- •4 Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики)
- •5 Происхождение цивилизации: альтернативные пути
- •97 Субститутом его стала новая форма эквивалента - престиж.
- •97 Сущность этой революции сводилась к переходу от присваивающего хозяйства к производящему.
- •108 Стороны колонизаторов.
- •4 В моем двухтомнике «История Востока» (Васильев 1993) эта ситуация представлена достаточно полно, включая тревоги по поводу тенденций эволюции.
- •Литература
108 Стороны колонизаторов.
// К 1917 г. вестернизация в России была не глубокой и не прочной
108 Но даже при всем том к 1917 г. Россия добилась на пути вестернизации не слишком многого, причем именно это печальное обстоятельство помогло марксистскому социализму укрепиться в стране.
108 Парадокс в том, что указанная доктрина, первоначально рассчитанная только на Запад (диктатура пролетариата), для него оказалась неприемлемой, но зато нашла себе почву на Востоке, где пролетариата в марксистском его понимании не было вовсе (или почти не было, как в России).
108 Не углубляясь в анализ этого парадокса, замечу лишь, что в процессе деколонизации ряд стран Востока (Китай, Вьетнам, Северная Корея, затем также Камбоджа и Лаос, не говоря уже о многочисленных странах Африки) избрали в качестве образца советский вариант марксистского социализма.
108 Почему?
108 Ответ очевиден.
// Марксистский коммунизм с его командно-административно-редистрибутивной системой - копия традиционного Востока
108 Марксистский коммунизм с его командно-административно-редистрибутивной системой - копия традиционного Востока.
108 Новая и сильно модифицированная, с развитой индустрией (особенно военной) и наукой, специфической идеологией и политической мощью, но все же именно копия.
108 Судить об этом следует на основании того, что и правящий аппарат с его жесткой административной системой, и суровое преследование частной собственности и предпринимательства, и экономическая неэффективность государственного хозяйства, явно тяготеющего не к быстрому развитию, но к консервативной стабильности (застой), и запуганное властью несвободное население, порой низводившееся до уровня поголовного рабства, - все это очень хорошо знакомо именно Востоку.
108 А успехи, достигнутые Россией при Сталине за счет жесточайшего террора, были особенно очевидны как раз тогда, когда странам Востока предстояло сделать свой исторический выбор.
108 Выбрать капитализм означало болезненное продолжение вынужденной трансформации.
108 Выбрать марксистский социализм значило, как в то время многим казалось, иметь шанс избежать этого и стать могучим государством в рамках старых структур, да к тому же получить за это помощь от СССР.
108 Так рассуждали в момент выбора достаточно многие из руководителей стран Востока, не говоря уже о коммунистах, позиции которых в этих странах, особенно в Азии, были весьма сильны.
108 Сегодня уже известно, когда и чем марксистский эксперимент во всех этих странах, включая и Россию, завершился.
108 Марксисткий социализм, за редчайшими исключениями, остался, как реально существующая и пытающаяся соперничать с капиталистическим Западом система, в прошлом.
108 Изменился за ряд последних десятилетий и капитализм.
108 Вопреки предостережениям, он не только не погиб, запутавшись в противоречиях, но на-109-против, сумел успешно решить свои сложные проблемы.
109 Новый капитализм второй половины нашего века имеет немало достижений как в сфере социальной поддержки нуждающейся в этом части населения, так и во многих иных сферах. Это спасло западные страны от очередных кризисов и дало им новые импульсы для быстрого развития.
109 Неудивительно, что в таких условиях - тем более после краха системы марксистского социализма - развивающийся мир в большинстве своем стал сознательно ориентироваться на рыночно-частнособственнические принципы Запада.
109 Но этот выбор для современного Востока не стал большим облегчением.
109 Сложности и трудности в том, что для выбора марксистко-социалистического пути нужна была лишь смена политической ориентации (остальное легко вписывалось в давно сложившуюся традиционно-восточную структуру), тогда как выбор противоположного пути требовал кардинальной внутренней перестройки, для чего необходим был долгий и трудный переходный период.
109 Нужно было время и для социопсихологической адаптации, что обычно требует смены поколений.
109 И здесь опять-таки многое зависело от цивилизационного фундамента того или иного из регионов Востока.
