Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tsar.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
153.42 Кб
Скачать

53. Жизнь и общественно политическая деятельность д. А. Кунаева.

Становление личности Д.А.Кунаева как политического и государственного деятеля начиналось в сталинскую эпоху, в условиях жестко централизованной административной системы. Период ак­тивной политической жизни пришелся на 1960-1970-е гг. Для этих десятилетий были характерны, с одной стороны, всеобщий оптимизм и несгибаемая вера советского народа в идеалы социализма, с другой — политические репрессии и авторитарные методы управления.Эпоха Д. Кунаева вобрала в себя огромное количество самых различных событий — здесь и освоение целины, и открытие первого в СССР космодрома Байконур, и строительство крупнейших промышленных предприятий союзного значения, и испытания на Семипалатинском ядерном полиго­не и мн. др. Сам Д.Кунаев началом своей трудовой биографии считал работу на Коунрад-Балхашской стройке: «Здесь началась моя трудовая деятельность. Новичком в этих краях я не был. С Коунрадом и его людьми был знаком, когда проходил здесь пятимесячную практику. Работал я тогда десятником только что созданного восточного отвала. Работал и копил материал для дипломной работы на тему «Определение мощностей Коунрадского карьера для производства 90 тысяч тонн черной меди в год». Диплом защитил с оценкой «отлично». Сложилось так, что мои первые шаги были связаны с разви­тием цветной металлургии Казахстана. И я по сей день горжусь, что я — один из участников зарож­дения в стране мощной медной промышленности в Центральном Казахстане, а затем и свинцово­цинковой промышленности в Рудном Алтае» В первой половине XX в. на многострадальной казахской земле развернулась чудовищная трагедия. Советская власть, казалось бы, призванная установить мир, справедливость и равенство, добро и свет, принесла народу огромные страдания. Тоталитарный режим искалечил судьбы миллионов людей. Трагедия состояла в том, что многие из уничтоженных репрессиями или пострадавших от них участвовали в борьбе против царизма, были лидерами национально-освободительных движений, боролись за Советскую власть, принимали активное участие в строительстве нового социалистического общества. В результате политических репрессий был уничтожен цвет казахской интеллигенции: Алихан Букей- ханов, Ахмет Байтурсунов, Мыржакып Дулатов, Султанбек Ходжанов, Мухамеджан Тынышпаев, Санжар Асфендияров, Сакен Сейфуллин, Турар Рыскулов и другие. Репрессивная политика косну­лась и членов их семей. В короткие сроки был принят целый ряд партийно-правительственных документов, подтвер­ждавших серьезность намерений власти о создании немецкой автономии в Казахстане, например, проект Закона КазССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию КазССР в связи с обра­зованием Немецкой автономной области» [6; 193-195].

В качестве территории для автономии были определены Ерментауский и Селетинский районы Целиноградской области; Иртышский район Паводарской области; Валихановский район Кокчетав- ской области; Молодежный поссовет, Дальненский, Пролетарский, Родниковский, Тельманский и Шидертинский сельсоветы Молодежного района Карагандинской области. Центром должен был стать г. Ерментау. Автономная область должна была подчиняться республиканским органам власти.

В 1979 г. в Казахстан одна за другой прибыли несколько комиссий, которые должны были осу­ществить практические мероприятия по созданию автономии — сперва в начале года комиссия в со­ставе ответственных работников ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и КГБ СССР при­была в Алма-Ату; в июне того же года — комиссия, в которую вошли уже руководители республи­канских ведомств во главе со вторым секретарем ЦК КПС Казахстана А.Г.Коркиным, прибыла в Це­линоград. Главной задачей работы второй комиссии было создание автономии.

Известие о том, что на территории ряда областей Северного и Центрального Казахстана будет создана немецкая автономия, распространилось среди населения и вызвало резкое недовольство и возмущение, вылившееся в открытое выступление прежде всего жителей Целиноградской области. Волнения начались среди молодежи, однако затем к ним присоединились и другие категории жите­лей республики. 16 июня около 10 утра по центральной улице Целинограда в направлении площади Ленина выступила четко построенная колонна с лозунгами, выражающими протест против создания автономии. По одним оценкам, их было около 400 человек, по другим, — вдвое больше или меньше. Были замечены студенты с красными повязками на руках, поддерживающие порядок. Манифестанты несли транспаранты «Казахстан неделим», «Да здравствует дружба народов» и др., над ними реяли государственные флаги Казахской ССР и СССР. По другим свидетельствам, было всего три колонны, заполнившие центральную площадь, где количество демонстрантов колебалось, по оценкам, от 500­800 до 5.000 человек. Большинство из них были казахская молодежь: студенты вузов, рабочие заво­дов, учащиеся техникумов и СПТУ. Совершенно случайно в этот день собирались вручить докумен­ты об окончании учебы выпускникам СПТУ, поэтому на площади имелась трибуна для выступления, были установлены микрофоны и усилители [7]. Движение было интернациональным по составу, в митингах участвовали и русские, и сами немцы. Среди лозунгов и транспарантов митингующих были как лозунги интернационального содержания, так и радикально националистические.Пик выступлений возмущенного населения пришелся на 19 июня 1979 г. Власть вынуждена бы­ла отреагировать на несанкционированные митинги, и в тот же день в Целиноград прибыла группа работников правоохранительных органов во главе с председателем КГБ В.Шевченко. К счастью, си­лы в отношении выступавших применено не было, и, возможно, это было связано с тем, что участни­ки выступлений вели себя организованно, без каких-либо признаков экстремизма и всплесков эмо­ций. «Выступления были исключительно взвешенными и выдержанными в политико-идеологическом духе» [5; 54, 57, 76-78]. Кстати, этот факт дал повод некоторым исследователям этих событий выска­зать предположение, что выступления митингующих были тщательно подготовлены местными орга­нами власти с санкции руководящих работников республики. Как бы то ни было, власти вынуждены были отказаться от своего намерения создать немецкую автономию на территории Казахстана, и в тот же день, 19 июня 1979 г., митингующим объявили, что вопрос о создании автономии откладывается на неопределенное время.

В целом события в Целинограде летом 1979 г. показали всю несостоятельность и непродуман- ность директивных политических действий партийных и государственных органов в решении вопро­са о восстановлении или создании национальной немецкой автономии, в данном случае на террито­рии Казахстана.

В 1985 г. состоялся XVI съезд Компарии Казахстана — последний под руководством Д.А.Ку­наева. Осенью следующего года Д.Кунаев написал заявление о выходе на пенсию. Его просьба тут же была поддержана бывшим тогда Генеральным секретарем ЦК КПСС М.Горбачевым. Сегодня боль­шинство исследователей говорят о том, что именно М.Горбачев санкционировал травлю Д.Кунаева, начавшуюся после известных декабрьских событий 1986 г. в Алма-Ате. 11 декабря 1986 г. состоялось заседание Политбюро, на котором сам Д.Кунаев не присутствоал. На нем было принято решение удовлетворить просьбу Д.Кунаева о выходе на пенсию. Утром 16 декабря состоялся Пленум ЦК КПК, проводивший Д.Кунаева на пенсию и избравший Первым секретарем Г.В.Колбина. Так закончился значительный по продолжительности и значимости период отечественной истории, обозначенный как «эпоха Кунаева».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]