Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 16. Культура эпохи эллинизма.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
54.64 Кб
Скачать

II. Религия и философия. Религия.

Особое внимание эллинистические правители уделяли религиозной политике. Это было связано с многообразием культов и верований, распространённых среди их подданных. Укрепление новых государств требовало от диадохов политики, направленной на достижения определённого религиозного согласия - консенсуса. Добиться его можно было двумя путями:

Первый, введение единого культа для всех подданных. На этот путь встали сирийские цари, начиная с Селевка I Никатора. Они следовали древнему принципу - «Боги победителей должны стать богами побеждённых». Началось навязывание, зачастую насильственное, культа олимпийских богов. Главным из них в государстве Селевкидов стал не Зевс, а его сын Аполлон, отождествленный с богом Солнца, Гелиосом.

Культ двойного бога, Аполлона-Гелиоса было легче, чем других греческих богов, внедрять на Востоке, где многие народы издревле чтили дневное светило. Для персов его олицетворял Митра. Для вавилонян оно было связано с солнечным божеством Мардуком. Жрецы этих культов оказали помощь сирийским правителям в проведении религиозной реформы. Высокое место при дворе Антиоха I занял вавилонский жрец Берос, написавший для царя на греческом языке «Вавилонику».

Прекрасные храмы Аполлона-Гелиоса были воздвигнуты на всей территории державы Селевкидов. До наших дней сохранились величественные руины храмового комплекса в Гелиополисе, «Городе Солнца», находившемся в долине Бекаа (Баальбек) на территории современного Ливана.

Религиозная политика Селевкидов встретила отчаянное сопротивление иудеев. Особенного напряжения противостояние между ними и властью достигло при воцарении Антиоха IV Эпифана (175 -– 164 годы до н. э.), прозванного Эпиманом – «Безумным. Заветной мечтой его была тотальная эллинизация государства. Серьезных препятствий на пути к своим замыслам в Малой Азии и Сирии царь не встретил. Камнем преткновения стала Иудея.

Сопротивление ее населения привело Антиоха IV в ярость. В 167 году до н. э. он запретил под угрозой смертной казни исполнение законов Торы, в частности, совершения обрезания и соблюдения субботы. Антиох также распорядился о введении в Иудее языческих культов. Для свершения религиозных обрядов ставились алтари, на которых по приказу Антиоха приносили в жертву свиней. Свитки Торы осквернялись и уничтожались. Иерусалимский храм был осквернен и превращен в святилище Зевса Олимпийского.

Подчинившиеся распоряжениям Антиоха получали награды и высокие должности. На ослушников обрушились самые чудовищные пытки и казни, которым подверглись тысячи людей. Римско-католической церковью и Православной церковью 14 августа почитаются семь братьев Маккавеев (Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл), а также их мать Соломония и учитель Елеазар. Об их мученической смерти повествуется в библейской Второй книге Маккавейской (6,18 – 7,42).

Репрессии вызвали восстание, во главе которого встали пять сыновей священника Маттафии из рода Хасмонеев. Оно вошло в историю как «Маккавейская война» (167 – 142 гг. до н.э.), по имени старшего из братьев, Иуды Маккавея (евр. «Молот»). В 164 году до н.э. повстанцы отвоевали Иерусалим, восстановили и заново освятили храм, положив начало ежегодному празднику Ханука («Освящение»). В этом же году скоропостижно скончался Антиох IV, оставив наследником девятилетнего сына. В Сирийском царстве наступило смутное время. В этой ситуации, во многом благодаря поддержке Рима, иудеям удалось восстановить независимость своего государства под властью династии царей-первосвященников Хасмонеев (с 152 по 37 гг. до н. э.).

Вторым путём достижения религиозного единства стал религиозный синкретизм - соединение разнородных культов, их слияние и создание таким образом нового, искусственногох. Родственные боги разных религий получали двойные имена. В их скульптурных изображениях сливались черты варварских и греческих божеств.

