Скачиваний:
29
Добавлен:
09.05.2014
Размер:
88.58 Кб
Скачать

Билет № 43. Основные проблемы русской религиозно-идеалистической философии

Философия в России конца 19-го начала 20-го века представляла собой весьма неоднозначный феномен, в котором наличествовали различные направления, имевшие своим основанием западноевропейскую философию, продолжавшие и развивавшие ее идеи. Если же мы попытаемся вычленить именно русскую философию в ее отличии от современной ей западноевропейской философии, то, очевидно, речь может идти только о русской религиозно-идеалистической философии, представленной такими именами, как: В.С. Соловьев (1853-1900), Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгаков (1871-1944), П.А. Флоренский (1882-1943), С.Л. Франк (1877-1950), С.Н. Трубецкой (1862-1905), Е.Н. Трубецкой (1863-1920) и ряд других. Ее отличительная черта от всех современных ей философских направлений, ее специфика заключались в усиленном внимании к индивидуальной судьбе человека, к проблеме ценности и смысла жизни. Но индивидуальная судьба человека вне истории, вне исторической действительности оказывалась лишенной смысла, а отсюда в фокусе внимания русской религиозно-идеалистической философии оказывались проблемы смысла истории и прогресса. Кроме того, человек, как нравственная личность, рассматривается русскими философами как одна из определяющих сил исторического развития. Именно в решении этих проблем, а, по сути, в экзистенциальной проблематике русские философы пытались обрести собственную почву, пройдя ученичество у западноевропейской философии.

Характерной чертой этого направления русской философии было разочарование в развитии западноевропейской мысли в связи с ее бессилием (как полагали представители данного направления) познать бытие и соединить это бытие с бытием познающего субъекта. Философия как онтология или гносеология не решила и не могла решить проблему индивидуальной судьбы человека на отвлеченно рационалистическом пути. Представителям русской религиозно-идеалистической философии было ясно, что философия, философский подход не может быть сведен только к онтологии или гносеологии, ибо главную задачу философии они видели в создании единой мировоззренческой целостности, которая без человека, его запросов и стремлений просто невозможна. Более того, в современной им философии человек как цель для себя и цель исторического процесса исчез из поля зрения.

Реальная, насущная проблема, которую видели перед собой русские философы – это проблема спасения человека как духовного, нравственного начала и восстановление его в его правах. Человек не есть только эмпирически-природное или социальное существо, полагали они, но он всегда есть нечто большее и сущность его заключена именно в духовном начале. Их глубоким убеждением было то, что человека нравственного, духовного невозможно вывести лишь из взаимодействия человека и социальной среды, а тем более из взаимодействия человека и природы, ибо как бы ни было велико их влияние на человека не они создают его. Человек уже есть и есть, прежде всего, дух. Здесь мы имеем дело с классической дихотомией: человек – божественное творение и в силу этого причастен к миру высшему, миру духа, миру свободы, и человек – существо эмпирически-природное, причастное миру необходимости. Человек, следовательно, существо двойственное, противоречивое и это противоречие свободы и необходимости. Свобода и необходимость, как полагали философы данного направления, взаимоисключают друг друга и связи между ними нет и быть не может. Задача же человека – обрести свободу, стать свободным. Но над человеком пока торжествует природная необходимость, что выражается в наличии смерти. Наличие смерти – торжество необходимости. Отсутствие смерти (бессмертие, вечная жизнь) – торжество свободы. Освобождение, торжество свободы, утверждение и усиление духовной, нравственной природы человека возможно, полагали они, только через следование христианской идее, через веру в искупление и спасение, осуществленное Христом.

Пройдя через Канта, Гегеля, позитивистов и Маркса и не найдя у них идеи о безусловной и высшей ценности духовной личности, не приняв волюнтаризма Шопенгауэра и Ницше, русские философы обращают свой взор к христианству, которое, по их мнению, поставило свободу и права личности выше всякой власти. Как высшие и вечные ценности человеческой жизни постулируются Бог, бессмертие, совесть и нравственное совершенство. С другой стороны, обращение к религии, отказ от рационализма и уход в религиозную мистику – это попытка устранить трагизм сознания, основную напряженность человеческого сознания, которая заключается в стремлении человека к бесконечности и в осознании им своей конечности. Здесь, по мнению этих философов, только один путь – познание Бога и воссоединение с ним. Однако между человеком и Богом находится мир. Если идти путем рационализма, то познание Бога возможно через познание мира. Но здесь человека подстерегает одна из серьезнейших опасностей. Чем глубже в познании мира на пути рационализма будет уходить человек, тем большая пропасть может открываться между Богом и человеком, и тем дальше человек будет уходить от Бога, а тем самым и от себя, либо низводя себя до уровня животного, либо превознося себя до уровня человекобога, причем, не снимая напряженность и трагизм сознания, а увеличивая их. Отсюда и неприязнь к рационалистической гносеологии. Выход виделся только в мистике, в мистическом слиянии с Богом. Бога нельзя доказать, но Бога нельзя и опровергнуть, однако, его можно открыть в себе и обрести тем самым истину в полном объеме, причем вечную и неизменную. Всякая рационалистическая аргументация в данном случае оказывается несостоятельной и просто излишней. Где кончается мышление, там начинается вера. Попробуйте-ка опровергнуть мистическое слияние, мистическое переживание, встречу с Богом. Целостность, полнота, единство обретены да такие, каких рационализм не давал и дать не может.

Путь рационализма – это увеличение, расширение, усиление сферы несчастного сознания. Путь рационализма – это путь без Бога, путь обожествления человека и тем самым оправдание зла и неправды, творящихся человеком в этом мире. Путь религиозный, мистический – путь творчества Богочеловека и тем самым утверждение и оправдание добра и справедливости. Только христианство, с точки зрения философов этого направления, есть подлинно человеческое мироощущение и миропонимание, ибо в нем осуществляется торжество духа над природой, победа над слепой необходимостью. Только христианство освобождает человека от власти природы и общества.

Данное направление философии в России выступило против дегуманизации человека, против превращения его в функцию, в фактор, средство для чего бы то ни было и для каких бы то ни было структур. Особенно активно философы этого направления выступили против низведения человека до уровня средств производства различных материальных благ, до уровня средства осуществления общественного блага. Во имя этого общественного блага, отмечали они, свершалось и свершается столько преступлений, столько пролито крови, что это благо уже должно было бы захлебнуться ею. Безусловное уважение к человеческой личности, к ее автономным правам, утверждение и защита ее достоинства – вот, по сути, главная цель и задача русской религиозно-идеалистической философии. Ценность и свобода человека только тогда будут вечны и неотъемлемы, утверждают эти философы, когда они будут независимы от прихоти людей или отдельного человека, когда имеется предел власти общества и государства над человеком. Таковым высшим и незыблемым гарантом ценности и свободы человека может быть только Бог. Человек тем и отличается от животного, что не удовлетворяется просто фактом существования, но ищет, требует принципа, оправдывающего его.

2

Соседние файлы в папке шпаргалки по экзаменационным вопросам за 6 семестр