Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 1995 г. N 122-фз "о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Обычно преамбула каждого законодательного акта выражает некоторое отношение законодателя к тем правоотношениям, которые будут урегулированы в законе. В преамбуле может быть коротко описан состав тех правоотношений, которые станут предметом рассмотрения и регламентации в законе.

Комментируемый закон полностью продолжает такую традицию, и в преамбуле говорит о принципах человеколюбия и милосердия, на основе которых и должны строиться все правовые нормы в рассматриваемой области правоотношений. Несколько непонятно тогда, почему в ст. 3 рассматриваемого закона принципы человеколюбия и милосердия не нашли своего отражения. Данная статья закона как раз закрепляет те правовые принципы, с учетом содержания смысла которых и должны строиться правовые нормы закона. Вообще упоминание в законе о принципах милосердия и человеколюбия выглядит не совсем понятно. Что имеет в виду законодатель в данном случае, ведь правового содержания у человеколюбия и милосердия нет. Даже международные конвенции по защите прав человека, описывающие права и свободы людей пространными терминами и в общих фразах, не используют при определении правовых норм, такие понятия как человеколюбие и милосердие. Данные категории находятся в области изучения этики, философии и других гуманитарных наук, и составляют моральную сторону жизни человечества. Закон же не затрагивает мораль, она существует вне правовых норм, поэтому категории милосердия и человеколюбия в законе никогда не закрепляли.

Конституция РФ в ст. 7 установила, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Именно такая правовая норма и отражает все человеколюбие и милосердие, оно выражается конкретно в создании государством условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь пожилых людей и инвалидов на территории РФ. Другой вопрос состоит в том, что считать такой достойной жизнью. Здесь много критериев для определения, но нельзя не согласиться с тем, что важнейшим показателем такой "достойной жизни" пожилых людей и инвалидов, станет их возможность удовлетворять свои потребности всеми необходимыми им бытовыми, медицинскими услугами и товарами. Поэтому решение данного вопроса требует значительных финансовых ресурсов.

Уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий пожилых людей и инвалидов в настоящее время не достаточно высок, несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось. Президент РФ в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ в 2006 г. сказал о состоянии социальной защищенности инвалидов и пожилых людей России следующим образом:

"Занимаясь проблемой повышения рождаемости, поддержки молодой семьи, мы не вправе забывать и о старших поколениях. Это люди, всю жизнь свою отдавшие стране, работавшие на страну, а если нужно было, встававшие на ее защиту. Мы должны сделать все, чтобы обеспечить им достойную жизнь. Вы знаете, в течение последних лет неоднократно, причем раньше запланированных сроков, производилось повышение пенсий. И в следующем году пенсии будут повышены в общей сложности еще почти на 20 процентов. Значительные ресурсы направляются государством на обеспечение социальных льгот и гарантий для пенсионеров и ветеранов. Необходимо продолжить программу обеспечения этих категорий граждан социальным жильем, включая использование дополнительных ресурсов в рамках проекта "Доступное жилье". Прошу и впредь рассматривать эту работу как один из ключевых приоритетов".

Таким образом, и далее наше государство будет уделять внимание проблеме обеспечения действительно достойной жизни пожилых людей и инвалидов. Рассматриваемый же закон, один из многих законодательных актов в своей области отношений, устанавливает требования (правовые нормы) по социальной поддержке пожилых людей и инвалидов. Преамбула комментируемого закона устанавливает, что данный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания, и является одним из комплекса мер по социальной защите инвалидов и пожилых граждан.

В рассматриваемой преамбуле говорится и о том, что комментируемый закон устанавливает правовые, экономические и социальные гарантии в области социальной защиты пожилых людей и инвалидов. С правовыми гарантиями все более или менее понятно, практически любую правовую норму в комментируемом законе можно назвать в той или иной степени правовой гарантией для граждан пожилого возраста и инвалидов. К примеру, вся глава 2 комментируемого закона устанавливает права граждан пожилого возраста и инвалидов самым непосредственным образом, и это можно назвать правовой гарантией.

А вот социальные и экономические гарантии нужно пояснить. К социальным гарантиям можно отнести содержание норм главы 3 рассматриваемого закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Это конкретные виды социальной помощи нуждающимся гражданам, указанные в комментируемом законе. Экономические гарантии можно рассматривать как установленные гарантированные государством расходы (средства бюджета) на социальную помощь. К экономическим гарантиям в рассматриваемом законе можно отнести только содержание ст. 31 комментируемого закона, устанавливающей источники финансирования системы социального обслуживания нуждающихся граждан.