Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Биомедицинская этика теории, принципы, проблемы. В 2-х томах. Михайлова Е.П. / Биомедицинская этика. Теории, принципы, проблемы. В 2-х томах. Михайлова Е.П. Часть 2.pdf
Скачиваний:
1577
Добавлен:
14.06.2014
Размер:
2.86 Mб
Скачать

А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

Последствия.

После своей победы в суде, Элизабет Боувиа не убивала себя. Некоторые заботящиеся люди откликнулись и предложили помочь ей умереть. Эти новые друзья, должно быть, показали ей, что жизнь могла стоить того, чтобы ее жить, и постепенно она изменила ее намерение.

8.2.2. Случай Макафи.

a. Пациент: Квадриплегический142 мужчина.

Ларри Макафи было 29 лет, когда он стал почти полностью парализованным (C-2 квадриплегическим) в результате несчастного случая 5 мая 1985 года. Он был совершеннолетним студентом в Государственном университете Джорджии в Атланте, изучающим машиностроение, и энергичным туристом.

Вуикэнды, он часто ездил на мотоцикле с другими студентами в горах к се- веро-западу от Атланты. Его несчастный случай произошел, когда он ехал по грунтовой дороге со скоростью меньше чем 10 милей в час: он вошел в вираж, перелетел через свой мотоцикл, проломил голову, и раздробил два его верхних позвонка у основания шлема.

Ему оставалось пользоваться только его глазами, ртом и головой. Он не мог дышать самостоятельно (мышцы, которые управляют дыханием, были также парализованы) и поэтому нуждался в вентиляторе. Он не имел никакого контроля над его мочевым пузырем или кишечником. Он не мог чувствовать никакого физического наслаждения от любой половой деятельности, хотя он все еще испытывал половое желание. Он никогда не женился; согласно статистике, отдельные люди, кто имеет повреждения спинного мозга подобно его, редко женятся (а те, кто женится во время их травмы, почти всегда расторгают брак позже).

b. Судебное дело: качество ухода и право умереть.

Всредствах массовой информации, дело Ларри Макафи обычно преподносилось как проблема "права умереть", включающая его собственное восприятие его "качества жизни". Следует отметить, однако, что это восприятие включало его оценку качества его медицинского обслуживания, и что дело также затрагивало проблему рационирования медицинского обслуживания, или, более точно, что происходит, когда обслуживание не нормировано.

Макафи имел 1 миллион $ страхового полиса на случай болезни, но он оставался больше 1 года в дорогом Шефердском Спинномозговом Центре в Атланте, где среднее пребывание для C-1 – C-4 пациентов было 19 недель; и позже, в его квартире в Атланте, он настаивал на медицинских сестрах, которые были в 3 раза дороже, чем сиделки, обслуживающие хронических больных на дому и выполняющие простейшие медицинские процедуры. После 16

142 Квадриплегический – относящийся к квадриплегии. Квадриплегия – паралич всех четырех конечностей.

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 170

А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

месяцев дома, он исчерпал его страховые пособия. Некоторые члены его семьи предложили заботиться о нем, но он сказал, что он не хотел быть финансовым или физическим бременем для них.

В этот момент, он подходил для Медикейда, фонд в каждом штате, который платит за медицинское обслуживание бедных людей. Согласно Эрону Джонсону, уполномоченному Управления Медикейд в Джорджии, Макафи хотел, чтобы Джорджия оплачивала уход за ним в его квартире, и отказался идти в дом инвалидов с медицинским обслуживанием, контролируемый штатом, где его обслуживание будет намного дешевле. Другими словами, он хотел, чтобы его обслуживали за общественный счет, но согласно его собственным пожеланиям.

Очевидно, Ларри Макафи тогда был "свален" в дом инвалидов Aristocrat Berea за пределами Кливленда, Штат Огайо – учреждение, которое предоставляло уход за зависимыми от респиратора С-1 пациентами – с оплатой штатом Джорджия. Чиновники в Aristocrat Berea сказали, что они действовали добросовестно, принимая его на временном, краткосрочном основании, потому что они поняли, что никакая кровать не подходила для него в Джорджии. После 2 лет, когда им стало ясно, что он к ним "свалился", они затолкали его в самолет, направляющийся в Джорджию, запихнули его к отделение неотложной хирургии в Grady Memorial Hospital в Атланте (в соответствии с федеральным законом, пациентам не может быть отклонена госпитализация в отделение неотложной хирургии), и возвратились в Штат Огайо.

