Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция общ-во.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
273.92 Кб
Скачать

1.18. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

В 60-70-е годы XX века западная цивилизация в ре­зультате структурной перестройки экономики, выдвинув­шей на лидирующие позиции новые, гибкие, наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, переходит в постиндустриальную стадию развития. Этот переход свя­зан с созданием разветвленной экономики услуг, домини­рованием слоя научно-технических специалистов, цент­ральной роли теоретического знания в развитии экономи­ки и принятии политических решений, бурным развитием «индустрии знаний», компьютеризацией и появлением ши­роких информационных систем. Неслучайно современное общество называется информационным.

Сторонники концепции информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер) рассматривают в качестве домини­рующего информационный сектор экономики. Считают, что информация и знание, а не капитал и труд - основа постиндустриального общества.

Вместе с тем в западном обществе в настоящее время растет озабоченность по поводу неконтролируемого, рас­ширяющегося влияния техники и технологии на образ жизни и его возможные негативные последствия в бу­дущем. Появляются пессимистические оценки возмож­ностей научно-технического решения проблем техногенного общества. Как реакция на бурный рост техносферы и применение новой информационной технологии появляется боязнь утраты гуманистических идеалов и нравственных нормативов в современном обществе, страх перед подавлением человеческой индивидуаль­ности грядущей машинной цивилизацией, опасение, что человек, в конце концов, превратится в придаток машины.

Разворачиванию технократического мифа о беспре­дельном экономическом росте и информационном зна­нии как средстве решения всех проблем содействовала концепция пределов роста (Дж. Форрестер, Д. Мидоуз), выдвинутая в начале 70-х годов. Согласно этой концеп­ции, конечность размеров нашей планеты и ограничен­ность ее природных ресурсов с необходимостью предпо­лагает существование предела экспоненциального роста народонаселения и промышленного производства. При сохранении существующих тенденций к росту истоще­ние природных ресурсов и загрязнение окружающей сре­ды достигнут критических пределов.

Сегодня настойчиво ищутся способы преодоления нега­тивных последствий развития западной цивилизации. Осу­ществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объединения усилий в предотвращении термоядерной войны, прекращении национальных, религиозных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности, ее сохранении. Решение этих проблем, характерных как для современного Запада, так и для Востока, возможна только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, признанием приоритета за поведением, ориентированным на коммуникацию и понимание.

1.19. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

История - явление сложное и многоликое. Существует множество теорий, концепций исторического развития, но и на практике мы сталкиваемся с одним из возмож­ных вариантов развития событий, не обязательно, к тому же, лучшим. Одним история внушает страх, пессимизм, другим, наоборот, - надежду, оптимизм; с одной сторо­ны, своими новациями история как бы противостоит тра­диции; с другой, как преемственность, она сама воплощает традицию.

Рассмотрим один из смыслов, связанный с местом истории в жизни человека и челове­чества в целом. Во-первых, современность не одномоментна, это не точка на оси времени. Современность представ­лена всегда определенным, иногда очень значительным отрезком времени. В нее входит все, что оказывает или продолжает оказывать непосредственное влияние на со­бытия сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Совре­менным, к примеру, может быть договор, юридический акт, появившийся достаточно давно, но не утративший своей силы. Во-вторых, хронологическое и историческое прошлое не одно и то же. В историческое прошлое пере­ходят не все факты нашей жизни, а лишь то, что по-настоящему, действительно значимо в ней. Все остальное не закрепляется в исторической памяти и в прямом смысле умирает. В-третьих, прошлое, как правило, куда-то теряется, забывается. Для того чтобы этого не произош­ло, существует наука история. Кроме прошлого и науки о прошлом история — еще и коллективная память людей. Прошлое существует для людей лишь через настоящее, благодаря современности. Всякая история в этом смысле является современной историей.

Неизбежный выход на современность при рассмотре­нии истории позволяет выделить в ней еще один смысл — развитие общества и человека. В самом широ­ком смысле история, действительно, не что иное, как развитие человека, человечества, общественное развитие. Это развитие отождествляется не со всем событийным потоком человеческого бытия, а только с такими факта­ми, событиями, которые оказали влияние на происходя­щие процессы в развитии человека и общества.

Развитие истории чаще всего отождествляется с про­грессом. На заре индустриальной цивилизации вера в прогресс была чем-то само собой разумеющимся. Все об­щество движется вперед, от одной, менее совершенной стадии к другой, более совершенной. Этот путь прогресса представлялся по-разному - от однородного к разнород­ному состоянию (нарастание разнообразия общественной жизни), от традиционности (как уклада жизни) - к модернизации, а с середины XIX века - от капитализма к социализму. Идея прогрессивного общественного разви­тия рассматривалась как закон, как объективная необхо­димость, даже неизбежность.

Закономерность прогрессивного развития общества связывалась с беспредельными возможностями общественного развития, безграничны­ми способностями человека к совершенствованию бытия. В наше время вера в исторический прогресс все чаще берется под сомнение. Все громче раздаются голоса о кризисе цивилизации, деградации морали, угрозе жизни человечества, да и всего живого на нашей планете. Вера в прогресс была подорвана, прежде всего, современным эко­логическим кризисом, обозначившим пределы нашего роста, разрушительными мировыми войнами ХХ века.