- •Пятиречье-Танью-Ворчато-Войкар 1999 год.
- •Пятиречье 1999 года
- •Предисловие.
- •25 Июля 1999 года.
- •19 Июля 1999 года, понедельник.
- •21 Июля 1999 года, среда.
- •22 Июля 1999 года, четверг.
- •23 Июля 1999 года, пятница.
- •23 Июля 1999 года, пятница.
- •24 Июля 1999 года, суббота.
- •25 Июля 1999 года, воскресенье.
- •27 Июля 1999 года, вторник.
- •28 Июля 1999 года.
- •29 Июля 1999 года.
- •30 Июля 1999 года.
- •31 Июля 1999 года.
- •1 Августа 1999 года.
- •2 Августа 1999 года.
- •3 Августа 1999 года.
- •4 Августа 1999 года.
- •5 Августа 1999 года.
- •6 Августа 1999 года. Пятница.
- •7 Августа 1999 года. Суббота.
- •8 Августа 1999 года. Воскресенье.
- •9 Августа 1999 года. Понедельник.
- •10 Августа 1999 года.
- •11 Августа 1999 года.
- •12 Августа 1999 года.
- •13 Августа 1999 года. Пятница.
- •14 Августа 1999 года. Суббота.
- •Глоссарий
- •Катушка «Невская».
28 Июля 1999 года.
Какой день недели, на вскидку уже и не помню. Напомню, что накануне мною был выловлен таймень, из коего была сварена уха. Есть её не стали, потому что харча и так было в достатке.
На вахту по дежурству заступили Сергей с Альбертом. Они нас и разбудили. И это несмотря на тот факт, что накануне гидробудильник был заведён до отказа, с целью подняться пораньше. Однако, несмотря на его отчаянный «звон», вставать всё равно не хотелось.
Завтрак, а основу его составляла вышеупомянутая тайменная уха, был разогрет. Мошка достаёт (говорить об этом – уже сущая банальность!), и поесть спокойно можно только в энцефалитке.21 Завтракали около десяти часов.
Через полчаса тронулись вниз по реке. Пошли впятером, в лагере остался лишь Алик. Сергей пошёл на ближние подступы к лагерю наловить рыбки на еду. Ходом дошли до той лагуны, где два года назад и мы, и молодые кильнулись. Тогда здесь ловилось просто здорово! И сейчас брать хариус стал сразу и у всех. Не заладилось только у Лашкова, да и то на первых порах. Как только он сменил мушки, дело пошло и у него. Первого хариуса поймал и Саша Сучков, обрыбился. Он за день (это я забегаю вперёд) вытащил 15 (пятнадцать!!!) штук. Лашков –13.22 Мы с Сявой не считали, но Львович, конечно, больше всех, а я, наверное, тоже где-нибудь около пятнадцати. Ловили, особенно не маскируясь, и клёв начал стихать. Я два раза выводил аж по два экземпляра, и оба раза благополучно. На третий раз один из двух выводимых убежал. Ловилось на медвежью мушку и мушку из моей бороды, причём на рыжую из моей бороды брали крупные экземпляры. Лашков и Сучков торопятся вываживать. Это типичные ошибки новичков, и периодически наступает расплата. У Володи взяли одновременно два. Он тащит их очень резко, не обращая внимания на бурное сопротивление. В результате оба сбегают, унося с собой драгоценные мушки! На моих глазах то же самое происходит и у Шурика. Не утомив хариуса, он быстро выводит его на отмель. Тот делает резкий кульбит, обрывает поводок и, энергично работая хвостом, сваливает в глубину. Увещевания и советы не производят особого действия. Опыт же личный действует немедленно!
Для разнообразия перебрались с Львовичем на другой берег. Переходить пришлось по бурному потоку и по глубине. Я немного черпанул и был на грани падения.23 Там выловили: я – три рыбины, Сява – шесть. День стоял солнечный и ветреный, причём ветер задувал весьма сильно. Это несколько сгладило каждодневный напряг с мошкой. На обратном переходе через струю я выловил со дна дюралевое весло от катамарана. Пригодится для устройства бани.
