
- •1. Каковы основные механизмы возникновения аритмий?
- •2. Какие шаги следует предпринять для определения очага аритмии?
- •7. Что такое проаритмия?
- •8. Какие препараты чаще всего используются для лечения острой свт у собак?
- •9. В каких случаях необходимо лечить желудочковые аритмии?
- •10. Как следует лечить желудочковые аритмии?
- •11. В каких случаях необходимо изменить дозу лидокаина?
- •12. Что делать, если желудочковая аритмия не купируется болюсным введением лидокаина?
7. Что такое проаритмия?
Проаритмия представляет собой изменение или развитие аритмии в период лечения антиаритмическими препаратами. На этот феномен впервые обратили внимание, когда пациенты с бессимптомными аритмиями начали умирать после назначения им антиаритмических средств. Проаритмию следует исключать всякий раз, когда используются антиаритмические средства. Все антиаритмические препараты влияют на потенциал действия миоцитов. Обычно это благоприятное действие, однако оно может привести к непредсказуемым последствиям, особенно в поврежденной ткани. Препараты, замедляющие скорость проведения, могут повлиять на время проведения через петли циркуляции возбуждения в сторону наилучшего функционирования петли и усилить аритмию. Перед применением подобных препаратов ветеринарный врач должен тщательно взвесить необходимость такого лечения и возможную опасность для животного. Пациенты с желудочковой экстрасистолией, не сопровождающейся клиническими проявлениями, не нуждаются в постоянной антиаритмической терапии.
8. Какие препараты чаще всего используются для лечения острой свт у собак?
(B-Блокатор короткого действия эсмолол, невключенный в классификацию антиаритмических препаратов аденозин, блокаторы кальциевых каналов (дилтиазем и верапамил) внутривенно или дигоксин внутривенно.
Внутривенное введение дигоксина — наиболее сложный метод лечения и его следует применять как можно реже. Исключение составляют пациенты с СВТ, причиной которой служат фибрилляция предсердий и предполагаемая дилатационная кардиомиопатия (ДКМ); B-блокаторы и блокаторы кальциевых каналов обладают отрицательным инотропным эффектом и должны использоваться у таких пациентов с крайней осторожностью. В неотложной ситуации, когда пациенту с ДКМ и фибрилляцией предсердий показано введение добутамина, также следует назначить дигоксин. Добутамин ускоряет проведение через атриовентрикулярный узел, а значит и скорость ответной реакции желудочков, усиливая тахикардию.
Из блокаторов кальциевых каналов дилтиазем в меньшей степени угнетает миокард, чем верапамил, поэтому ему отдается предпочтение.
Аденозин — это пуриновый нуклеотид, обнаруженный в каждой клетке организма. Экзогенный аденозин связывается с пуриновыми рецепторами на поверхности клеток. Это приводит к блокированию фермента аденилатциклазы и снижению содержания внутриклеточного циклического аденозинмонофосфата (цАМФ), универсального вторичного посредника (мессенджера). Аденозин оказывает сильное угнетающее действие на проведение через антриовентрикулярный узел, на автоматизм сино-атриального узла и желудочков. Циклический АМФ опосредует многие эффекты катехоламинов; поэтому, аденозин усиливает аритмогенные свойства катехоламинов.
9. В каких случаях необходимо лечить желудочковые аритмии?
При решении вопроса о том, нуждается ли пациент с желудочковой аритмией в лечении, следует учесть два важных обстоятельства:
Основной патологический процесс. Желудочковые аритмии нередко осложняют течение определенных неотложных состояний (расширение желудка, кишечная непроходимость). Частота желудочковых сокращений соответствует синусовому ритму, и пациент гемодинамически стабилен. Если после коррекции дефицита жидкости, нарушений кислотно-основного баланса и купирования болевого синдрома состояние пациента остается стабильным, необходимость в проведении антиаритмической терапии отпадает.
Частота и характер аритмии. Твердо установленных правил, определяющих,в каких случаях и как проводить лечение аритмий, не существует. Обычно терапию назначают при появлении у животного клинических признаков, связанных с аритмией, или если тип аритмии сопряжен с высоким риском внезапной смерти. Так собаки породы боксер, страдающие миокардитом и кардиомиопатией, подвержены феномену внезапной смерти, причиной которой, вероятно, является развитие фатальной аритмии. Поэтому более обоснованно проведение лечения боксера с частыми желудочковыми экстрасистолами (особенно при наличии пароксизмальной желудочковой тахикардии), но без клинических симптомов, чем у клинически здорового лабрадора-ретривера, у которого регистрируются 18 одиночных мономорфных желудочковых экстрасистол в минуту.