Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IRZh_2_KURS_2_SEM.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
06.04.2020
Размер:
287.23 Кб
Скачать

Церковная печать России в системе журналистики в начале хх в.

В начале XX века печать и радио были главным инструментом пропагандистской деятельности власти. В советское время авторы посвятили немало работ критике вероучения, и даже возникает антихристианская и антирелигиозная пресса.

Также существовала еще и церковная цензура, которая в России была менее строгой, чем, например, та что проводилась в Европе Ватиканом, но зато обладала более реальными и действенными рычагами, позволявшими не только запрещать, но и пресекать распространение нежелательных сочинений. Церковная цензура касалась в основном

не периодической печати, а книг, и более всех других авторов от нее доставалось антицерковным писаниям Льва Толстого.

Неизменную поддержку правительству оказывали церковные и религиозные издания. Ни одно ведомство, ни одно направление общественной мысли не имело такого количества периодических изданий и с таким общим тиражом, какое имела церковь. Почти 25% газет и журналов, издававшихся в Российской империи до 1917 года, были конфессиональными. И подавляющее большинство из них были православными – всего более полутора тысяч наименований журналов и газет к 1917 году. При этом журналистика церкви имела еще и значительное влияние на умы населения.

РПЦ обладала солидной издательской базой. Собственные типографии – даже не просто типографии, а мощные издательские центры, были при Синоде, монастырях, духовных академиях, лаврах. На этой материальной базе сложилась разветвленная и своеобразная сеть изданий, продолжавшая бурно развиваться в начале ХХ века. Это была действительно огромная гора печатной продукции, встававшая заслоном для защиты и спасения паствы от революционных веяний и идей, для духовно-нравственного просвещения народа, для борьбы с неверием, атеизмом и материализмом.

Одних «Епархиальных ведомостей» выходило около 70 – по одному изданию в каждой из епархий. А кроме них были и «Приходские листки» и крупные теоретические органы – прежде всего издания Синода, духовных академий и семинарий.

Так при Святейшем Синоде с 1888 года выходил еженедельник «Церковные ведомости» тиражом 40 тысяч кземпляров, занимавший центральное место в системе печати РПЦ. Подписка на него была обязательна для церковного причта и всех духовных учреждений.

Покровительством императрицы пользовался «Православный благовестник». Орган Московской духовной академии – «Богословский вестник» (1892-1916), орган Казанской духовной академии – «Православный собеседник», плюс «Труды киевской духовной академии».

Богословскую науку представляли также и другие богословско-теоретические и богословско-публицистические журналы. Например, «Вера и разум» (1884-1916), выходивший в Харькове и «Вера и церковь (в Москве, 1891-1907).

Для семейного чтения издатель Сойкин выпускал при участии Иоанна Кронштадтского (Иоанна Сергиева) журнал «Русский паломник» (1885-1917). Знаменитый богослов и проповедник, служащий священником в Андреевском соборе Кронштадта, кстати, вообще очень активно печатался как в церковной, так и в светской периодике. Началось все

со скромного «Кронштадтского вестника», а вскоре его проповеди и молитвы, считавшиеся в народе чудотворными и целительными, стали очень широко публиковать и обсуждать в печати – в «СПб Ведомостях», «Московских ведомостях», «Петербургском листке» и многих других газетах и журналах. Впоследствии Иоанн Кронштадский развернул очень широкую публицистическую и проповедническую деятельность, особенно как раз у Сойкина в «Русском паломнике», но также и в других религиозно-нравственных и назидательных журналах: «Миссионерское обозрение», «Душеполезное чтение», «Странник». Все его публикации – беседы, слова, речи – были направлены на духовное просвещение народа, на продвижение идеи нравственного усовершенствования себя и других, при этом его выступления всегда были сильно политизированы. Он боролся против идей либеральной интеллигенции, стремящейся к изменению политического строя, постоянно критиковал Толстого, обличал всех вероотступников.

Церковная журналистика в XX в. прошла сложный путь. Единственным официальным изданием РПЦ, начиная с 1931 г., был «Журнал Московской Патриархии». Объем журнала, его тираж, а также содержание публикуемых материалов определялись Главлитом, который в этом вопросе исходил из своего циркуляра от 24 августа 1928 г., посвященного контролю за выпуском религиозной литературы. Согласно этому документу церковная периодика могла, «как правило», выходить только «в центре» и издаваться минимальным тиражом. Никакого роста ее тиражей, как и тиражей вообще всей религиозной литературы, допускать не предполагалось. Строго регламентировалось содержание: оно сводилось к «каноническому и догматическому материалу и сугубо церковной хронике». Этот документ запрещал также выпуск церковных отрывных календарей, листовок и воззваний. «ЖМП» просуществовал до 1935 г. Спустя десятилетие, 12 сентября 1943 г. по личному распоряжению И. Сталина его издание было возобновлено. Пока «ЖМП» приходилось молчать, активно печатался самиздат. Благодаря инициативе частных лиц печатные листы с проповедями и поучениями святых отцов передавались из рук в руки.

«В основном нелегальные газеты выходят в Москве, Ленинграде, в Прибалтике, на Урале и других городах. Наиболее известная периодика, которая содержит православную проблематику, в 1988 г. – это «Благовест», «Российские ведомости», «Гласность», «Выбор», «Слово», «Амвон», «Надежда», «Невский духовный вестник», «Земля» и др.