Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Технологии выращивания объектов юга России (аквакультура).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.23 Mб
Скачать

Содержание декстринов в компонетах комбикормов [67]

Компоненты

Содержание декстринов,%

до экструзии

После экструзии

Кукуруза

Пшеница

Ячмень

Пшеничные отруби

Процесс устойчивый

0,9

1,0

Процесс неустойчивый

0,51

0,51

11,1

2,7

9,3

13,8

Современное производство интенсивно оснащается линиями экструзии углеводосодержащего сырья. Вместе с тем введение углеводов в стартовые комбикорма молоди лососевых рыб должно быть ограниченным, поскольку их избыток приводит к перегрузке печени гликогеном [77]. В естественной пище молоди лососевых рыб, состоящей из копепод, кладоцер, гамарусов, хирономид, содержание углеводов не превышает 12%, и значительная их доля (от 25 до 80%) представлена хитином [52, 72].

Не менее важное значение в питании рыб имеет жир. Жир в составе комбикорма содержит триацилглицериды жирных кислот, которые в организме рыб выполняют энергетическую, структурную и регуляторную функции. Всасывание жира из пищи обычно происходит в передней части кишечника пресноводных рыб. У плотоядных и всеядных рыб скорость всасывания жира выше, чем у растительноядных. Мягкие жиры животного происхождения с высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот усваиваются рыбами на 90-95% и, обеспечивая организм энергией, способствуют снижению непроизводительных трат белка. В то же время, твердые жиры менее эффективны и усваиваются, например лососевыми, только на 60-70%. Общий уровень жира и протеина в корме взаимосвязаны. Так, для молоди лососевых в корме с уровнем протеина 45-50% должно содержаться 12-15% жира. Использование жира с высокой степенью ненасыщенности позволяет вдвое сократить его уровень, не снижая эффективности комбикорма [34, 78].

С пищей рыбы должны получать комплекс незаменимых (эссенциальных) жирных кислот. Их отсутствие или дефицит приводит к снижению темпа роста, повышению смертности, расстройству ряда физиологических функций, ослаблению пигментации, некрозу лучей хвостового плавника, церроидальному перерождению печени, патологическим изменениям в структуре мышц, почек, поджелудочной железы, разрушению митохондрий, обводнению тканей и снижению уровня белка и жира в теле.

Жирные кислоты линоленового и линолевого типов являются незаменимыми, в организме рыб не синтезируются и должны поступать вместе с пищей в соответствии с потребностью. Потребность рыб в жирных кислотах типа w3 развивалась эволюционно, поскольку эти высоконенасыщенные жирные кислоты, являясь структурными элементами клеточных мембран, регулируют процессы клеточного транспорта. Например, в корме для молоди лососевых рыб должно содержаться не менее 1% ненасыщенных жирных кислот ряда w3 [27]. Линоленовая кислота 18:3 w3 является предшественником других полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) – докозапентаеновой 20:5 w3 и докозагексаеновой 22:6 w3. Проходным лососям требуется не менее, чем по 1% линолевой и линоленовой кислот, которые могут быть заменены высшими ПНЖК.

Все рыбы нуждаются в жире, содержащем 3 типа ненасыщенных жирных кислот – олеиновый (w 9), линоленовый (w3) и ленолевый (w6), жизненно необходимых организму. Эти жирные кислоты в организме рыб путем элонгации и десатурации преобразуются в другие высоконенасыщенные жирные кислоты, которые выполняют различные важные функции обмена веществ [58, 70]. Наиболее эффективная докозагексаеновая кислота (22:6 w3), является продуктом предельного удлинения и деcатурации линоленовой кислоты, которая способна, при ее достаточном содержании в кормах, устранить симптомы дефицита, что позволяет рассматривать ее в качестве основной жирной кислоты, незаменимой для лососей. Потребность радужной форели удовлетворяется при содержании в корме 0,5% линоленовой кислоты или 0,25% докозагексаеновой или в смеси с докозопентаеновой (20:5 w3) в соотношении 1:1.

Кормовой жир различного происхождения (животного, растительного, микробиологического) отличается составом жирных кислот и оценивается суммарным уровнем незаменимых ПНЖК в комбикорме. Важное значение имеет не только общий уровень незаменимых ПНЖК, но и их соотношение. Недостаток и дисбаланс незаменимых жирных кислот в пище молоди лососевых рыб вызывает серьезные физиологические нарушения, выражающиеся, например, в некрозе плавников.

Желточный мешок свободных эмбрионов рыб содержит все необходимые вещества для развития личинок, в том числе и липиды (до 23-28%) от сухой массы. Личинки вылупляются ранней весной при низкой температуре воды и дефиците кормовых организмов, поэтому они должны содержать значительный запас питательных веществ. В желтке липиды с белками находятся в форме липопротеинового комплекса (линоветтилин). К моменту вылупления в желточном мешке у эмбрионов наблюдается снижение лизофосфатидилхолина, полиеновых жирных кислот в фосфатидилхолине и триацилглицеридах, в частности, докозагексаеновой кислоты, с одновременным ее увеличением в теле. Сразу после вылупления активизируются процессы гидролиза липидов в желтке, обеспечивающие ее освобождение и поступление в тело свободных эмбрионов, а позже личинок.

