- •1. Зарождение музея как социокультурного института в России. Протомузейное собирательство. Эпоха Просвещения.
- •2.Кунсткамера – первый музей в России.
- •3. Судьба Кунсткамеры как музейного учреждения после 1725 года. Формы музейной деятельности. Появление музеев – модель-камер.
- •4. История формирования дворцовых коллекций в России. Эрмитажная коллекция.
- •5. Становление Эрмитажа как музея.
- •6. Оружейная палата - древлехранилище русских государей.
- •7. Оружейная палата в 19 веке.
- •8. Музейные проекты первой половины XIX века и их судьба
- •9. Региональные музеи.
- •10. С/х музеи.
3. Судьба Кунсткамеры как музейного учреждения после 1725 года. Формы музейной деятельности. Появление музеев – модель-камер.
СУДЬБА КУНСТКАМЕРЫ ПОСЛЕ 1725 ГОДА.
Позитивные перемены произошли благодаря принятому Петром I в 1724 г. решению о передаче Кунсткамеры в ведение создающейся Академии наук. Это объединение пошло на пользу обоим учреждениям: Академия стала использовать богатейшее собрание в своих научных исследованиях, а музей получил широчайшую возможность дальнейшего пополнения коллекций за счет академических экспедиций и помощь со стороны лучших научных сил страны в обработке и экспонировании собранных материалов.
В 1728 г. Кунсткамера переехала из Кикиных палат в новое здание, специально построенное для нее 158 на Васильевском острове по проекту архитектора И. Маттарнови. По преданию, это место выбрал сам Петр I, обратив внимание на две сосны с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями. Эти «деревья-монстры» он приказал срубить, наиболее курьезные части вырезать, а там, где росли сосны, заложить фундамент для музейного здания.
После превращения Кунсткамеры в одно из подразделений Академии наук в ее организационной структуре, в принципах построения и оформления экспозиции произошли кардинальные изменения. Музей был разделен на отделы, в каждом из которых материал систематизировался и экспонировался согласно классификации, принятой в науке того времени. В начале 1740-х гг. были впервые изданы каталог Кунсткамеры и краткий путеводитель по ее залам.
К этому времени в состав музея входили Натуркамера с Анатомическим театром, собственно Кунсткамера с физическим кабинетом, Мюицкабинет и Императорский кабинет. В залах Натуркамеры экспонировались систематизированные образцы мира природы. Значительная их часть размещалась в шкафах, каждый из которых включал теперь только однородные материалы. Например, тематическая градация анатомических препаратов предполагала деление на «мышцы», «мозги», «органы чувств», «желудок, кишечник и принадлежащие к нему части», «почки и мочевой пузырь» и т. д. Ихтиологические и анатомические препараты демонстрировались главным образом в заполненных спиртом сосудах, расставленных на полочках с фи- гурными позолоченными кронштейнами красивыми группами — полукругом, по диагонали, горкой. Насекомые чаще всего размещались в остекленных витринах в виде различных композиций, центр которых занимал крупный экземпляр, а вокруг него лучеобразно в виде звезды или иной фигуры симметрично располагались другие образцы.
Растения обычно экспонировались вместе с семенами на остекленных планшетах или в витринах, но иногда объединялись в различные композиции, например, в виде ветвистого дерева. Птицы вместе с яйцами и гнездами выставлялись в вертикальных витринах; четвероногие животные были представлены главным образом чучелами, но иногда — скелетами. В состав натуркамеры входил и минералогический кабинет, в семнадцати шкафах которого экспонировались руды, драгоценные камни (российские образцы — отдельно от зарубежных), а также камни, вынутые из внутренностей людей и животных. Для наглядности показа демонстрировалась и модель горных разработок.
В Мюнцкабинете в шкафах особой конструкции и на специальных поверхностях экспонировалось богатое собрание монет и медалей, систематизированное по хронологическому и страноведческому принципам. По тематико-региональному принципу размещались экспонаты в залах собственно Кунсткамеры, то есть отдела, объединившего «искусством сделанные вещи». Представленные здесь коллекции включали «курьезы», изделия из драгоценных камней и металлов, предметы роскоши и повседневного обихода народов России и зарубежных стран всех континентов, за исключением Австралии. Столь обширного и разностороннего этнографического собрания в то время не было ни в одном из европейских музеев, но, к несчастью, пожар 1747 г. уничтожил его почти полностью. Коллекции Кунсткамеры дополняли картины и гравюры, которые экспонировались без какой-либо системы и служили лишь украшением интерьера.
