2.2 Реформа полиции
После ликвидации в 1762 г. Канцелярии тайных розыскных дел функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию Сената. В Москве был образован филиал экспедиции, в ведении главнокомандующего — Тайная экспедиция при Сенатской конторе. Дополнительным источником информации для работы тайной полиции стала введенная в конце 70-х гг. перлюстрация писем на почтамтах.
Главная полицмейстерская канцелярия была передана в непосредственное подчинение Кабинета министров, что увеличило ее значимость.
Для осуществления налоговых и штрафных взысканий учреждались Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества (действовала до 1780г.).
Система полицейского управления обсуждалась в процессе работы Уложенной комиссии; проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах как аппарат для охраны «благочиния, покоя и добронравия».
Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.
Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и проч.
В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.
Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу «Устава благочиния» 1782 г. По «Учреждению о губернии» 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками. С 1779 г. началась работа над проектом «Устава благочиния», которая завершилась в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он включал 14 глав, 274 статьи.
Заключение
В заключение попытаемся определить те новые функции и формы влияния, которые реализовывались во второй половине XVIII в. философско-теоретическими идеями и стоящими за ними умонастроениями властей в отношении реформирования российского права.
Во-первых, это — особая, дипломатическая (по своему смыслу близкая идеологической), функция, которая со времен Екатерины II использовалась (и, возможно, используется) для создания политически привлекательного образа страны и ее властей в иностранном сознании. Особенность этой функции состоит в том, чтобы «вписать» ту или иную пропагандируемую модель (или образ) в политически влиятельное духовно-культурное течение, которое существует за границей.
Во-вторых, это — инструментальная функция. Благодаря ей, идейно-теоретические истоки указывают на те средства или предпосылки, без наличия (или создания) которых правовые и законодательные новации не будут эффективными и целесообразными для проводимых в обществе реформ.
Конечно, законодательству времен царствования Екатерины II присущи и иные функции со стороны идейно-теоретических начал: целевая («безопасность и тишина» в государстве), селективная, познавательная, конструктивная («выборные» и их законодательные предложения) и др. Именно благодаря такому многообразному влиянию духовно-теоретических факторов в российском праве впервые в истории стала зарождаться либеральная тенденция в общественной и государственной жизни.
Реформы Екатерины II определили одно из главных направлений внутренней политики российского государства на протяжении всего XIX в. и привели к значительным изменениям как в русском обществе, так и в его праве.
