Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методички в 5-ти частях. Морфология / теор и практ мат - часть 3.doc
Скачиваний:
397
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
1.04 Mб
Скачать

15. Эмиграционный потенциал глаголов

У глаголов отсутствует иммиграционный потенциал, то есть они не пополняются за счет перехода из других частей речи. Данное утверждение верно, если не брать во внимание древний период образования глагола от имени. Вместе с тем они обладают и небольшим эмиграционным потенциалом. Спрягаемые формы глагола переходят:

в модальные слова: знать, значит, видать, знаешь, полагаю, думаю, казалось, кажется, разумеется, например: Весна, значит, скоро, – вздохнул железнодорожник (К.П.). Писатели, говорят, люди бывалые, интересные и разносторонние, но шумные и насмешливые (К.П.). Гляжу, охотники идут, видать, московские, бывалые, образованные (К.П.). Я тоже, пожалуй, закурю (К.П.). Что касается часовни, расписанной Матиссом, то, конечно, это интересно и своеобразно, хотя и непонятно, почему ему в голову пришло расписать часовню, а, скажем, не ресторан и не бар (В.Сол.). Ты, кажется, меня о чем-то хотела спросить? (К.С.);

в частицы: пусть, пускай, почти, почитай, было, бывало, хоть, вишь, например: К Тихону Петровичу постоянно приезжали садоводы из разных местностей России, бывало, даже из Москвы…(К.П.). Всмотритесь хоть бы в картины Левитана… (К.П.). Я встречал эту женщину почти на всех концертах (К.П.). Ведь он и прежде не искал в науке признания и славы (Д.Гр.);

в междометия: брось, хватит, здравствуйте, прости и др., например: Постойте! Так это вы были с ним на «Казенной канаве»? (К.П.). «Здравствуйте», – говорю я (Б.П.).

Контаминанты, совмещающие свойства глаголов и других частей речи Причастие (вербально-адъективный контаминант)

1. Понятие о причастиях. История изучения вопроса.

2. Глагольные свойства причастий.

3. Свойства имен прилагательных в причастиях.

4. Эмиграционный потенциал причастий.

«Причастие – это атрибутивная форма глагола, в которой совмещаются значения двух частей речи: глагола и прилагательного, т.е. значение действия и собственно определительное…» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 665].

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» [Ломоносов М.В. Российская грамматика // Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. – Т.7: Труды по филологии. – М.; Л., 1952. С. 407].

«Древние грамматисты эту формы глагола называли причастием, так как считали, что она «причаствует», то есть принадлежит имени и глаголу» [Занимательно о русском языке, с. 210].

1. Понятие о причастиях. История изучения вопроса

Язык так же древен, как и сознание. Как и все в природе, он эволюционирует, подвергается изменениям. Изменяется количественный и качественный состав частей речи. Одним из интересных, дискуссионных лексико-грамматических классов слов, имеющих своеобразную историю, являются причастия. Приведем определения причастий.

«Причастия обозначают процесс как признак предмета и обладают общими с глаголами и прилагательными свойствами» [Шанский, Тихонов, 1981, с. 212].

В.В. Виноградов считает, что в причастиях «глагольность выражается как окачествлённое действие, приписанное предмету и определяющее его наподобие имени прилагательного… со стороны глагола в грамматическое строение причастий входят категории вида, залога и времени. Со стороны же имен прилагательных присоединяются сюда формы согласования в роде, числе и падеже, выражаемые аффиксами -ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее и связанной с ними системой склонения» [Виноградов, 1972, с. 221].

Вывод: во всех определениях подчеркиваются многосторонние связи причастий одновременно с двумя частями речи: глаголами и прилагательными. В связи с этим возникает вопрос о грамматическом статусе причастий, их месте в системе частей речи.

С самых истоков славянской, в том числе и русской грамматической мысли, понятие о частях речи было центральным понятием грамматических учений. Уже в грамматике Мелетия Смотрицкого (1619 г.) выделялось 8 разрядов: имя, глагол, причастие, междометие, местоимение, предлог, наречие и союз. М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1756 г.) тоже выделил 8 частей речи, в том числе причастия, служащие «для сокращения соединением имени и глагола в одно речение» [Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. – Т.7: Труды по филологии. – М.; Л., 1952. – С. 408].

В дальнейшем по вопросу о грамматическом статусе причастий были высказаны следующие точки зрения.

1. Представители формального направления А.Х. Востоков, В.А. Богородицкий и др. лингвисты включали причастия в состав имен прилагательных. «Отглагольными прилагательными» называет их Л.А. Булаховский.

2. Причастия являются атрибутивной формой глагола. Это традиционная точка зрения (см. работы А.В. Бондарко, Л.П. Калакуцкой и др.). Основной недостаток этой точки зрения: исключаются свойства прилагательного.

3. Причастия – самостоятельная часть речи (М.В. Ломоносов, Д.Н. Овсянико-Куликов­ский, Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов и др.). В особую группу «гибридных слов», совме­щающих свойства глаголов и прилагательных, включал их В.В. Виноградов (но он ещё не называл их самостоятельной частью речи!) и рассматривал в составе имен прилагательных.

Недостатки этой точки зрения: самостоятельная часть речи обладает набором индивидуальных дифференциальных признаков, а в причастиях совмещаются свойства двух частей речи.

Интересной и перспективной является точка зрения, намеченная в работах В.Г. Адмони и В.В. Бабайцевой и требующая дальнейшей разработки. По нашему мнению, «гибридные» классы слов, совмещающие свойства двух частей речи, следует вывести за пределы частей речи и рассматривать их в новом ряду. Части речи и контаминанты имеют много общего, но не менее существенны их различия. Учитывая их, мы даём следующие определения.

Часть речи – это лексико-грамматический класс слов с набором индивидуальных дифференциальных признаков.

Контаминант – это лексико-грамматический класс слов с набором некоторых дифференциальных признаков двух частей речи, представленных иногда в трансформированном виде. Для такой контаминации характерно образование новой языковой единицы третьего порядка, совмещающей некоторые признаки двух смежных единиц.

Существование таких слов обусловлено динамикой развития языка, а выделение их в особую группу контаминантов позволяет снять противоречие между статикой классификации частей речи и динамикой языка.