Первым попытался ввести синтетический культ, который почитали бы все его подданные, правитель Египта Птолемей I Лаг. Его внимание привлекло божество, изваяние которого находилось в одном из храмов Синопы. Эллины и варвары одинаково чтили его как олицетворение ежегодного умирания и воскресения природы. Божество изображалось в виде бородатого мужчины с пышной шевелюрой, увенчанной головным убором в форме сосуда для отмеривания зерна.

По приказанию Птолемея I изображение божества, названного Сераписом, было перевезено около 285 года до н.э. из Синопы в Александрию. Его поместили в огромном, специально выстроенном храме, Серапейоне. Он должен был стать духовным центром всего эллинистического мира. Греки и македоняне отождествляли Сараписа с Зевсом, Гелиосом или Асклепием, а египтяне видели в новом божестве своего Аписа.

Постепенно культ Сараписа распространился по всему Средиземноморью. На маленьком Делосе в честь его было выстроено три храма. Знакомы с новым божеством были и греки Северного Причерноморья, имевшие тесные связи как с Синопой, так и с эллинистическим Египтом. Граждане Истрии даже запрашивали оракула Аполлона в Дельфах на предмет допустимости почитания Сараписа в своём городе.

Наряду с культом Сераписа Птолемеи оставили в силе поклонение традиционным божествам греков и египтян. Для них стали строить храмы, которые посвящались не одному, как ранее, а сразу многим богам, как эллинским, так и варварским. В подобном храме «всех богов» – пантеоне каждый человек мог молиться своему кумиру.

В Египте, как и в Сирии, только один народ не поддался религиозным реформам. Стремясь увеличить население Александрии, Птолемей I поселил в ней тысячи иудеев, выведенных из Палестины. При Птолемее II численность их в Египте достигла 120 тысяч человек. Иудеи были уравнены в правах с македонянами и греками, получили доступ в египетскую армию, заняли высокие посты в государстве, играли важную роль в его экономике и культуре. При этом они хранили верность своему Богу.

Центром духовной жизни египетских иудеев стали молельные дома, синагоги, которых только в Александрии было несколько десятков. Иудейская религия привлекла внимание любознательных эллинов. Однако, ознакомлению с ней мешал непонятный для греков язык древней Торы («Закон») - Священного писания иудеев. Да и сами александрийские евреи постепенно забывали родную речь. Возникла потребность перевода Торы на греческий язык, который был осуществлён при Птолемее II Филадельфе.

Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, перевод осуществили независимо друг от друга 70 богословов. Их прислал из Иерусалима по просьбе египетского царя иудейский первосвященник Элиазар. Богословы были с комфортом размещены в отдельных помещениях на острове Фарос близ Александрии. В результате их работы, длившейся 72 дня, были получены тождественные тексты. Этот перевод, получивший греческое название «Библос» («Книги»), стал известен также под именем Септуагинта – «Перевод семидесяти». Септуагинту читали как евреи диаспоры, так и греки. Среди последних были такие, которые отвергали родных богов и принимали иудаизм, становясь прозелитами – «новообращёнными».

Ещё большее влияние, чем религия иудеев, на эллинов оказали древние мистические культы Востока. Приверженцы их проходили сложные обряды посвящения и принимали участие в мистических обрядах, сопровождавшихся приступами экстатического безумия. Наиболее распространённым из них стал уходящий своими корнями во времена Хеттского царства культ Кибелы - Великой матери богов. В Пергаме он даже стал официальным государственным. Полные эротизма и жестокости его обряды наложили свой отпечаток на культы традиционных божеств, олицетворяющих женское начало природы. Не избежало влияния малоазийских божеств и греческое население Таврики.

Поклонение Кибеле и её возлюбленному Аттису постепенно распространилось среди жителей Херсонеса. Но особое значение оно приобрело на Боспоре, заняв на несколько столетий прочное место среди верований местных жителей. Мраморная статуя Кибелы, датируемая II веком н.э., была найдена при раскопках акрополя Пантикапея.

С малоазийской Матерью богов всё чаще стала олицетворяться греческая Деметра, богиня плодородия, особенно любимая греками-земледельцами Таврики. Бог виноделия Дионис наделялся чертами Аттиса, а поклонение ему всё более приобретало характер эротических оргий.