В состав собственно Кунсткамеры входил и физический кабинет, где наряду с астрономическими и геодезическими инструментами демонстрировались различные модели — земные и небесные глобусы, системы мироздания. Самой крупной и знаменитой моделью был так называемый Готторпский глобус, подаренный Петру I герцогом Голштинским. Наружная поверхность этого шара диаметром 336 см давала представле- ние о земной поверхности, а внутренняя воспроизво- дила «богранное небо с созвездиями». Пройдя через маленькую дверцу, небольшая группа из десяти — двенадцати человек могла разместиться на круглых скамь- ях внутри глобуса, где для нее иногда даже сервировал- ся стоящий посредине стол. Поскольку глобус был снабжен водяным двигателем, каждые двадцать четыре часа он вращался вокруг своей оси, демонстрируя вра- щение земли и «бег светил».
Резко отличался от остальных разделов музея Императорский кабинет, поскольку представлял собой мемориальную экспозицию, посвященную личности Петра I. В богато декорированном зале в нише под роскошным балдахином восседала на троне облаченная в парадное платье «восковая персона», изображавшая в натуральную величину почившего монарха.
Ее голову вылепил из воска скульптор Б.К. Растрелли,
а выточенное из дерева туловище было снабжено шарнирами, позволяющими придавать фигуре и ее отдельным частям нужное положение. В полунишах
по обеим сторонам от трона размещались воинские доспехи и регалии. Экспонаты, относящиеся к личности Петра, стали поступать в музей еще при жизни монарха, но основной их массив появился уже после его смерти: токарные работы и инструменты императора, модели кораблей, предметы личного обихода, например, табакерка из орехового дерева, которая находилась при царе во время его первого заграничного путешествия, серебряный ключ, подаренный Петру правителем покоренного им Дербента, и многие другие мемориальные вещи.
Итак, всего лишь за неполные три десятилетия Петербургская кунсткамера превратилась в один из выдающихся музеев Европы. Кроме богатейших коллекций, классифицированных и систематизированных в соответствии с новейшими научными принципами, ее стали отличать выдержанность экспозиционного стиля, отсутствие перегруженности экспонатами, оформительскими материалами и декоративными элементами. Для наглядности показа в экспозиции широко использовались макеты и модели, что было новым словом в музейной практике того времени. Тесная связь с развивающейся отечественной наукой и мировой культурой стала и впредь неизменной спутницей первого российского музея.
ПОЯВЛЕНИЕ МУЗЕЕВ - МОДЕЛЬ-КАМЕР.
Среди музеев, созданных или задуманных в петровское время, – Модель-камера (прообраз будущего Морского музея), собрание оружия Петербургского арсенала, на базе которого в XIX в. будет создан Артиллерийский военно-исторический музей; цейхгауз Московского Кремля, где Петр был намерен создать Музей военных трофеев. В отличие от Кунсткамеры, это были закрытые собрания, предназначенные для практических целей, а не для публичных осмотров.
Уделял Петр внимание и старым собраниям. Так, в 1720 г. было учтено все имущество кремлевских хранилищ, составлены инвентарные описи. В 1727 г. Оружейная и Мастерская палаты, Казенный приказ, Конюшенная казна объединились в одно учреждение «Мастерскую и Оружейную палату». Преемники Петра не могли предотвратить утрату коллекций этого учреждения, чаще всего связанную с пожарами и вынужденными переездами. В 1755 г. директор Московского университета А.М. Аргамаков подготавливает проект устройства Оружейной палаты, который должен был положить начало ее реорганизации в музей. План предусматривал, кроме прочего, постройку специального здания, но его осуществление затянулось до XIX в.
Частное коллекционирование, не предназначенное для демонстрации широкой публике, все более укрепляет свои позиции в России, в том числе и в инициативах государственной власти. Со 2-й половины XVIII в. растет интерес к коллекционированию изобразительного искусства. По примеру известных европейских собраний создаются дворцовые коллекции живописи, графики, прикладного искусства. Коллекции рассматривались как важные элементы системы воспитания: считалось, что занятие искусством или даже простое созерцание его высоких образцов развивает интеллект, волю, формирует добрые нравы.
ПОДРОБНЕЕ ПРО МОДЕЛЬ-КАМЕРУ.