На этот раз соль не забыли. Ловили и разделывали сразу же. Получился здоровенный и тяжеленный рюкзак, Сява насчитал 44 штуки. Потом мы поймали ещё штук 20, которых унёс Сергей непотрошёными, поскольку соль кончилась, а потом ещё десяток. Я ловил на мушки, несколько раз пытался бросать блесну новым спиннингом, но абсолютно безуспешно. Слава, кстати, на блесну за весь день поймал только одного. Одну блесну я посадил, пришлось нырять, однако достал. Глубина приличная, больше моего роста, хотя на первый взгляд и не скажешь. По пути в лагерь несколько раз останавливались и ловили. Выдирали по нескольку экземпляров и шли дальше. Идём и ловим вчетвером плотной группой. Вылавливаем несколько штук, и клёв прекращается. Видимо, при всей его непуганности в здешних местах, наше беспардонное нахальство кого хочешь выведет из себя. Если придти на это место часа через два, то брать будет опять очень хорошо. Вот так весь день и ловили. В лагерь вернулись в 1830 по-местному. Через Хойлу перед лагерем переправлялись с трудом – мешал груз. Сучков не стал обходить, пошёл коротким путём и весь вымок. Зачерпнул в болотники. Непонятно, как ещё не упал! В лагере, всё что принесли, разделали и посолили.
По Хойле и течению Танью дует сильный ветер. В сочетании с солнечной погодой это создаёт нормальные условия для принятия пищи и (о, кайф!) для отправления естественных надобностей. Для обеда вытащили столы-ящики прямо на открытое место на камнях. Комары здесь почти не донимают. Володя продолжает исполнять свои профессиональные обязанности, усиленно фотографирует. Вторая пара дежурных на обед изготовила: Алик сварил сладенькую рисовую кашку, Сергей пожарил рыбу. Но жарил он её целиком, и получилась она немного недожаренной. На хариусе это не очень заметно (любая другая рыба была бы несъедобна), но, на будущее, надо делать или кусочками, или филетировать. И ещё уха была, но это уж совсем на любителя, я просто до неё не добрался, так как съел много жареной рыбы. Кроме того, была ещё по определению Алика «стукалка» - рыба кусочками, в трёхлитровом баллоне с уксусом и специями. Все изрядно за день умотались и после ужина наладились спать. Однако мы с Сергеем перед сном сделали на завтра хариуса в соевом соусе. Это так: на несколько секунд опустили кусочки в кипяток и затем залили их соевым соусом и подсолнечным маслом, добавили разнообразных специй. Посмотрим, что завтра получится. После этого я почистился, помылся и забрался в палатку, где сейчас и надиктовываю сии заметки. Завели с Львовичем свои будильники (не гидро, а наручные!) на шесть по местному времени. Мы завтра дежурные, кроме того, пора нам, наконец, и байдарку бы собрать! Все уже свои собрали. Послезавтра запланирован переход на место следующей стоянки – ручей Элькашор. По моему разумению, это не рационально. Здесь на Пятиречье клёв нормальный, и можно было бы постоять ещё дня два-три и спокойно заготавливать хариуса. На Элькашоре удобные места для лова отстоят достаточно далеко, что сулит потерю времени.24 Особо интересных историй сегодня не происходило. Соседи-пешеходники ушли на Лагортаю, их весь день не видно.
Более подробно следует рассказать о хариусовой охоте, и вот почему. Ловили очень успешно новички. Сучков сегодня поймал своего первого хариуса, а за день выловил аж 15 (пятнадцать) хвостов! Это очень много для первого раза. По моим наблюдениям, для «чечако» это рекордное достижение. Ловит он с великим азартом – глаза горят, руки дрожат.
