- •Основные направления и школы отечественной психологии (общая характеристика)
- •Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выготского
- •Деятельностный подход в психологии
- •Психология отношений в.Н.Мясищева
- •Структура отношения
- •Виды отношений
- •Отношение и установка
- •Теория установки д.Н.Узнадзе
Деятельностный подход в психологии
Деятельностный подход в психологии — Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
В 30-е гг. складываются два наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева — с другой. В настоящее время оба варианта Д. п. развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.
Большую роль в методологическом обосновании Д. п. сыграли работы С. Л. Рубинштейна 20-х и особенно 30-х гг., в которых он формулирует основополагающий теоретический принцип Д. п. — единства сознания и деятельности принцип. Параллельно А. Н. Леонтьевым и др. членами Харьковской психологической школы в 30-е гг. теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности.
Проблема предмета психологической науки. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредований, в т.ч., через исследование деятельности. А. Н. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П. Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).
Споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По С. Л. Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. А. Н. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстает как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает только как нечто постулируемое, но недоказываемое. А. Н. Леонтьев предлагал свой вариант «снятия» этой дихотомии: действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущим в этом единстве является процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью (напр., обобщения формируются в процессе реального практического «переноса» одного способа действия в др. условия). Отсюда введение А. Н. Леонтьевым понятий «сознание-образ» и «сознание-процесс», рассмотрение отношений между которыми еще во многом дело будущего.
Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в Д. п. (при всех различиях в теоретическом его осмыслении) можно разделить условно на шесть групп по формам психического развития (генеза):
1.В филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, К. Э. Фабри и др.);
2.В антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривались проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Л. Я. Гальперин);
3.В социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. Коул, представители Критической психологии и др.), однако проблемы социогенеза сознания еще недостаточно разработаны в Д. п.;
4.Из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле Д. п. выли самостоятельные деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина, теории развивающего обучения В. В. Давыдова, теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца и др.);
5.Функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами не только ученых школ А, Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, но и других известных отечественных психологов (Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, А. А. Смирнова, Н. А. Бернштейна и др.);
6.Пато- и нейропсихологические исследования роли конкретных форм деятельности в развитии и коррекции распада высших психических функций (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б. В. Зейгарник и др.).
В рамках перечисленных направлений исследований Д. п. был разработан ряд важнейших теоретических проблем психологии, вт. ч.: проблема макро- и микроструктуры человеческой деятельности (деятельность — действие — операция — функциональный блок), проблема строения сознания-образа (чувственная ткань, значение, личностный смысл), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность» и др. На основе общепсихологических идей Д. п. разрабатываются деятельностно ориентированные теории в различных отраслях психологии (социальной, детской психологии, патопсихологии и др.).
Деятельностная теория С. Л. Рубинштейна: сознание и деятельность едины
Предметом изучения психологии, С. Рубинштейн считает психику, но опосредованную предметным преобразованием действительности, то есть деятельностью.
Рубинштейном бы сформулирован принцип единства сознания и деятельности - один из базовых принципов отечественной психологии: сознание и психика формируется в деятельности, в деятельности же и проявляются. Другими словами, психика человека не может рассматриваться изолированно, как существующая независимо от внешнего мира субстанция. Рубинштейн полагал, что ошибкой бихевиористической концепции, которая тоже изучала деятельность и поведение, был излишне биологизированный подход к деятельности. Он же предлагает рассматривать единство сознания и поведения как обуславливающие друг друга.
Внутренняя психическая природа человека, на его взгляд, проявляется только по отношению к какому-либо объекту внешнего мира. Без соотношения переживания с объектом, который его вызвал, невозможно и само переживание.
С другой стороны, сущность человеческого поведения определяется внутренним содержанием психики человека (мотивами, целями). Так, единство сознания и поведения (деятельности) имеет своей основой единство сознания и бытия.
Развитие деятельностного подхода А. Н. Леонтьевым: структура деятельности
Взгляды психолога сформировались на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского.
Предметом изучения психологии является деятельность, а психика является одной из форм предметной деятельности, поскольку она (психика) не может быть отделена от опосредующей ее деятельности.
В отличие от С. Рубинштейна, который настаивал на присутствии внутреннего плана в сознании изначально, А. Леонтьев утверждает, что внутреннее содержание сознания формируется только в процессе интериоризации практической деятельности – то есть внешняя по отношению к сознанию среда формирует сознание.
Структура деятельности включает две взаимосвязанные стороны. Мотивационно-потребностная сторона деятельности состоит из:
- мотива деятельности (немотивированной деятельности не существует, она может лишь обладать скрытым мотивом),
- цели деятельности (как образа результата деятельности),
- условий деятельности.
В свою очередь, существует оперционально-техническая сторона человеческой деятельности, включающая в себя:
- действия (процессы, которые подчинены сознательной цели),
- операции (составляющие такого действия, способы осуществления действия),
- психофизиологические основания деятельности.
Дальнейшие эмпирические разработки деятельностного подхода
В дальнейшем развитие теории деятельностного опосредования сознания развивалось в таких направлениях:
филогенетическом (А. Запорожец, К. Фабри),
историко-антропологическом (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин),
социогенетическом (А. Леонтьев, А. Лурия, М. Коул),
онтогенетическом (Д. Эльконин, В. Давыдов, А. Запорожец),
патопсихологическом (А. Лурия, Е. Хомская, Б. Зейгарник),
функционально-генетическом (Б. Теплов, Б. Ананьев, Н. Бернштейн).
