Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
откуда пошла земля славянская.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
9.76 Mб
Скачать

2.2. Греческие города-государства причерноморья

Значительный интерес вызывает то, что в рассматриваемый период – в VII–III в. до н.э. – в Причерноморье происходил интенсивный этнический контакт славянства как с восточным цивилизационным началом в лице “царских скифов”, так и с западным, в лице античной культуры Греции, во всей полноте представленной городами-государствами либо рабовладельческими государствами данного региона, населенных колонистами-греками.

Начало железного века совпало у племен юга Восточной Европы с установлением оживленных торговых сношений с греческими рабовладельческими городами-государствами. Вначале на побережье Черного моря, в местах, где было удобно и безопасно установить связи и организовать обмен с местными племенами, возникают торговые фактории (эмпории). Так, в конце VII в. до н.э. было основано греческое поселение на о. Березань у входа в Буго-Днепровский лиман. Находки импортных вещей VII–VI вв. до н.э. в бассейне Дона (в древности греки называли его Танаисом) и Донца (Сиргис) свидетельствуют о том, что население этой территории также в очень раннюю эпоху установило торговые сношения с греческими купцами. Одна из торговых факторий возникла, по-видимому, уже в VI в. до н.э. на берегу моря у современного Таганрога, где было найдено большое количество архаической греческой керамики [20, с. 138].

В начале колонизации греки называли Черное море “Понт Аксинский”, т.е. “Негостеприимное море”. Позже оно получило название “Понт Евксинский”, т.е. “Гостеприимное море”. Эти греческие названия возникли, по-видимому, от искажения и переосмысления греками более древнего названия “Черное море”. Местные ираноязычные племена называли море “Ашхаейна”, т.е. “темное” или “мрачное”. Диаметральное изменение обозначения Черного моря характеризует динамику параметров взаимоотношения местного населения с греческими колонистами, формы их контактов [109, с. 116–117].

Когда взаимоотношения с местными племенами были налажены, около удобных гаваней стали вырастать крупные греческие города-государства (полисы). В западной части Северного Причерноморья большую роль играла Ольвия – город, расположенный на правом берегу р. Буга (в древности – Гипанис). В Крыму около нынешнего Севастополя был расположен Херсонес Таврический. На месте теперешней Керчи, на берегу Керченского пролива, который греки называли Боспором Киммерийским, возник город Пантикапей. Это была столица Боспорского царства, большого государства, объединявшего ряд греческих городов по обоим берегам пролива и подчинившего своей власти некоторые племена Прикубанья и Приазовья. Говоря о греческой колонизации Северного Причерноморья, следует иметь в виду, что возникавшие здесь города по составу жителей с самого начала не были чисто греческими. В них жило и местное туземное население, оказывавшее значительное влияние на культуру, а в ряде случаев – и на политическую жизнь города. Во второй половине I тысячелетия до н.э. и в первых веках нашей эры с племенами, жившими по берегам Дона (Танаиса) и Донца (Сиргиса), тесные экономические связи поддерживали жители поселений, расположенных в устье Дона [20, с. 138–139].

На скифской культуре, безусловно, сказалось влияние близкого соседства и постоянного общения с греками. Было бы, однако, ошибочным переоценивать это влияние. Оно коснулось главным образом скифской знати, теснее других слоев скифского общества связанной торговыми узами с прибрежными городами-колониями. Племена, жившие в непосредственной близости к этим городам, также испытывали на себе более заметное воздействие греческого культурного уклада, чем племена, населявшие отдаленные от них территории. Следует также подчеркнуть, что и сами греческие поселенцы оказались под заметным воздействием местной культуры. Явления ассимиляции и синкретизма были весьма характерны для исторической жизни северочерноморских городов-колоний [19, т. II, с. 151].

Еще на рубеже V и IV вв. до н.э. на берегу одного из рукавов в дельте р. Дона (Танаиса), у нынешней станицы Елисаветовской, возникает поселение, которое в IV–III вв. до н.э. представляло собой крупный греко-скифский торговый город. Однако обмеление русла реки в этом месте создало ряд затруднений для торгового судоходства, и поселение у станицы Елисаветовской было заброшено. Во второй половине III в. до н.э. недалеко от него, на берегу другого рукава Дона, у нынешнего с. Недвиговки, возник новый город. Этот город, как и река, на берегу которой он расположен, назывался Танаис. Существовал Танаис как важный, преимущественно торговый центр до III века н.э. При археологических раскопках в 1955–1957 гг. на территории древнего Танаиса были найдены остатки домов с большими подвалами. В этих подвалах торговцы хранили сотни амфор с вином и другие продукты. О занятиях населения торговлей свидетельствуют также такие находки, как чашечка весов, гиря и монеты. Археологические данные полностью совпадают со сведениями письменных источников. Крупнейший античный географ Страбон писал в I веке до н.э., что здесь было “самое большое место у варваров после Пантикапея”.

В оживленной торговле были заинтересованы не только греческие купцы, но и родоплеменная верхушка местного населения. Получавшийся в связи с развитием производства прибавочный продукт сосредоточивался разными путями в руках родовой и племенной аристократии – у вождей, жрецов и военачальников. Эта родоплеменная верхушка старалась получить у греков красивые ткани, вино, оливковое масло, художественную глиняную и металлическую посуду и др. В обмен на эти вещи греки получали такие местные продукты, как хлеб, рыбу, кожи, мед, воск, а также рабов [105, 106].

Почти полное отсутствие находок греческих монет на территории большинства местных племен свидетельствует о том, что обмен в основном был еще натуральным [20, с.139].

Учитывая, что наибольший интерес для греков-колонистов представляли зерновые, дефицит которых в Греции был весьма существенным, во многом предопределивший колонизацию как Крыма, так и некоторых регионов Малой Азии и даже Италии, то это обуславливает этнические контакты греков преимущественно с местным славянским населением Причерноморья, влияние античной цивилизации, культуры на формирование этнохарактерных особенностей славянства.

Землю теперь населяют железные люди.

Не будет им передышки ни ночью,

ни днем от труда и от горя...

После того, как на свет они

станут рождаться седыми.

Дети – с отцами, с детьми –

их отцы сговориться не смогут.

Больше не будет меж братьями любви,

как бывало когда-то.

Гесиод “Труды и дни”