Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
международка.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
486.91 Кб
Скачать

32. Ватикан как субъект международного права.

К нетипичным субъектам международного права относятся государствоподобные образования - вольный город и Ватикан.

Ватикан - город-государство, являющийся резиденцией центра католической церкви - Святого престола. В силу сложившегося обычая обладает специфической международной правосубъектностью. В международных отношениях участвует под наименованием "Святой престол". В международной практике нередко подчеркивается, что речь идет об особом образовании - Святом престоле, а не о католической церкви. В противном случае было бы неясно, почему другим церквам не предоставлен аналогичный статус.

Святой престол поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами, включая Россию; участвует во многих конвенциях общего характера; обладает статусом наблюдателя в ООН, является членом таких организаций, как ЮНЕСКО, ФАО, МАГАТЭ. Участие Святого престола в конвенциях не имеет ощутимого практического, юридического значения. Речь идет в основном о моральной поддержке соответствующих норм международного права. Порой это обстоятельство специально подчеркивается. Так, перед подписанием договора о нераспространении ядерного оружия Святой престол заявил, что его намерение обусловлено желанием оказать моральную поддержку принципам, на которых основан договор.

33. Характеристика принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Действие и применение международных договоров.

Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложе­ние основных принципов международного права, зародился и долгое время действовал как принцип соблюдения междуна­родных договоров — pacta sunt servanda (договоры должны со­блюдаться).

В современный период для большинства государств из обычно-правовой нормы он превратился в договорную норму, а его содержание существенно изменилось и обогатилось.

В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедли­вость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права», а в п. 2 ст. 2 фик­сируется обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу обязательства, «чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принад­лежности к составу членов Организации».

Важным этапом в договорном закреплении данного принци­па стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В ней отмечается, что «принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеоб­щее признание». В ст. 26 установлено: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросо­вестно выполняться».

Развернутую характеристику этот принцип получил в Декла­рации о принципах международного права 1970 г., в Заключи­тельном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах.

Смысл данного принципа заключается в том, что это — признанная всеми государствами универсальная и кардиналь­ная норма, выражающая юридическую обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства, при­нятые в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из обще­признанных принципов и норм международного права и соот­ветствующих им международных договоров и других источни­ков международного права.

Принцип добросовестного выполнения международных обя­зательств служит критерием законности деятельности госу­дарств в международных и во внутригосударственных отноше­ниях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффек­тивности международного правопорядка, согласованного с правопорядком всех государств.

С помощью этого принципа субъекты международного пра­ва получают законное основание взаимно требовать от других участников международного общения выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соответствующих обязанностей. Данный принцип позволяет отграничивать правомерную деятельность от незаконной, запрещенной. В этом аспекте он ярко проявляется в качестве им­перативной нормы международного права. Указанный принцип как бы предупреждает государства о недопустимости отхода в заключаемых ими договорах от кардинальных установлений международного права, выражающих коренные интересы все­го международного сообщества, подчеркивает превентивную функцию норм jus coget\s. Принцип добросовестного соблюде­ния международных обязательств, связывая императивные нор­мы в единую систему международно-правовых предписаний, является их интегрирующей частью. Однако если отдельные нормы jus cogens могут быть заменены другими на основе согла­шения между государствами, то подобная замена невозможна по отношению к данному принципу: его отмена означала бы ликвидацию всего международного права.

В процессе развития данного принципа было предусмотре­но, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства-участники будут сообразовываться со своими юри­дическими обязательствами по международному праву.

Существенными признаками принципа добросовестного вы­полнения международных обязательств являются недопусти­мость произвольного одностороннего отказа от взятых обяза­тельств и юридическая ответственность за нарушение междуна­родных обязательств, которая наступает в случае отказа от их выполнения или иных действий (либо бездействия) участника договора, имеющих противоправный характер. Нарушение ме­ждународных обязательств порождает вопрос об ответственно­сти не только за отход от соглашения, но и за посягательство на сам принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Договор начинает действовать с момента вступления его в силу. Действующий договор — это договор, обретший и не утра­тивший юридическую силу.

В международно-правовых актах и литературе для обозначе­ния действия договора нередко используется термин «примене­ние» (например, в разделе «Применение договоров» Венской конвенции о праве международных договоров говорится о тер­риториальной сфере действия договоров, о том, что они не имеют обратной силы, как определяются права и обязанности государств-участников последовательно заключенных догово­ров). Применением иногда именуется действие договора в кон­кретной ситуации. Считается, что с момента вступления в силу договор действует, но не применяется, пока не возникнет та ситуация, на которую он рассчитан. В доказательство различия этих терминов приводятся соглашения о правилах ведения вой­ны. Пока нет вооруженного конфликта, договоры действуют; с его возникновением они начинают применяться.

Если стремиться к адекватности и юридической точности в терминологии, то в указанной ситуации (т. е. когда возникает вооруженный конфликт) более уместен был бы термин «реали­зация», ибо речь идет о действии или бездействии, соответст­вующих требованиям норм договоров (об исполнении, исполь­зовании или соблюдении договорных норм). О применении можно говорить, если положения договора в процессе реализа­ции нарушены (или их исполнение ставится под угрозу) и по этому поводу принято решение (правоприменительный акт) го­сударством, судом или каким-либо иным органом (не случайно все большее распространение получает выражение «примени­мое право» в связи с деятельностью судебных органов).

Таким образом, термин «применение» следует понимать по-разному (в зависимости от ситуации): 1) как действие договора, подтверждение его юридической силы (он является действую­щим); 2) как доказательство того, что договор является подхо­дящим, приложимым к данной ситуации, что отношения, воз­никшие в этом случае, им регулируются, подпадают под его действие; 3) как особого рода юридическую деятельность госу­дарств, органов или организаций, в результате которой прини­мается решение (правоприменительный акт).

По общему правилу договор действует с момента вступления в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Однако го­сударства могут оговорить его временное применение до вступ­ления в силу. Так, ст. 23 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Республикой Узбекистан о создании международной радиоастрономической обсерватории на плато Суффа от 27 июля 1995 г. предусмотрела его временное приме­нение со дня его подписания и вступление в силу в день по­следнего уведомления о выполнении необходимых внутригосу­дарственных процедур.

В некоторых случаях договор продолжает оставаться регуля­тором длящихся отношений и после прекращения. Согласно п. 4 ст. IX Соглашения между Правительством Российской Фе­дерации и Правительством США относительно международной торговли в области коммерческих услуг по космическим запус­кам 1993 г. (с изменениями и дополнениями 1996 г.) любой контракт, заключенный в соответствии с Соглашением, будет регулироваться его положениями даже в случае, если срок дей­ствия такого контракта не завершится к моменту истечения срока действия Соглашения. Прекращение действия Соглаше­ния не отразится на контрактах, заключенных в соответствии с ним.

Договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории, если иное не явствует из договора или не установлено иным образом (ст. 29 Венской конвенции о праве международных договоров). Именно по этому критерию (субъектно-территориальной сфере действия) международные договоры делятся на универсальные, охватывающие все или по­давляющее большинство государств (и их территории), и ло­кальные, в которых участвуют два или несколько государств; они распространяются на ограниченное пространство.