В 1709 г. он издал указ о сосредоточении всех материалов, относящихся к кораблестроению, в отдельном кабинете. Так появилась Модель-камера, размес- тившаяся в специально построенном для нее по проекту императора здании, а позже переведенная в помещение Главного Адмиралтейства. В 1722 г. был принят
«Регламент», в законодательном порядке установивший систематическое пополнение собрания Модель-камеры: при строительстве каждого корабля его чертеж: и модель надлежало передавать в Адмиралтейство. Пра- вило это неукоснительно выполнялось, и в 1805 г. Модель-камера выросла в Морской музеум, который пере- жил много реорганизаций, а с 1924 г. носит название «Центральный военно-исторический музей».
ФОРМЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
С этого времени начинается планомерная работа по собиранию и сохранению памятников, для чего стало необходимым освоение европейского опыта и формирование основ новой пока еще для России музейной деятельности. Именно с этой целью был послан в путешествие по Европе библиотекарь Академии наук И. Д. Шумахер. Он привез не только новые сведения, но и крупицы того опыта и знаний, благодаря которым Кунсткамера постепенно превратилась в богатейший естественно-научный музей: здесь впервые были опробованы приемы хранения, систематизации, описания памятников, составлен один из первых отечественных музейных каталогов (1723 - 1727).
В Кунсткамеру на протяжении 18 века поступают все коллекции, все "памятные древности", собранные во время научных экспедиций по исследованию естественных богатств страны. Этап накопления памятников интересен прежде всего широтой охвата - состав коллекций отражал конкретные и многообразные задачи изучения страны, - и у нас есть возможность проследить, как на протяжении столетия изменялись эти задачи и состав формируемых коллекций: в путешествиях Д. Г. Мессершмидта, Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа. Благодаря им значительно пополнились коллекции Кунсткамеры и Академии наук и источниковая база отечественной науки. Также постепенно происходит систематизация накопленного знания, как выкристаллизовываются формы исторического исследования, описания памятников, включения их в научный оборот.
Одним из первых комплексный подход в изучении отечественной истории и ее артефактов предложил В. Н. Татищев в составленной им обширной программе, названной "Предложение о сочинении истории и географии Российской" (1737). За период 1737-1762 гг Г. Ф. Миллером составлен ряд инструкций, в которых определены круг памятников, программа их сбора и описания. В 1767-68 гг., на основе дневников Мессершмидта и инструкций Миллера, Паллас (совместно с Гмелиным) разработал экспедиционные "дорожные планы", инструкцию и программу исследования. Фундаментальный проект исследования минеральных ресурсов страны М. В. Ломоносова (1763) не только определил масштабные цели, методы исследования, конкретные способы работы с артефактами, но и заложил основы отечественного краеведения.
Во второй половине 18 века создание кабинетов и галерей, частное коллекционирование получают все более широкое распространение, что повлекло за собой дальнейшее развитие специфических методов работы с коллекциями (организация пространства, систематизации, презентации). Особенно внимание стало уделяться систематизации коллекций, и на последнюю треть 18 века приходятся замечательные образцы подобных научных упражнений. Палласом в 1781 году был составлен каталог растений Ботанического сада П. А. Демидова в Москве. В 1793 году знатоком искусства А. С. Строгановым создается первый печатный каталог художественной коллекции.
Значительным событием для зарождающегося в стране музейного дела стало появление во второй половине 18 века двух музейных проектов. Первый из них, появившийся в 1754-1755, проект преобразования придворного ведомства - Оружейной палаты - в музейное учреждение. В предложениях А. М. Аргамакова были заложены такие специфические точки роста, как описание и каталогизация коллекции, строительство специального здания, охрана и реставрация ценностей, который вполне разовьются уже в 19 веке.
Другой проект появился в провинциальной России и был реализован в 1782 году. Созданный по инициативе губернатора Ф. Н. Клички первый провинциальный публичный музей в Иркутске, как и проект Аргамакова, опередил свое время. В написанном Кличкой "Предуведомлении" была обоснована необходимость такого учреждения, а в составленных им "Правилах" для посетителей - первых в отечественной музейной истории - определены некоторые приемы работы с публикой.
Запечатлел эту многоликую картину становления отечественного коллекционирования и музейной деятельности Я. Штелин, чьи наблюдения за 1754-1781 гг. составили первую страницу отечественной истории музейного дела.
