Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
26
Добавлен:
01.01.2020
Размер:
29.7 Кб
Скачать

19. Мишель Фуко (1926-1984)

Французский философ и историк, представитель структурализма и постмодернизма.

Основные работы: «Душевная болезнь и личность» (1954), «Безумие и неразумие: история безумия и классический век» (1961), «Генезис и структура Антропологии Канта» (1961), «Предисловие трансгрессии» (1963), «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966), «Порядок речи» (1970), «Ницше, генеалогия, история» (1971), «Субъективность и истина» (1977), «Что такое Просвещение?» (1983) , «История сексуальности» (3 т. 1976) и др.

Исследования Фуко касаются исключительно наук, которые дают знание о человеческой природе и человеческом состоянии, и, прежде всего медицины, психологии, психиатрии, социологии и т.д. «Поскольку исторический человек это человек, который живет, трудится и говорит, постольку всякое содержание истории отправляется от психологии, социологии, наук о языке».

Фуко подчеркивает прерывность и случайность в нашем понимании самих себя. Для Фуко произвольное и нерациональное играют решающую роль в истории идей.

Понятие власти позволило Фуко подчеркнуть социальные и материальные условия, в которых развиваются и изменяются эти идеи. У Фуко власть и истина функционируют взаимозависимо.

Для творчества Фуко характерно то, что, во-первых, его анализу свойствен генеалогический подход, т.е. он обнаруживает иррациональное под явно рациональным. Во-вторых, этот анализ направлен против «истин» и «знания» современного мира. Он имеет целью показать нам, что мы становимся ненормальными, больными, подчиняясь знанию и практике, которые ищут болезни и отклонения у других. В основе этой идеи лежит убеждение в том, что в истории не существует «истинного» человеческого состояния или человеческой природы.

Фуко называет свои исследования «археологией», отвергая название «структурализм».

Фуко отмечает: «Одна из моих целей состоит в том, чтобы показать людям, что большое количество вещей, которые являются частью их ближайшего окружения и которые они полагают универсальными, являются продуктом определенных и весьма конкретных исторических изменений. Все мои исследования направлены против идеи всеобщих необходимостей в человеческом существовании. Они подчеркивают произвольный характер человеческих институтов и показывают нам, каким пространством свободы мы еще располагаем и каковы те изменения, которые мы еще можем осуществить».