Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IGPKBR_kurs_lektsiy.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
717.82 Кб
Скачать

7.2 Тере – народный институт самоуправления балкарцев

Основные социорегулятивные функции в традиционном балкарском обществе выполнял такой специфический институт, как «тёре». Помимо прочего тёре представляло институт «судебной системы» традиционного общества. Кроме того, источники показывают, что тёре выполнял также функции отмены и установления норм обычного права. Если же возникали новые вопросы, не предусмотренные адатами, то тёре устанавливало новый обычай. Тёре формировался по принципам родового представительства, старшинства и социального статуса. Тёре имелся в каждом из пяти обществ Балкарии. В Черекском же ущелье, по свидетельству источников, этот орган пользовался наибольшим авторитетом и известностью. Поэтому для решения наиболее важных и спорных вопросов туда обращались не только балкарцы из соседних ущелий. Бывали и такие случаи, когда являлись в «тёре» карачаевцы и дигорцы.

Тема 8. Княжеские коалиции в кабарде в первой половине XVIII в.: политический аспект

8.1 Баксанская и Кашхатавская княжеские коалиции

В начале XVIII в. Большая Кабарда состояла из четырех княжеств – Атажукинского, Мисостовского, Кайтукинского и Бекмурзинского, а Малая Кабарда из трех – Таусултановского, Мударовского и Ахловского.

Начиная с середины 1720 г., внутриполитическая обстановка в Кабарде характеризовалась борьбой двух княжеских коалиций, получивших в исторической литературе названия «Баксанской» и «Кашкатауской» партий. Князья Асланбек Кайтукин, Татархан и Батоко Бекмурзины образовали Кашхатаускую партию. В противоположную (Баксанскую) партию вошли верховный князь Кабарды (пшыщхуэ) Атажуко Мисостов, князья Ислам Мисостов и Бамат Кургокин. Разрушительный характер конфликтов в Кабарде привел к архаизации способов их разрешения, когда главный зачинщик раздоров изгонялся из страны с лишением всех его владений и подвластных. В архивных документах XVIII в. князья-изгои фигурируют как «абреги». Но эта архаизация компенсировалась выработкой новой модели политической интеграции удельных княжеств в виде их «тройственного союза», который обеспечил Кабарде относительно длительную полосу внутренней консолидации и стабилизации.

К исходу 1725 г. после изгнания из Кабарды князя Асланбека Кайтукина дееспособность Кашкатауской партии как коалиции княжеских уделов была сведена к нулю, что означало прекращение противостояния между Баксанской и Кашкатауской партиями. Следствием этого явилась длительная консолидация всех уделов Большой Кабарды (без главы одного из них). Важным показателем стабилизации политической обстановки в стране служит признание князя Ислама Мисостова в качестве верховного князя Кабарды со стороны соседних держав. После смерти верховного князя Кабарды (пщышхуэ) Ислама Мисостова в 1732 г. его место занял Татархан Бекмурзин. В этом же году было оформлено примирение изгнанного А. Кайтукина с князьями Баксанской партии. Картина боевых сражений на Кавказе и их результатов в период русско-турецкой войны (1735–1739) дополняется принятием А. Кайтукиным присяги на верность России. После своего долгого отсутствия в Кабарде и смерти в 1737 г. пщышхуэ Татархана Бекмурзина А. Кайтукину удалось «реализовать свои права на титул старшего князя Кабарды». История с изгнанием князей из Кабарды повторилась в 1737 г., после того, как Бекмурзины объявили себя сторонниками крымского хана. Однако, спустя два года, уже А. Кайтукин снова оказался в изгнании.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]