Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kursovaya_rabota_Pervye_kolonii_Anglii.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
62.15 Кб
Скачать

3.2. Массачусетс

Наиболее важную историческую роль в Новой Англии сыграла не колония Плимут, основанная «отцами-пилигримами» и так чтимая американской традицией, а колония Массачусетс, поглотившая в конце XVII века Плимут.

Образование колонии

С 1620 года купцы Лондона и западных графств широко финансировали экспедиции к берегам Новой Англии, приведшие к созданию здесь первых разрозненных поселений в бухте Массачусетс, Мэне, Нью-Гэмпшире. Образовался ряд компаний – Плимутская, Дорчестерская и другие – для посылки поселенцев в Новую Англию с целью скупки мехов, рыбной ловли и создания постоянных поселений для производства сельскохозяйственных продуктов. (B. Bailyn. The New England Merchants in the XVII c. 1955, p. 6-7). Купцы-пайщики рассчитывали на быстрое получение прибыли от этих контрабандных в отношении Совета Новой Англии предприятий. Однако их расчеты не оправдались, компании потерпели крах. Колонизация Новой Англии приняла иные формы и оказалась связанной не только с коммерческой деятельностью, сколько с оппозиционным движением против абсолютизма в Англии, с пуританским движением.

К началу 20-х годов XVII века вдоль побережья Новой Англии помимо Плимута были разбросаны редкие английские поселения. К северу от Плимута у мыса Энн в 1623 году группой купцов, известной под названием «Предприниматели Дорчестера», была основана рыболовная станция. Некоторые из участников этой группы получили в 1628 году от Совета Новой Англии патент на территорию, простирающуюся на 3 мили к северу от Мерримэка, до 3 миль к югу от Чарльзривер и от Атлантического до Тихого океана с востока на запад.

Границы территории были весьма неопределенными. Для колонизации и эксплуатации этого пространства была основана частная торговая «Компания предпринимателей Новой Англии в Америке». Губернатором сюда был послан фанатичный пуританин Джон Индикотт. Это и явилось началом колонии Массачусетс.

Система управления компанией

В марте 1629 года патент Совета Новой Англии, выданный частной компании, получил королевскую санкцию. Королевская хартия на имя «Губернатора и компании бухты Массачусетс в Новой Англии» указывала те же неопределенные границы земельных владений, а также устанавливала систему управления колонии. Общее собрание фрименов компании должно было собираться четыре раза в год, с правом избрания ежегодно из числа своих членов нового губернатора, его заместителя и 18 помощников. Эти должностные лица совместно с фрименами получили право издавать законы для колонии, «не противоречащие законам Англии» (F.N. Thorpe p. 1846-1860). Не было оговорено право короля или парламента утверждать законы колонии или налагать на них «вето». Звание фримена компании предоставлялось лишь лицам, оказавшим те или иные услуги компании или ее пайщикам. Компании было дано право перевозить в свои владения переселенцев. В отличие от статуса Виргинской компании здесь не было предусмотрено создание королевского органа, наблюдающего из Англии за деятельностью компании. Этим обстоятельством воспользовались оппозиционно настроенные к английским порядкам влиятельные члены компании – пуритане.

Группа джентльменов Восточной Англии, связанные с Эрлом Линкольном, предложили в июле 1629 года содействовать развитию колонии, но при условии: «передать управление колонией тем, кто будет в ней жить, а не подчиняться компании, находящейся здесь, как в настоящее время». (B. Bailyn p. 18). Компания согласилась на данные условия. Господствующие влияние на дела компании стали оказывать пуритане, стремившиеся превратить колонию в образцовую «библейскую общину». В основу морали и права был положен кальвинистский принцип наказания не в зависимости от степени виновности, а в силу недопустимости самого нарушения заповеди. Любое нарушение считалось оскорблением бога и заслуживало смерти. Фактически английское правительство теряет с этого времени контроль над Новой Англией. Этот акт свидетельствовал о силе оппозиционных настроений среди нового дворянства и предпринимательских кругов английского общества, шедших на полный разрыв с родиной.

Социальный состав и жизнь колонистов

Основным мотивом переселения было неприятие того политического и общественного устройства, которое установилось в Англии при Карле I. Переселение было ярким проявлением нарастания революционной ситуации, когда среди широких кругов английского народа остро ощущались невозможность и нежелание жить в прежних условиях абсолютной феодальной монархии. По существу, основной стимул эмиграции в Новую Англию был политическим.

