Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
кавинкина психолингвистика.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.63 Mб
Скачать

3. ГааабааёиГйа ёТтгтГаГОй ёТтТбГёёаоёё

Чарльз Дарвин в 1 872 году опубликовал работу «Выражение эмоций у людей и у животных», обратив внимание на то, что фор­мы проявления эмоций у животных и у людей весьма сходны (ина­че люди не понимали бы, в каком «настроении» находятся живот­ные, а животные - как настроен человек).

Но только в 70-е годы ХХ века невербальные компоненты ком­муникации человека (НВКК) начали серьезно изучать. Немецкий психолог и психиатр Карл Леонхард опубликовал монографию «Мимические, жестовые и фонические средства эмоционально-ком­муникативной выразительности» (не переведенную на русский язык). Автор подробнейшим образом классифицировал то, что мы называем НВКК:

  • Мимические и жестовые движения обязательны при обще­нии, хотя чаще всего не осознаются говорящими, но всегда учиты­ваются слушающими, наблюдающими за партнером в каждом ком­муникативном акте;

  • НВКК в основной своей массе являются универсальными, независимыми от пола, возраста, национальности и культуры. НВКК универсального типа свойственны и животным, без чего была бы немыслима их дрессура и невозможно было бы общение людей с домашними животными.

Возникла наука «боди ленгвидж» - язык тела/ телодвижений. Произведена классификация жестовых языков:

  1. Наиболее употребительными являются демотические жес­ты, которыми мы пользуемся для иллюстрации своих слов, для того, чтобы у собеседника возникла правильная ассоциация (например, поднятие невидимого стакана ко рту или соединение двух пальцев для обозначения ножниц);

  2. существует также большое количество профессиональных языков, которыми пользуются аукционеры, водители, крупье в си­туациях, связанных с их работой;

  3. более замысловатыми являются альтернативные жестовые языки, которые заменяют речь у некоторых племен австралийских аборигенов и индейцев Северной Америки;

  4. первичные, которые используются глухими и слепоглу-хими.

С того времени учеными были обнаружены и зарегистрирова­ны более 1 000 невербальных знаков и сигналов.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%.

Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорил словами только в тече­ние 1 0-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем зву­чит не более 2,5 секунд.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словес­ный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

Аллан Пиз написал книгу «Язык телодвижений» с подзаго­ловком «Как читать мысли других по жестам» (вспомним выска­зывание Выготского: «Мысль выражается в слове»). Ученый попы­тался создать словарь жестов, которые позволяют собеседнику оп­ределить настроение адресанта, истинность его слов и т.д.

В качестве отправного тезиса Пиз взял семиотическую аксио­му «Человек - это знак» и рассмотрел основные позы, жесты как в отдельности, так и в совокупности.

Несмотря на то, что существует много работ по НВКК, ведут­ся споры по поводу того, являются ли невербальные сигналы врож­денными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим типом.

Изучение документальных фильмов с интервью и беседами различного рода, видеозаписи диалогов показали, что НВКК начи­нают развертываться раньше, чем люди начинают говорить друг с другом. Сначала коммуниканты занимают подходящую дистанцию для беседы и обращаются лицом друг к другу. Оба эти действия также являются НВКК. Они сигнализируют о готовности к диало­гу. Одновременно партнеры «считывают» с поз и с выражения лица друг друга важную информацию о настроенности к общению, о степени расположенности к беседе. Это тоже НВКК. Можно легко заметить, что нас не устраивает, если собеседник прячет лицо, от­водит глаза.

Экспериментально доказано, что маленькие дети не могут сразу вести телефонные разговоры, даже если узнают голос говорящего. Им нужна «информация с лица и с позы». Не случайно, Кольцова называет младшего дошкольника «существом невербальным».

Логично предположить, что НВКК являются врожденными.

Немецкий ученый Айбль-Айбесфельдт установил, что способ­ность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляет­ся без всякого обучения или копирования.

Об этом свидетельствуют опыты, проведенные с животными, успешно овладевшими навыками жестовой коммуникации глухо­немых.

Когда вы скрещиваете руки на груди, скрещиваете ли вы пра­вую руку над левой или левую над правой? Большинство людей не могут достоверно ответить на этот вопрос до тех пор, пока они это не проделают. В одном случае они будут чувствовать себя удобно, в другом случае нет. Отсюда можно заключить, что это, возможно, генетический жест, который не может быть изменен.