Макафи утверждал, что в Aristocrat Berea он был размещен со страдающими слабоумием, сенильными, и пациентами с поврежденным мозгом. Эти пациенты из-за стесненных средств были "складированы" и лишь 1-2 сотрудника наблюдали за 30-40 пациентами. Самый простой способ "хранить на складе" таких пациентов состоял в том, чтобы держать их под сильным воздействием седативных средств. Макафи сказал, что он испытал сильное одиночество и получал недостаточный персональный уход.

После того, как он был возвращен в Атланту в январе 1989 года, Ларри Макафи провел несколько жалких месяцев в отделении интенсивной терапии

(ОИТ) Grady Memorial Hospital. Хотя он ненавидел Grady Memorial, никакое другое учреждение в Джорджии не приняло бы его. В течение лета 1989 года, однако, чиновники в Grady Memorial нашли, что пациент (которому было тогда 33 года) будет принят в доме инвалидов Briarcliff в пригороде Бирмингема, Штата Алабама, и он был добровольно перемещен в Бирмингем. (Briarcliff был одним из немногих домов инвалидов в стране, который принимал зависимых от вентилятора пациентов.)

Расс Фин, адвокат недееспособных и директор Injury Control Research Center в Университете Штата Алабама в Бирмингеме, узнал о случае, когда Ларри Макафи позвонил в недельное радио ток-шоу, которое вели Фин и его жена Ди. Согласно Фину, лечение Ларри Макафи по программе Медикейд в штате Огайо, штате Джорджия, и штате Алабама представляет "все, что является неправильным вокруг системы, которая обслуживает [сильно] повре-

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 171

А.Н. Бартко, Е.П. Михаловска-Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

жденных людей". Когда он впервые встретился с Ларри Макафи, Фин был потрясен, найдя его лежащим в кровати и смотрящим в потолок. Пациент не имел никакого активируемого голосом телефона и никакого телевизора. Все, что он мог делать, пристально всматриваться «в то, что происходило перед его лицом. С точки зрения качества жизни, это был уничтожающий комментарий в отношении общества с самой продвинутой системой медицинского обслуживания». Репортер, однажды побывавший там, обнаружил, что мочевой катетер Макафи не был связан с емкостью, и моча разливалась по полу. Фин говорит, «Эти учреждения не были приспособлены для ухода за такими пациентами, как Ларри, с трудоемкими потребностями медицинского обслуживания».

Тем летом – 6 годами после того, как федеральный апелляционный суд решил в пользу Элизабет Боувиа – Ларри Макафи решил подать иск в суд, чтобы получить право умереть. Он не хотел, чтобы его отсоединили от вентилятора, так как однажды вентилятор случайно был смещен, и он испытал ужасающее ощущение удушья (фактически, он также имел ощущение удушения в некоторых других случаях). Вместо этого, он разработал устройство, которое позволило бы ему самостоятельно принять смертельные лекарства определенным способом.

7 сентября 1989 года, после 45-минутного слушания в суде Фултонского округа, судья Эдвард Джонсон вынес решение в пользу Ларри Макафи. Джонсон постановил, что врачи Макафи могли прописать лекарства, которые Макафи затем самостоятельно включит, чтобы убить себя. Макафи также мог отсоединить его вентилятор, если он пожелает этого. Особенно, Джонсон записал, тот Макафи имел "право быть свободным от боли во время отсоединения вентилятора". В ходе слушания, все стороны предположили, что решение Макафи приведет к его смерти в пределах нескольких дней; однако, штат Джорджии обжаловал это решение. На прямом обжаловании, Верховный Суд Джорджии утвердил решение Джонсона.

Последствия.

Ларри Макафи не использовал его устройство, чтобы убить себя. Расс Фин, благодаря его вмешательству и беседам с Ларри, убедил Макафи, что жизнь могла стоить того, чтобы ее жить. Однако, хотя Макафи, возможно, решил жить, его проблемы ухода и поддержки на этом не окончились.

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 172