Функции правительства новой колонии осуществлялись Генеральной курией или общим собранием фрименов. Но права фрименов получили лишь немногие богатые переселенцы. С самого начала колонисты не составляли равноправного демократического общества. Здесь господствовало глубокое социальное и политическое расслоение и неравенство. Политическими правами обладали только фримены компании. Они представляли замкнутую привилегированную группу, прием в которую производился специальным постановлением Генеральной курии.

Вся остальная масса колонистов делилась по своему юридическому положению на два основных слоя – свободных, не являвшихся фрименами, и кабальных слуг. Общим для тех и других было их политическое бесправие, они не имели своих представителей в Генеральной курии. Лидеры колонии – светские и церковные - были принципиальными противниками демократии. В Массачусетсе пуритане установили режим нетерпимости ко всякому инакомыслию, строго ограничили свободу вероисповедания и слова. В 1631 году принимается закон, установивший, что в дальнейшем в число фрименов компании будут допускаться исключительно члены конгрегационалистской церкви, признанной и господствующей в колонии. Правление Массачусетса приобретает черты чиновно-церковной олигархии. Законом 1631 года было постановлено, что никто, кроме членов церковной общины, не мог занимать правительственных и общественных должностей, быть судьей или присяжным. (Э. Лабулэ, История Соединенных Штатов Америки стр. 131). Подобное устройство колонии вызывало большое недовольство, как у лиц, не имеющих политических прав, так и у самих фрименов.

Пуританские доктрины требовали от каждого из своих последователей не только соблюдение строгих норм морали и подчинения церковным требованиям, но и наблюдениям за поведением своих соседей, что на практике приводило к развитию шпионажа и доносов.

Пуритане Массачусетса, а по их примеру и остальных колоний Новой Англии, создали охватывающую всех колонистов систему пропаганды своей доктрины в церквах, посещение которых по праздничным дням было обязательным для всего населения. Проповедь составляла главную часть церковной службы, причем темы проповедей были не только богословские, но часто касались политических, социальных и философских вопросов, были направлены на формирование и распространение пуританской идеологии.

Административное деление колонии и управление на местах

В 1634 году вместо общего собрания фрименов была введена система представительства от городов. Законодательная власть теперь осуществлялась Генеральной курией в составе губернатора, его заместителя, помощников и депутатов от городов.

В 1639 году был установлен принцип кратковременности занятия общественных должностей: никто, в том числе и губернатор, не мог занимать должность более одного года.

Характерной чертой общественного строя колонистов Массачусетса, как и остальных пуританских колоний Новой Англии, была система самоуправляющихся поселений, владеющих и распоряжающихся прилегающими к ним землями. После 1635 года новые поселения основывались по постановлению Генеральной курии в результате петиции группы лиц – человек 10 – 20. Генеральная курия предоставляла определенную территорию для нового города, а также, в одних случаях, «право поселения», в других – «городское право». В последнем случае новые города получали право представительства в Генеральной курии.

Основатели-петиционеры становились «собственниками» предоставленной городу территории, с правом распоряжаться ею. Они могли допускать в свою среду новых собственников. Собственники получили право городского управления. (M.W.Jernegan. The American Colonies, 1492-1750. New York, 1929, p.168).

Колония была разделена на графства, которые представляли административно-судебные округа, в них регистрировались земельная собственность и завещание. Суды графств разбирали дела о мелких преступлениях, а также гражданские споры. Должностными лицами графств были мировые судьи, шериф и другие судебные работники. Старшие судьи выбирались на городских собраниях и собирались каждый квартал на сессии в графств для разбора дел о нарушении законов как отдельными лицами, так и городами.

Образование других колоний Новой Англии

Религиозная и политическая нетерпимость правителей Массачусетса приводила к изгнанию всех инакомыслящих, открыто выступавших с мнениями, не согласными с доктриной единства государства и церкви, господствовавшей в колонии.

Одним из первых изгнанников был Роджер Вильямс, пастор в церкви в Сейлеме. Он выступал с проповедью свободы совести и полного отделения церкви от государства. Вильямс отстаивал также первоначальные демократические принципы конгрегационализма, согласно которым каждая церковная община должна самостоятельно решать свои дела. Требовал от церковной общины Сейлема отказаться от сношения с другими общинами. А также, он не признавал права короля жаловать землю в Америке, так как единственными законными собственниками земли были здесь, по мнению Вильямса, индейцы. Лишь покупка земли у последних может дать законное основание собственности на землю. Это подрывало основы земельных прав Массачусетса, юридической базой которых являлась королевская хартия.