109 Мир ислама, как упоминалось, настроен наиболее антизападно и антикапиталистически.
109 Это не означает, что в соответствующих странах не принимают ничего современного.
109 Напротив, там охотно ездят на автомобилях и летают на самолетах, используют современную бытовую технику и т.д., не говоря уже об активной торговле нефтью с Западом.
109 Но тем не менее там и особенно в странах, где господствует фундаментализм, как, например, в Иране, резко не приемлют духовную культуру и многие нормативные принципы поведения по западному стандарту, предпочитая этому демонстративное следование обычаю (женщины, например, не должны выходить на улицу, не закрыв лицо).
109 За последние годы позиции исламского фундаментализма резко усилились, причем не только в беднейших странах типа Судана, Афганистана или Бангладеш, но и в странах достаточно передовых и развитых - в Алжире, Египте.
109 Даже в Турции военные недавно вынуждены были вмешаться в такого рода процесс и запретить политическую партию (пользовавшуюся в стране немалым признанием) с явно исламско-фундаменталистским уклоном.
109 Хуже всего обстоит дело с трансформацией и модернизацией в Африке южнее Сахары (кроме Южной Африки, являющейся в этом смысле исключением).
109 И дело отнюдь не в силе исламских или иных явственно антизападных и тем более фундаменталистских традиций.
109 Просто черная Африка с ее архаичным населением и соответствующи-110-ми нормами социо-психологического стандарта слишком далека не только от Запада, но и от любой из развитых цивилизаций мира.
110 В то же время здесь можно зафиксировать любопытный парадокс: тогда как культура потребления, особенно в городах, растет очень быстрыми темпами (каждый хочет иметь современную бытовую технику, телевизор, а то и автомобиль, не говоря уже об одежде и иных предметах обихода), культура и дисциплина труда такого рода современным потребностям совершенно не соответствуют.
110 Социальная верхушка в этих странах - особенно те, кто получил образование заграницей и уже по этой немаловажной причине обычно принадлежит к административной или иной элите - обеспечена всем необходимым, а основная масса населения имеет очень мало.
110 Более того, многие едва сводят концы с концами, а в случае стихийных бедствий, войн и т.п. вообще десятками, если даже не сотнями тысяч погибают от голода и болезней.
110 Суммируя сказанное, мы вправе прийти к выводу, что современный Восток весьма многолик.
110 1Одни страны благодаря собственным усилиям и цивилизационному фундаменту или Аллаху (имеется в виду нефть) богаты и благополучны.
110 2Другие живут скромно, но, напрягая усилия, стремятся как можно быстрее преодолеть пропасть, отделяющую их от богатых и благополучных (как восточных, так и западных) стран.
110 3Третьи практически не имеют шансов достичь этого в обозримом будущем,
110 а 4четвертые даже не пытаются или не могут двигаться вперед.
110 5Особо стоит сказать о крупных странах (Китае, Индии, Индонезии), где часть населения в результате общего прогресса за последние десятилетия достигла определенного, подчас заметного уровня благополучия, тогда как основная масса сельского населения остается таким же бедным, едва сводящим концы с концами, как и их далекие предки.
110 Но если здесь все-таки можно говорить об определенном движении вперед и соответственно о надежде, то применительно к наиболее бедным странам Востока, и этого сказать нельзя.
110 Они остаются общемировой болью.
110 Подводя некоторые итоги, можно в самом общем виде заключить, что примерно половина населения стран Востока (почти все в черной Африке и многие из числа беднейших слоев в других странах, включая крупные вроде Индии, Индонезии, Китая) живет сегодня на уровне бедности или даже нищеты.
110 И, что особенно важно принять во внимание, именно эта половина имеет тенденцию к безудержному демографическому росту, практически удваиваясь каждые 35-45 лет и тем самым резко увеличивая общий объем бедности и нищеты в нашем мире.
110 Здесь мы имеем дело с очень серьезной проблемой для современного мирового сообщества, причем она не имеет легкого решения.
110 Страны, которые не в состоянии сами прокормиться, живут за счет все возрастающей помощи извне.
