Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТОМ 1.docx
Скачиваний:
97
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
19.19 Mб
Скачать

Стадия резистентности

В стадии резистентности, устойчивость организма к воздействию стрессора достигает высокого уровня, происходит перекрёстное повышение устойчивости к различным воздействиям, что сопровождается подавлением активности других систем (репродуктивной, пищеварительной). В значительной степени это связано с кортикостероидами, уровень которых в плазме крови начинает возрастать с первых минут действия стрессора. Помимо этого, эффект кортикостероидов заключается в переключении обмена веществ с пластического типа на энергетический и в использовании продуктов распада белков и жиров для потребностей адаптивных систем, несущих основную нагрузку, а также в потенцировании действия катехоламинов на метаболизм и сердечно-сосудистую систему.

Стадия истощения

Стадия истощения возникает при влиянии на организм раздражителей чрезмерных по силе или по продолжительности действия и сопровождается явлениями дистресса — снижением устойчивости организма к стрессору и другим видам стрессорных воздействий. Чрезмерная активность и длительность факторов стресса сопровождается гиперплазией мозгового вещества надпочечников, а гиперкатехоламинемия может привести к миокардиодистрофии, очаговым некрозам миокарда, артериальной гипертензии, ишемическому поражению почек. Истощение функции надпочечников способно вызвать срыв адаптационных процессов с возникновением шока, коллапса или комы. Поэтому эту стадию называют также стадией вторичного шока. Избыток кортикостероидов приводит к язвенному поражению желудочно-кишечного тракта, инфекционным осложнениям, артериальной гипертензии. Падение уровня адаптивных явлений может снизить резистентность организма к патогенным факторам и привести к болезням, которые Г. Селье назвал болезнями адаптации.

Симпато-адреналовая система активируется рефлекторно сразу после воздействия стрессора на афферентные звенья сенсорных анализаторов, симпатические отделы гипоталамуса и обусловливает самые быстрые рефлекторные двигательные акты избегания раздражителя и метаболические перестройки в фазе противошока. При различных воздействиях на организм происходит возбуждение симпатической нервной системы и стимуляция образования норадреналина. Возникает гиперкатехоламинемия, играющая ключевую роль в стадии тревоги при развитии стресса. В этой стадии катехоламины обусловливают эффекты:

 стимулируется гликогенолиз в печени, возникает гипергликемия, повышается утилизация глюкозы в мышцах;

 активируется липолиз и повышается содержание в крови свободных жирных кислот;

 усиливаются окислительные процессы в тканях и повышается температура тела;

 расширяются бронхи и увеличивается лёгочная вентиляция;

 усиливаются и учащаются сокращения сердца;

 повышается артериальное давление;

 расширяются коронарные сосуды;

 увеличивается возбудимость клеток коры головного мозга;

 повышается работоспособность скелетных мышц;

 усиливаются эффекты глюкокортикоидов (снижается уровень кортикостероидов в крови и ответ кортикостероидов на стресс).

Многие метаболические эффекты при стрессе объясняются действием кортикостероидов. В частности, кортизол:

 вызывает распад белковых структур, тормозит синтезы белка и ДНК в тканях;

 увеличивает синтез ферментов глюконеогенеза, стимулирует гликогенолиз в печени, увеличивая уровень глюкозы в крови;

 уменьшает утилизацию глюкозы мышцами и жировой тканью, сохраняя её для нужд сердечной мышцы и головного мозга;

 стимулирует липолиз, увеличивая количество жирных кислот в крови;

 оказывает пермиссивный (усиливающий) эффект действия адреналина, глюкагона, пролактина на обменные процессы и сосуды;

 тормозит воспалительные и аллергические реакции;

 усиливает реабсорбцию натрия и выделение калия в почках.

Однако усиление эффектов кортикостероидов не даёт полного объяснения адаптационной перестройке. Значение некоторых проявлений стресса, таких как угнетение антителообразования и воспаления, торможение утилизации глюкозы мышцами можно оценить лишь при анализе суммарного эффекта разных процессов, обеспечивающих адаптацию, поскольку в адаптацию включен весь организм.

Каждая функция контролируется несколькими регуляторными системами, кроме того, существуют механизмы отрицательной обратной связи, поддерживающие определённый уровень гормональной продукции, предупреждающие возрастание концентрации гормонов до патогенного уровня. В частности, существенна роль соматотропина в адаптации, который во многих отношениях является антагонистом кортикостероидов. Он активирует антителообразование, стимулирует синтез белка в печени, повышает утилизацию углеводов мышечными клетками, усиливает процессы воспаления.