В 1635 году Вильямс был присужден к изгнанию. Вместе с немногочисленными своими сторонниками он переселился в бухту Наррагенсетт и, «купив» здесь землю у индейцев, основал новую колонию Провиденс. Колония представляла собой независимую, самостоятельную городскую общину. Юридической ее основой было соглашение переселенцев, обязывающее подчиняться «всем постановлениям и соглашениям, касающимся исключительно гражданских дел, которые будут приняты для общественного блага колонии в установленном порядке большинством настоящих жителей, глав семей, объединенных в городскую общину, и других лиц, которых они примут в свою среду». (M.W. Jernegan p.135). Новая колония была основана в 1636 году с полным игнорированием власти английского короля.

Вильямс разделил территорию между двенадцатью другими переселенцами, оставив и себе равную с ними долю. Образовалась община земельных собственников, имевшая право по согласию большинства принимать других поселенцев.

По примеру Вильямса в 1638 году из Массачусетса выселилась группа в составе 19 человек во главе с Вильямом Коддингтоном. Они приобрели у индейцев территорию острова Эквиднек (Род-Айленд) в бухте Наррагенсетт за 23 плаща и 13 мотыг, создав здесь новое независимое самоуправляющееся поселение – Портсмут. Специальным соглашением новое политическое образование было оформлено в качестве библейской общины. Коддингтон стал судьей «Нового Израиля», в помощь ему были избраны трое «старейшин». В следующем году было составлено новое соглашение, в котором поселенцы признали себя подданными короля Карла, подчиняющимися его законам. Коддинктону и группе его приверженцев пришлось уйти из Портсмута и основать поселение Ньюпорт. Здесь они вновь подписывают соглашение, по которому решения большинства были обязательны для всех колонистов. Коддингтон вновь избирается судьей «Нового Иерусалима». Вновь колонисты объявили себя «естественными подданными своего суверена короля Карла, подчиненными его закона».( M.W. Jernegan p.136).

Таким образом, в колонии Новой Англии появились три городские общины – Провиденс, Портсмут и Ньюпорт, основанные выходцами из Массачусетса, противниками созданного там строя сурового морального регламентирования, религиозной нетерпимости.

В 1633 году колонисты Плимута «купили» у индейцев земли, лежащие близ современного города Виндзор. К концу 1636 года сюда переселилось около 800 человек образовавших три городских общины – Хардфорт, Виндзор и Уэзерфилд. Основателям новых поселений пришлось вести жесткую борьбу с коренным населением долины Коннектикут с индейцами племени пекот. Борьба закончилась поголовным истреблением индейцев.

Некоторое время переселенцы подчинялись Массачусетсу, но в январе 1639 года все три города объявили себя государством и приняли конституцию под названием «Основные положения». (F.N. Thorpe 519-523). Это была первая писанная конституция в истории Америки. В ней нет упоминаний ни об Англии, ни о короле. Согласно этой конституции, законодательная власть принадлежала губернатору, шести его помощникам и депутатам трех городов государства по четыре от каждого. Представители исполнительной власти, губернатор и его помощники ежегодно избирались фрименами. Лишь губернатор должен был быть членом церкви. Он не мог занимать эту должность два года подряд. Каждый поселенец, принесший клятву верности и принятый большинством одной из городских общин, получал право голоса при избрании должностных лиц и при утверждении или отмене законов, а также имел право пользования землей. Налоги могли устанавливаться только законодательной властью. ( R.B. Morris 503)

История пуританских поселений Новой Англии в период «великого исхода» доказывает, что пуританство было не только религиозным, но и политическим, антифеодальным движением, а эмиграция в Америку – формой революционного протеста против абсолютизма Карла I. Силу этого протеста и решимости переселенцев бороться революционными средствами против подчинения королевской власти в Англии характеризуется отношение Массачусетса к попытке короля лишить колонию вольностей, предоставленных хартией. В 1634 году от имени короля был начат судебный процесс против компании бухты Массачусетса с целью аннулировать хартию. Суд вынес решение в пользу Карла I. В ответ на это руководители Массачусетса начали усиление обороны колонии и создали военный комитет, открыто готовясь к вооруженной защите своей хартии. (W. Macdonald (ed). Select Charters…of American History (1606 – 1775) p.45). Вооруженного столкновения не произошло только потому, что Карл не решился применить силу для приведения в исполнение судебного решения. Массачусетс, формально основываясь на правах самоуправления, предоставленных королевской хартией, не подчинялся ни в церковном, ни в политико-административном отношение правительству Англии. Руководители колоний, опираясь на церковнослужителей и представителей орган, твердо проводили совершенно самостоятельную политику, враждебную королевскому абсолютизму Карла I.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе исследованного материала по истории английских колоний в Северной Америке в начале XVII века можно сделать следующие выводы.