Человек не в состоянии контролировать каждое свое движение и впечатление, которое он производит на окружающих. Порой мы не в состоянии подавить зевоту или скрыть охватившую нас дрожь, вне нашей воли мы заливаемся краской или покрываемся гусиной кожей. Многие мужчины с годами лысеют и, несмотря на всякие ухищрения, не могут остановить выпадение волос. А люди зачас­тую ассоциируют лысину со зрелостью и высоким общественным положением. Такая же парадоксальная связь сохраняется в обще­ственном сознании между бородатостью и недружелюбностью. Но некоторые движения мы в состоянии контролировать и даже пользу­емой ими намеренно. Мы можем приподнять брови, тяжело опус­титься в кресло, потупить глаза, сплюнуть или пожать плечами. Не существует единой, точно определенной интерпретации подобных жестов и мимических выражений, их значение может быть различ­ным в разных культурах и на разных ступеньках социальной лест­ницы. Если вам приходилось играть в шарады, то вы знаете, как трудно бывает расшифровать то или иное движение человека. Пси­хологи обнаружили, что сообщение, посланное на языке тела, воз­действует на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам. Столь же информа­тивна может быть одежда, она сообщает окружающим о настрое­нии, чувствах и намерениях человека. Если женщина приходит на свидание в коротком обтягивающем платье с глубоким вырезом, воз­можно, сама того не осознавая, она посылает мужчине определен­ный сигнал. Если же вам захочется выказать особое отношение к собравшимся на официальном приеме людям, вы можете прийти туда в теннисных шортах. Даже в рекламных роликах, посвящен­ных духам и дезодорантам, наше внимание привлекают к тому фак­ту, что при помощи запаха можно послать некое сообщение. Вы выражаете свое отношение к человеку не только своим нарядом и манерами, но и тем, какую дистанцию вы соблюдаете при общении с ним. Холл различает четыре зоны межличностного общения.

• Зона интимного общения (от полуметра до непосредственно­го телесного контакта). На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Вы навер­няка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытает­ся подойти к вам вплотную. Кроме самых близких людей в эту зону допускаются врачи, медсестры, портные и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом. Пытаясь при общении с кем-либо войти в эту зону, вы тем самым даете человеку понять, что хотели бы считать его своим другом. Психологические эксперименты выявили, что счастливые в браке супруги комфортно общаются друг с другом именно на этой дистанции. И наоборот, супруги, которые не ладят между собой, сторонятся друг друга.

• Зона личного общения (от 0,5 м до 1,5 м). Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние по­зволяет им дотрагиваться друг до друга, обмениваться рукопожа­тиями, похлопывать друга по плечу. По данным Фаста, большин­ство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей.

Представьте, что вы сидите в полупустом кафе. Входит новый посетитель и, хотя рядом есть свободные столики, подсаживается к вам. Скорее всего, вы испытаете неловкость. Замечали ли вы, что в людных местах, например в переполненном лифте, в автобусе или в поезде метро, люди избегают визуального контакта друг с дру­гом, стараются смотреть в окно или упираются взглядом в стенку? Ясно, что такое поведение вызвано стремлением соблюсти грани­цы личного пространства.

  • Зона формального общения (от 1 ,5 м до 3 м). На такой дис­танции обычно ведутся деловые, а также случайные и малозначи­мые разговоры. Вам, наверное, знакомо выражение «соблюдать дистанцию», с помощью которого описывают отношения началь­ника и подчиненного. И действительно, было бы странно, если бы собеседники говорили о личных и интимных вещах, стоя в трех метрах друг от друга. Такая дистанция скорее уместна в ситуации формального собеседования или деловых переговоров.

  • Зона публичного общения (более 3 м). Если вы сидите в ог­ромном зале и слушаете выступление оратора, то можно сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является зоной публичного общения. В такой ситуации неуместны интимные жесты и коммен­тарии; вы не можете пожать лектору руку, похлопать его по плечу или спросить, как он провел выходные дни. Даже деловое общение невозможно на такой дистанции.

Существуют невербальные сигналы, соответствующие словес­ным высказываниям, - конгруэнтные; и неконгруэнтные - когда НВКК расходятся со словесным выражением.

Вспомните, почему обиделся Максим Максимович на Печорина?

Они встретились после долгой разлуки. Старик едва успевает подбежать к заложенной уже коляске, где сидит Печорин. «Старик едва мог дышать пот градом катился с его лица. Он хотел кинуть­ся на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя и с приветли­вой улыбкой, протянул ему руку: - Как я рад. Дорогой Максим Мак­симович! Ну, как вы поживаете? Еду в Персию и дальше... - Печо­рин отвечал, произвольно кивнув. - Благодарю, что не забыли...»

Так, почему же обиделся старик, если Печорин ласково с ним поговорил, расспросил?

Как и любой язык, язык жестов представляет собой систему, определенный набор жестов, которые понятны только лишь в сово­купности. Это обязательно нужно учитывать при анализе поведе­ния коммуникантов.

Кроме учета совокупности жестов и соответствия между сло­вами и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты. Если вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной ос­тановке человека, сидящего со скрещенными ногами, руками и опу­щенной головой, это будет означать, что он замерз, а не то, что он критически относится ко всем вокруг. Однако, если человек в точно такой позе будет сидеть напротив вас во время важной встречи, то его жесты следует трактовать как оборону или критику, неприятие того, о чем идет речь.

Безусловно, важно учитывать национально-культурные особен­ности жестового поведения. К примеру, жест «огкей» (кружок, об­разуемый пальцами рук). В англоязычных странах это знак восхи­щения, одобрения. Во Франции он означает «ноль» или «ничего», в Японии - «деньги», в некоторых странах Средиземноморского бас­сейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины. Поэтому, путешествуя по разным странам, следует под­чиняться правилу «Со своим уставом в чужой монастырь не хо­дят». Это поможет избежать возможных неловких ситуаций.

Таким образом, невозможно свести роль НВКК лишь только как вспомогательных средств вербальной коммуникации. Их фун­кции намного шире: описательные, указательные, изобразительные, эмоциональные и пр.