110 Данное обстоятельство можно, конечно,
111 рассматривать как вынужденную плату богатых западных стран за их прошлую колониальную экспансию, как долг колонизаторов.
111 Но, во-первых, помощь, о которой идет речь, не способствует успеху беднейших стран в главном для них - в развитии. Напротив, порождает и поддерживает в этих странах иждивенческо-паразитарный синдром.
111 А во-вторых, стремительный демографический рост в странах Востока и особенно в беднейших из них ставит теперь уже перед всем достаточно густо населенным миром ряд новых глобальных и практически почти неразрешимых проблем.
111 В самом общем виде это проблема взаимодействия между Человеком и Природой.
111 С точки зрения исторического процесса, который в основном затрагивается в настоящей статье, суть проблемы сводится примерно к следующему.
111 Индустриальный прогресс в наши дни резко убыстрился.
111 Соответственно возросла угроза экологического кризиса.
111 Элементарные подсчеты, о чем, в частности, свидетельствуют тревожные доклады специалистов, объединенных в рамках так называемого Римского клуба, убеждают в том, что процесс подобного рода не может тянуться слишком долго.
111 Хорошо известно, например, что, если того уровня отбросов на душу населения, который характерен сегодня для западного мира, достигнет и весь остальной мир, планета просто не выдержит.
111 Будет катастрофа. Уже одно это означает, что что-то в близком будущем должно быть решительно изменено.
111 Но что? И как?
111 Ясно одно: индустриальный рост, связанный со все возрастающим 1потреблением энергии, 2экологический кризис и 3демографическое давление можно считать тремя факторами, чье воздействие на планету уже достаточно скоро будет способно превысить степень ее терпения.
111 Возникает серьезный вопрос: как долго Земля будет в состоянии выносить это?
111 Когда и чем может кончиться ее уже явно угрожающее всем нам терпение? Быть может, уже сейчас, на пороге XXI в., мы находимся совсем недалеко от критической точки (подробнее см.: Васильев 1997)?
111 Вообще-то говоря, проблема индустриального роста в том плане, как она выглядит сегодня, являясь угрозой будущему, может быть решена легче всего.
111 Компьютерная революция способна дать человечеству некоторые новые технологии для этого. Разумеется, это сделать сравнительно легко на богатом Западе, но не на Востоке, где у большей части стран просто нет средств на необходимую для этого радикальную перестройку экономики.
111 Но в конце концов можно предположить, что богатый Запад во имя собственных интересов и интересов будущего всего человечества поможет снабдить страны Востока передовой безотходной технологией XXI в.
112 Экологический кризис на современном уровне науки и технологии тоже может быть ликвидирован, хотя трудно даже представить, сколько для этого потребуется средств и где их возьмут страны Востока, да и Россия.
112 К тому же стоит учесть, что это в конечном счете те же самые средства, которые во все увеличивающихся масштабах перетекают сегодня из богатых стран Запада в беднейшие страны Востока, неспособные себя прокормить.
// решение технологических и экологических проблем - вопрос денег
112 И все же, учитывая все сказанное, решение технологических и экологических проблем - вопрос денег, и потому проблемы такого рода в принципе могут быть решены в следующем столетии.
112 Но что может быть сделано с угрожающим ростом демографического давления?
112 На первый взгляд могло бы показаться, что данная проблема наиболее легкая из всех, настоятельно требующих своего решения, или, выражаясь фигурально, наиболее слабая из голов трехглавого Дракона, угрожающего существованию человечества на Земле.
112 Здесь вроде бы все зависит от самих людей и в сущности практически ничего не стоит.
112 Однако такой взгляд обманчив.
112 На деле все обстоит как раз наоборот. Есть основания полагать, что из всех ключевых проблем XXI в. эта будет основной.
112 Специалисты хорошо знают, что нормы размера семьи и количества рождений на одну женщину складываются веками и тысячелетиями, входят в число важнейших элементов обычая во всех странах, у всех народов мира и потому не могут изменяться с легкостью, за короткий исторический срок.
112 Даже обладающие исключительной социальной дисциплиной китайцы не в состоянии ввести в приемлемые рамки ежегодный прирост населения.
