряженным рынком и чистый дисконтированный доход от оценки стоимости активов на основе низких регулируемых тарифов. Газпром считает, что у него есть право требовать компенсацию за потери по стоимости активов в результате принудительной продажи активов в рамках одного из вариантов по разделению.

Даже в случае, если Газпром уклоняется от прямых обязанностей продать газотранспортные активы и остается их владельцем, ТЭП лишает поставщика права на управление трубопроводами. Очевидно, что это обесценивает инвестиции, сделанные в трубопровод. Передача прав собственности в этом случае схожа с переходом от обычных акций ( с правом голоса) к привелегированным (без права голоса) в трубопроводной компании. Когда управление активами передается независимому оператору, который будет действовать от своего собственного счета, владелец трубопровода превращается в финансового донора, который обязан осуществить инвестиции, принятые со стороны третьих лиц.

И, наконец, Газпром должен скорректировать свою операционную деятельность и пересмотреть контракты по сбыту и транспортировке. Еврокомиссия подтвердила, что она будет уважать долгосрочные договоры купли-продажи и передачу контрактов, но когда эти контракты истекут, они не будут возобновлены.

Системные операторы обязаны внести изменения в свои существующие контракты, чтобы они могли соответствовать новым механизмам распределения пропускной способности. Это явно будет иметь серьезные последствия для существующих мощностей правообладателей, таких как Газпром. Механизм распределения пропускной способности предлагает включить распределение пропускной способности с помощью аукционов, комплектации пропускной способности на пунктах пересечения границы так, чтобы не было возможным покупать отдельный доступ / выход мощности при пересечении границы, и запрет отдельных прав транзитных мощностей, так что мощности используемые для транзита газа через территорию стран или рыночных зон больше не будут рассматриваться иначе как мощности, которые используются для потребления внутри страны или рыночных зон.

Все эти изменения вряд ли могут быть достигнуты без ущерба по праву на перекачивающие мощности для тех, кто связаны долгосрочной перспективой; они ставят под угрозу способность Газпрома удовлетворять клиентов и могут заставить компанию ввести новый пункт "форс-мажорных" обстоятельств в договоры купли-продажи в связи с ТЭП.

Договоры купли-продажи будут подлежать пересмотру и по другим причинам. В настоящее время Газпром продает комбинированный продукт - товар плюс гибкость. Существующий механизм долгосрочных заказов обеспечивает надежность долгосрочных договоров купли-продажи и готовность поставщика поддерживать резервные пропускные способности, позволяющие быстро удовлетворять спрос в соответствии с меняющимися ежедневно назначениями кандидатов. Отныне, вместо того, чтобы оставить за собой право изменять свои кандидатуры несколько раз в день, клиенты будут иметь право сделать это только один раз и за день до фактической поставки. Ограничение прав повторного назначения окажет неблагоприятное влияние на гибкость поставок. Хотелось бы подчеркнуть, что, принимая во внимание сезонность и крайне неравномерный спрос в течение дня - надежность и гибкость имеют первостепенное значение для газовой промышленности.

В настоящий момент «Третий пакет» вызывает cерьезные опасения у «Газпрома». Очевидно, что лишение поставщиков возможности управления газотранспортными активами обесценивает сделанные ими инвестиции в эти активы.Газпром и Правительство России внимательно следят за осуществлением ТЭП. Это необходимая мера, чтобы убедиться, что ущерб, причиненный в результате этого процесса интересам компании не будет выходить за рамки. Газпром надеется, что ей будет предоставлена ​​возможность внести существенный вклад в процесс разработки отраслевых кодексов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]