Английская колонизация Северной Америки являла собой одну из наиболее жестоких форм освоения новой территории. Хищнический захват земель у коренного населения – индейцев – являлся американским вариантом ограбления крестьянства в Англии, которое совершалось путем «огораживания». Однако в Англии, где вся земля была феодальной собственностью, обезземеленные крестьяне послужили резервной армией для развивающейся промышленности, нуждавшейся в наемных рабочих, лишенных иных средств существования. В Америке же, где земля коренного населения находилась в общем владении племени, захват земель английскими колонистами был связан с физическим поголовным истреблением целых племен индейцев.

Попытки колонизаторов использовать индейцев в качестве рабов успеха не имели. Невозможность получить на месте рабочую силу, необходимую для эксплуатации колониальных ресурсов, вызвала потребность в привозной рабочей силе. Ввоз в английские колонии законтрактованных рабочих (сервентов), отдававших себя в рабство на срок от трех до семи, а иногда и более лет за перевоз в Америку, иногда же просто похищенных у себя на родине, был выгодным и распространенным в XVII веке промыслом. Также, торговля мехами и индейцами, построенная на спаивание и обмане, явилась источником многих громадных состояний.

Представители старого феодального дворянства принимали самое деятельное участие в колониальном грабеже. Но их стремление к обогащению за счет колоний выражалось в попытках возродить на американской почве отживающие или уже отжившие в самой Англии феодальные порядки. Укрепить свои феодальные привилегии в Америке за счет колоний – таково стремление крупных феодалов Англии, теряющих господство в собственной стране в XVII веке. Подобные попытки правящих кругов Англии при ранних Стюартах возродить в американских колониях феодальные отношения привели к образованию крупных феодальных владений, в которых лорды-собственники являлись фактически независимыми правителями, обязанными лишь номинально признавать себя вассалами английского короля. Мэриленд и другие колонии подобного типа, созданные в последующие после революции в Англии годы, были пожалованы королевскими хартиями в феодальные владения лордам-собственникам. Непосредственно королевской администрации была подчинена единственная колония – Виргиния.

Однако вопреки политике правителей Англии, в Северной Америке образовались колонии, которые по своему политическому строю и по господствовавшей в них идеологии были антифеодальными очагами. Это был пуританские колонии Новой Англии – Плимут, Массачусетс, Коннектикут и т.д., отстаивавшие свою фактическую независимость от Англии.

Несмотря на большие различия в формах политического устройства североамериканских колоний Англии, в формах и размерах земельной собственности, несмотря на резкие различия в церковной организации и идеологии, в отношение социальной структуры создалась глубокая общность, единообразие всех североамериканских колоний. Население колоний резко делилось на два класса: Собственников (феодальных и буржуазных) и имущих (свободных ремесленников, батраков и сервентов). Собственники монополизировали в своих руках законодательство, политическую, административную и судебную власть, представляли часть населения, присвоившую себе исключительное право выборов в законодательные органы, на все административные и судебные выборные должности. Неимущие были лишены всех этих прав и поставлены в положение полной зависимости от собственников.

В Америке, в условиях недостатка рабочих рук, наличия незаселенных земель и фактической возможности их захвата собственники должны были ввести и действительно ввели особенно жесткие меры принуждения лиц наемного труда, приближавших последних к бесправному положению рабов.

В английских колониях Северной Америки, как и в самой Англии, в XVII веке не был провозглашен еще буржуазный принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом. Здесь существует резкое разделение людей на неравноправные категории. Все же в основе этого деления лежит имущественное положение. Неимущий в лице сервента низводиться фактически до положения раба, а некабальных наемных рабочих и ремесленников закон во многих отношениях приравнивает к сервентам.

Одним из наиболее ярких противоречий английских колоний являлось противоречие между феодальной и буржуазной земельной собственностью.