// в Индии, странах ислама и в Африке проблема угрожающего роста населения практически не решается вовсе
112 А в Индии, странах ислама и в Африке эти проблемы практически не решаются вовсе, хотя многое говорится и пишется на данную тему. К тому же стоит учесть, что успехи современной медицины и элементарные санитарно-гигиенические нормы и правила способствуют выживаемости детей, что резко увеличивает темпы роста населения при сохранении традиционной нормы рождений на каждую женщину.
112 Это, в сущности, означает, что даже если богатый и развитый Запад решит в XXI в. свои две стоящие перед миром сложнейшие и дорогостоящие проблемы, развивающийся и быстрыми темпами разрастающийся Восток окажется не в состоянии решить третью и главнейшую из них.
112 Это означает также, что только небольшая часть стран Востока будет в состоянии обеспечить оптимальные условия своего существования в обозримом будущем.
// участь большей части стран Востока достаточно печальна
112 Что касается всех остальных, то их участь представляется достаточно печальной.
// благом или злом обернулись для мира и для самого Востока спровоцированное колониализмом пробуждение Востока и приобщение к стандартам Запада?
112 Настолько безрадостной, что не может не встать тот самый вопрос, который уже был затронут выше:
113 благом или злом обернулись для мира и, главное, для самого Востока его спровоцированное колониализмом пробуждение и приобщение к стандартам Запада?
113 Не лучше ли было бы, если бы все оставалось так, как это выглядело до XVI в.?
113 Вопрос подобного рода, скорее, риторический. Он не требует ответа, ибо его быть не может.
113 Случилось так, как должно было случиться.
113 Иного в тех обстоятельствах было бы нереально ожидать.
113 Но вопрос о том, благо или зло принес Востоку колониализм, тем не менее остается.
// несомненное благо приобщения к высокой современной цивилизации
113 И похоже на то, что наряду с несомненным благом приобщения к высокой современной цивилизации (в планетарном понимании этого термина), ныне становятся все более очевидными трагические издержки, безумная цена, которую человечество завтра уже будет вынуждено заплатить за этот исторический поворот в его судьбах.
113 Лишившись в результате приобщения к западной цивилизации с ее постоянно растущим потреблением своего обычного исторического баланса с окружающей природой, страны традиционного Востока в подавляющем своем большинстве практически потеряли шансы установить modus vivendi в будущем.
113 В результате создается ситуация постоянно растущего дисбаланса с природой в планетарном масштабе.
113 Но природа не терпит дисбаланса, особенно длительного. Она обычно резко ему противостоит, мобилизуя свои внутренние ресурсы.
113 Последние достаточно многочисленны и хорошо известны. В прошлом это были эпидемии и иные катаклизмы. Ныне, когда медицина и другие отрасли науки нашли средства противостоять им, мобилизуются иные. Можно напомнить о СПИДе, озоновой дыре, парниковом эффекте, ядерной зиме.
113 Пока что современная наука не сдает своих позиций и активно борется со всеми подобными угрозами, предостерегая от одних (ядерная катастрофа или парниковый эффект) и способствуя победе над другими (СПИД или озоновая дыра). Но что будет завтра, когда население планеты - где-то к середине будущего века - удвоится и перевалит за 10 миллиардов человек? И тем более послезавтра, в конце XXI в., когда оно вполне сможет еще раз удвоиться?
113 Следует полагать, что природа приложит все необходимые усилия для того, чтобы настоять на своем.
113 Она найдет новые и много более эффективные средства и методы для того, чтобы восстановить утраченный баланс.
113 И хотя человечество тоже мобилизует все свои возможности для предотвращения грозящей ему катастрофы, есть основания полагать, что дело может окончиться для него плохо.
113 Я бы не хотел претендовать на лавры Кассандры и был бы рад, если бы высказанные здесь опасения оказались напрасными или, во всяком случае, недостаточно обоснованными. Но пока что, к сожалению, существует слишком много оснований для опасений и беспокой-114-ства по поводу будущего.
114 Фантасты обычно, даже если пишут о глобальных катастрофах, полны исторического оптимизма в отношении этого будущего. Они верят в бессмертные потенции человечества. По сравнению с ними я склонен считать себя скорее пессимистом.
114 Как востоковед, я постоянно держу в голове ситуацию с Востоком, причем не только современным4.