Сегодня хариус брал исключительно на мушку. У меня, кроме того, была подтапливаемая «балда». Сделана она из белого твёрдого пенопласта в виде веретена с пластинкой свинца на нижней части. При попадании в воду она начинает медленно погружаться. При подмотке эта «балда», медленно планируя, всплывает к поверхности. (Может быть, стоило бы попробовать плавающий поплавок.) Ставил я и «стриммер». Это имитация малька, сделанная в поезде на большом белом двойнике. На неё не клевало, пришлось поменять на рыжую мушку: она связана на двойнике из моей бороды. Хариус на проверенного «мухаря» стал брать немедленно.
Лашков использует безинерционку по-своему.25 Держит её как «Невскую» сверху удилища и подматывает правой рукой не вперёд, а назад. И заброс делает с катушкой в верхнем положении, при забросе лёску держит не на пальце, а прижимает её к комлю палки. Использовать катушку, которая сконструирована для совершенно другой техники заброса, таким образом очень неудобно. Но Володя использует, что свидетельствует о наличии консерватизма и твёрдом характере.
Сява, как всегда, демонстрирует высокий профессионализм. Это сразу видно по результатам.
У меня крупный хариус оторвал самую уловистую мушку. Дело обстояло таким образом: я его вывел, снял с «рыжей» мушки, пошёл бросил в «аквариум» для трофеев, который, как обычно Львович изготовил у берега из камней. Возвращаюсь назад, готовлюсь к забросу, а мушки нет. Так её и не нашёл!
Ещё эпизод. Ловили ниже скалы, где всегда Алик ловит на «перетягу». Хариус всегда здесь отлично брал. Стали бросать вчетвером. Выловили сразу же штуки по две, по три. После этого всё как отрезало, хотя заброс идёт очень дальний. Сява прошёл метров 30 вниз по течению через струю. Глубоко, болотников только-только хватило. Перед ним большой камень, который закрывает его от вида со струи. Кроме этого он, маскируясь, присел на другой камешек и бросает сидя. Сразу же выдрючил трёх штук. Потом у него взял здоровенный экземпляр. Вывести его Слава не сумел, рыбина сбежала вместе с мушками. Пришлось ему вернуться к рюкзаку и перевязать мушки. Назад на его место пошли и мы с Володей. Вышли на косу, за которой прятался Львович и начали стоя в ряд бросать, особо не маскируясь. У Славы щёлкнул, он вытащил. У меня щёлкнул, я вытащил. А дальше – тишина. Мораль: боится рыба! Ну, в самом деле! Выходят четверо здоровенных жлобов и, стоя во весь свой немалый рост, начинают махать удилищами. Любая рыба напугается! Надо ловить поодиночке, по возможности маскироваться, не делать резких движений.
По вчерашнему дню, дню тайменя. Как всё получилось? Прикрепил я блесну, сравнительно нетяжёлую. Бросаю, как я уже упоминал новым 2.7 метра удилищем «Робинзон».26 Палка работает прекрасно, я с её помощью забрасываю лёгкую блёсенку дальше, чем Львович своим углепластиковым двухметровым телескопом «балду» с гирляндой мушек. В данном случае, за струю под противоположный берег. Хариус хватал просто превосходно. Брал он в тот момент, когда блесна из-под противоположного берега, с тиховодья, проходила на струю. Но попасть туда было не просто, мешали камни, мимо которых приходилось бросать. Раз за разом я пытался туда попасть: сделать это надо было очень чётко. Ну вот, при очередном попадании в точку вместо хариуса сел таймень. Как его вываживали, я уже подробно описал. Вес его чуть больше 4 кг, а длина 60 сантиметров.
Вчера у меня была первая судорога в левой икроножной мышце. Очень жарко, потеем изрядно, и идёт быстрое обессоливание. Кроме того, много двигаемся. Это хорошо – глядишь, и похудеем.