Следует заметить, что эффективность адаптационных механизмов, вероятно, зависит не столько от абсолютного количества тех или иных гормонов, а от их соотношения: катаболических (кортикостероидов, тироксина) и анаболических (андрогенов, соматотропина), провоспалительных (альдостерона) и противовоспалительных (кортизола). Гормональный дисбаланс может возникнуть в результате врождённых особенностей эндокринной системы и её регуляторных механизмов или являться следствием длительного действия стрессорного фактора, приводящего к невосприимчивости тканей к гормонам или снижению продукции гормонов. Вследствие этих причин приспособительные механизмы утрачивают своё адаптивное значение, а возникшие под их влиянием изменения в тканях могут оказаться вредными для организма. Повышение уровня анаболических провоспалительных гормонов, таких как альдостерон при стрессе способствуют развитию болезней, сопровождающихся гиперергической реакцией (бронхиальной астмы, сенной лихорадки), а повышение уровня катаболических противовоспалительных гормонов (глюкокортикоиды надпочечников) при стрессе способствует появлению язвенных и дистрофических процессов, опухолевого роста, сепсиса.

Стресс-реактивность — свойство организма отвечать на стрессовые раздражители. Нарушение этого свойства приводит к развитию дистресса. Нарушение стресс-реактивности может возникнуть в результате:

 неадекватного стрессового раздражителя (в таком случае общий адаптационный синдром не возникает, и организм может погибнуть в стадии первичного шока);

 наличия врождённых или приобретённых нарушений механизмов, участвующих в реализации стресса (при генетической или приобретённой недостаточности передней доли гипофиза, недостаточности надпочечников при их туберкулёзном поражении, при отсутствии гормонов, участвующих в развитии стресса);

 длительного воздействия стрессора, что приводит к тренированности одних систем и ослаблению других (перераспределение функциональной активности). Последние становятся подверженными патологии;

 внезапного прекращения действия стрессового фактора, что может привести к дезадаптации не только к данному фактору, но и другим стрессорам.

Многие негативные результаты стрессового состояния объясняются активацией перекисного свободнорадикального окисления липидов, образованием, активных форм кислорода и свободных радикалов.

Стресс-лимитирующие системы организма. Ими являются тормозные медиаторы центральной нервной системы (глицин, γ-аминомасляная кислота), опиоидная система, антиперекисные и антирадикальные механизмы защиты (простагландины, токоферол).

Тяжёлые психотравмирующие ситуации (землетрясения, насилие над личностью, потери близких) приводят к развитию острых или хронических посттравматических стрессовых расстройств, расстройств адаптации в обществе, психосоматическим расстройствам.

При воздействии психогенного фактора большое значение имеет психологическая устойчивость организма к стрессу, зависящая от свойств личности человека, способности противостоять психотравмирующей ситуации, от социальных отношений и социальной поддержки (близкие лица, семья, коллектив), создающих эмоциональное подкрепление.

Таким образом, общий адаптационный синдром в целом можно считать одной из типовых патологических реакций организма, хотя и имеющей некоторые особенности.

МОРФОГЕНЕЗ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ И КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

С современных позиций, в основе структурного обеспечения всего разнообразия приспособительных и компенсаторных реакций лежат пять принципиально важных механизмов.

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНАЛЬНО-МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕТЕРОГЕННОСТИ

Механизм функционально-морфологической гетерогенности заключается в непрерывном варьировании числа активно функционирующих структур в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды и требованиями, предъявляемыми к органу организмом. При нормальной физиологической функции из общего числа аналогичных структур функционирует лишь какая-то их часть, а другая часть структур находится в состоянии функциональной паузы. По мере изменения функциональных требований к органу, соответственно изменяется и число функционирующих структур из имеющихся в норме: при повышении функциональной нагрузки в работу включается всё большее их число, при её снижении — количество структур, отличающихся высоким уровнем биосинтеза, падает. Функционирующие структуры частично разрушаются (в соответствии с уровнем их функционирования), а в период функциональной паузы они восстанавливаются. В следующий цикл деятельности органа, восстановленные структуры будут функционировать, а разрушенные в предыдущий цикл будут регенерировать. Поэтому и в нормальных условиях в ткани любого органа наблюдается морфологическая гетерогенность — часть клеток или внутриклеточных структур разрушена, в то время как их основная масса сохранена.

Однако для осуществления постоянно текущего ресинтеза разрушенных структур и регенерации клеток органа необходим определённый уровень образования энергии, что определяет функционально-морфологическую гетерогенность митохондрий. Этот принцип асинхронной работы одноимённых структур сохраняется не только на тканевом уровне. Столь же чётко он проявляется на клеточном, ультраструктурном, молекулярном и генетическом уровнях. Этот механизм может быть обозначен как резерв для мобилизации имеющихся ресурсов. Он типичен для жизнедеятельности организма в условиях, когда колебания функциональной активности органов не выходят за физиологические границы и наличный запас структур вполне достаточен для материального обеспечения этих колебаний. В условиях же патологии, характеризующейся гиперфункцией органов, количество одновременно функционирующих и разрушающихся структур, резко возрастает, что требует повышенного обеспечения энергией не только гиперфункции, но и возросшего ресинтеза структур. По мере истощения энергетических возможностей для обеспечения ресинтеза, всё большее количество структур вынуждено функционировать не только более интенсивно, но одновременно и разрушаться. При декомпенсации патологически изменённого органа функционально-морфологическая гетерогенность исчезает, и это означает прекращение функции органа.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]