Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Обязательственное право Дождев.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
268.21 Кб
Скачать

Глава 6 Действия во вред кредиторам

  1. Первичное и вторичное исполнение.

  2. Реквизиты действий во вред кредиторам и их отмена преторскими средствами. Другие формы защиты, проблема actio Pauliana.

Основные понятия: in fraudem creditorum, in integmm restitutio ob fraudem, interdictum fraudatorium, actio Pauliana.

276. Формальная независимость должника от кредитора предполагает, что добиться ожидаемого поведения (первичного исполнения) можно только при содействии должника: даже исполнение судебного решения (iudicatum), по которому проигравший процесс ответчик обязывается к уплате litis aestimatio (вторичное исполнение), невозможно помимо его воли. Должник принуждается к исполнению лишь косвенно: ему грозит экспроприация с последующей продажей имущества с аукциона (bonorum venditio). Такое положение, установившееся с отменой личной расправы и подчинения кредитору (в форме manus iniectio и secum ductio), отягощается тем, что должник способен намеренно уменьшить размер своих оборотных активов.

277. Действия во вред кредиторам (in fraudem creditorum) обуздывались законодательно. Так, lex Aelia Sentia 4 г. н.э. лишал силы манумиссию, произведенную во вред кредиторам. Но основную заботу по пресечению таких действий взял на себя претор, создав ряд действенных мер для обеспечения гражданского оборота.

Претор предусмотрел обратимость эффекта сделок, совершенных неоплатным должником, что достигалось в форме восстановления в первоначальное положение - in integrum restitutio ob fraudem (D. 42,8,1 pr). При назначении распродажи имущества неоплатного должника попечитель конкурсной массы (curator bonorum) информировал претора об отчуждениях, произведенных должником в пользу третьих лиц, или о его отказе от взыскания со своих должников. В ответ на это претор по изучении дела издавал соответствующий декрет. Управляющий конкурсной массой (magister bonorum), составляя lex bonorum vendundorum, включал объекты таких сделок в состав имущества, подлежавшего распродаже, так что правопреемник банкрота (bonorum emptor), ссылаясь на in integrum restitutio, мог в течение

503

года вчинить против приобретателей от должника иск с фикцией, будто отчуждение (или прощение долга) не состоялось (iudicium rescissorium).

Отдельные кредиторы, участвовавшие в конкурсе, после bonorum venditio были в течение года управомочены против приобретателей от неоплатного должника на специальный восстановительный интердикт (interdictum restitutorium) - interdictum fraudatorium (D. 42,8,10 pr). Каким образом регулировались отношения между кредиторами, источники не сообщают. Можно предполагать продажу полученной вещи с последующим разделом выручки в соответствии с объемом их требований к должнику.

Наконец, претор отказывал в иске (denegatio actionis) кредиторам, заключившим сделки с неплатежеспособным должником, стремившимся намеренно уменьшить свой актив (D. 42,5,25).

Во всех этих случаях предоставление преторских процессуальных средств находилось в зависимости от объективного наличия ущерба (eventus damni), субъективного намерения должника нанести вред кредиторам (consilium fraudis) и осведомленности третьего лица о том, что сделка с должником пойдет во вред кредиторам (scientia fraudis). Если третье лицо получало от сделки с должником безвозмездную выгоду (causa lucrativa), то его неосведомленность не препятствовала применению против него специальных средств защиты (D. 42,8,6,11 - при дарении).

Тексты классиков о защите от намеренных действий должника во вред кредиторам подверглись существенной переработке при составлении Дигест: юстиниановские юристы объединили in integrum restitutio ob fraudem с interdictum fraudatorium в особый иск, названный ими actio Pauliana (по имени позднего классика Юлия Павла - Paul. D. 22,1,38,4).

504

503 :: 504 :: Содержание