В обмене веществ участвуют особые биокатализаторы – витамины, которые в организме рыб почти не синтезируются и должны поступать вместе с пищей. Выделяют жирорастворимые и водорастворимые витамины, существенно различающиеся по своему метаболизму. Разработаны эффективные отечественные поливитаминные премиксы для рыб, которые вырабатываются промышленностью и обеспечивают в достаточной мере потребности рыб [24]. Особое значение имеют жирорастворимые витамины А, Д3, Е и К1, участвующие в обмене веществ в составе липидов, выполняя роль природных антиоксидантов, а липиды, наоборот - функции носителя. В состав поливитаминных премиксов входит викасол – водорастворимый аналог витамина К1, более эффективного и незаменимого в окислительном фосфорилировании. Природные витамины К1 и К2 проявляют липофильные свойства, как и витамин Д3, который обеспечивает нормализацию транспорта ионов кальция и фосфора через биологические мембраны. Витамин Д3 и продукты его обмена не накапливаются в органах и тканях в значительном количестве, за исключением жировой ткани, которая является депо этого витамина.

За последние годы получены данные, свидетельствующие о роли витамина Е, как одного их компонентов системы, регулирующей интенсивность свободно-радикальных реакций живой ткани с предотвращением развития перекисного окисления большого количества ненасыщенных жирных кислот. Повышенное количество в пище ненасыщенных жирных кислот, витамина А повышает потребность организма в витамине Е. Витамин А быстро разрушается под влиянием кислорода воздуха, света, окислителей, в частности, меди и других катализаторов, поэтому целесообразно использовать витамин А с витамином Е в комплексе. При недостатке витамина Е нарушается формирование костной и эпителиальной ткани.

Комплекс незаменимых жирных кислот липидов, как носитель жирорастворимых витаминов, следует использовать для введения малостойких жирорастворимых витаминов в состав стартовых комбикормов для рыб, особенно в раннем постэмбриогенезе, когда обменные процессы и формирование тканей происходит весьма интенсивно. Именно липофильные свойства витаминов А, Д3, Е и К1, а также антиоксидантные витамина Е, могут обеспечивать эффективное комплексное действие такой добавки дополнительно к поливитаминному премиксу в составе стартового комбикорма [7].

Из витаминоподобных веществ очень важна роль каротиноидов. Каротиноиды – это желтые или красные пигменты алифатического или ациклического строения. Организмы зоопланктона откладывают в теле много каротина, в основном астаксантина – провитамина А, который находится в жировых включениях. Лососевые рыбы, потребляя зоопланктон, концентрируют в тканях тела астаксантин. Содержание каротиноидов в пище влияет на выживаемость молоди рыб. По данным А.А. Яржомбека [72], астаксантин лососевых рыб является незаменимым пигментом, из него могут образовываться все остальные каротиноиды. Хорошим источником каротиноидов в корме рыб служит крилевая мука.

В пище рыб могут содержаться различные антибиотики – вещества, которые способствуют увеличению роста молоди, усвоению корма и повышению устойчивости к заболеваниям, а также нуклеиновые кислоты, возможно и гормональные препараты.

Рыбам необходимы также минеральные вещества. Их обмен изучен еще недостаточно. Установлено, что для нормального развития рыбам требуется кальций, фосфор, магний, калий, натрий, сера, хлор, железо, медь, йод, марганец, кобальт, цинк, молибден, селен, хром, олово. Хорошими источниками микроэлементов в комбикормах служат водорослевая мука, минеральных веществ – рыбная и крилевая мука.

Некоторые минеральные элементы необходимы для формирования структуры тканей (кальций, фосфор), другие (железо, калий, магний) входят в состав органических функциональных соединений. Так, кальций участвует в образовании костей и свертывании крови, фосфор является составной частью фосфолипидов, нуклеопротеидов, участвует в обмене коферментов и АТФ. Магний необходим для деятельности рибосом, трипсина, липаз. В структуру гемоглобина, миоглобина мышц, цитохромов, трансферинов входит железо. В состав белков входит сера, кобальт влияет на кроветворение, марганец участвует в деятельности гормонов, витаминов. Антиоксидантными свойствами обладает селен. В структуру эритроцитов инсулина входит цинк.

Многие исследователи показали, что различные минеральные добавки стимулируют рост, обменные процессы, становление и закрепление осморегуляторных функций у молоди лососевых. Однако, также установлено, что эффективность добавок неорганических солей существенно зависит не только от дозы, но и от формы введения и от химического состава окружающей воды и почвы.

В индустриальных условиях методы кормления рыб искусственными кормами начали разрабатываться сравнительно недавно [35, 38]. Составлены таблицы суточных норм кормления рыб различной массы в зависимости от температуры воды и калорийности корма, определена оптимальная частота раздачи корма, размер кормовых частиц. При использовании полноценных комбикормов возможно применять индустриальные методы выращивания личинок, мальков, сеголетков, годовиков, старших возрастных групп рыб в рыбоводных емкостях с тщательным контролем абиотических факторов среды.

Разработаны разные способы определения суточных норм кормления с учетом массы и возраста рыб, температуры воды и энергии корма. Примером эмпирического метода составления кормовых таблиц суточных доз кормления, на основе многолетних рыбоводных данных и наблюдений, служат таблицы Дьюэла для радужной форели и таблицы ВНИИПРХа [35], для осетровых рыб таблицы НТЦ «Астаквакорм» [14].