Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОСОБИЕ.doc
Скачиваний:
615
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
1.32 Mб
Скачать

1.2.3. Понятие психологического прогноза

В свое время Выготский не мог опереться на сколько-нибудь разработанную концепцию структуры личности, но несмотря на это, подчеркивал, что именно такая структура должна быть ос­новой научно построенного психологического диагноза. В отно­шении научного прогноза развития Выготский также мог выска­зать идеи лишь самого общего плана, однако и сейчас они пред­ставляют существенный интерес. Как необходимые качества пси­хологического прогноза Выготский выделял его развернутый, диф­ференцированный характер, имеющий такую же полноту содер­жания, как и в диагнозе, и разбивку на отдельные периоды, по­следовательные возрастные этапы. Он считал принципиально воз­можным предсказать на основе всестороннего динамического исследования ребенка путь и характер детского развития, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются [38, с. 320].

Впоследствии принципиальные уточнения по поводу прогно­стического значения диагностических методик были высказаны Л. А. Венгером, который обоснованно подчеркивал, что «если обу­чение играет в умственном- развитии ведущую роль, то естествен­но, что существенное изменение условий обучения может решаю­щим образом повлиять на дальнейшее развитие, изменить его по­казатели» [33, с. 14], и, следовательно, любые далекие прогнозы развития неправомерны, а близкие оправданны только в том слу­чае, когда основываются на действительно содержательных и на­дежных методиках.

В дополнение к сказанному ранее применительно к консульта­тивной практике нам представляется целесообразным также го­ворить об условно-вариантном прогнозе развития ребенка (не путать с так называемым вероятностным прогнозом, упоминаемым рядом авторов [140]. Условно-вариантный прогноз мы пони­маем какконструирование трех основных линий (вариантов)даль­нейшего хода развития ребенка из множества потенциально воз­можных. Эти варианты определяются в зависимости от реализа­ции ситуаций трех типов: 1) если неблагоприятные условия, став­шие причиной возникших у ребенка психологических трудностей, сохраняются; 2) если они будут сняты, устранены либо суще­ственно ослаблены; 3) если они, напротив, усугубятся.

Другими словами, в прогнозе дальнейшего развития ребенка речь идет не о предсказании однозначного исхода этого развития (что следует прямо признать принципиально невозможным), а о диапазоне его возможных вариантов. Опираясь на условно-вариант­ный прогноз, психолог получает возможность четко сориентиро­вать родителей ребенка по ряду вопросов: 1) какова будет наибо­лее вероятная картина его развития в случае непринятия мер пси­хологической помощи; 2) что и как можно сделать в целях снятия либо смягчения проблемы; 3) какого рода условия способны усу­губить имеющиеся трудности, а значит, чего следует избегать. Оче­видно, что третий компонент прогноза, т. е. информация об уязви­мых сторонах развития ребенка и соответствующих им факторах риска, по сути несет в себе профилактическую функцию. В целом же условно-вариантный прогноз обладает не только информаци­онным, но и значительным мотивирующим потенциалом в работе психолога с родителями ребенка.

Конечно, содержащаяся в условно-вариантном прогнозе экст­раполяция дальнейшего хода развития ребенка касается главным образом его относительно близких возрастных этапов и, разумеет­ся, должна строиться с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития конкретного ребенка. Однако следует признать, что на современном этапе пси­хология еще далеко не всегда располагает достаточно четким и конкретным знанием вариантов детского развития. Тем не менее, для многих актуальных в практике консультирования проблем по­строение содержательного условно-вариантного прогноза вполне осуществимо.

Наконец, «наиважнейшей практической частью» индивидуаль­ного консультирования, придающей смысл всему обследованию, является выработка мер психологической помощи, или, в тер­минологии Выготского, психолого-педагогическое назначение [36]. Современная практическая психология располагает достаточно широким набором форм и средств оказания такой помощи — от составления рекомендаций родителям или педагогам до проведе­ния коррекционно-развивающей, психотерапевтической работы с детьми или их длительного психологического сопровождения. Напомним, однако, о двух существенных опасностях при состав­лении рекомендаций, на которые в свое время указывал Выгот­ский. Первая состоит в попытках «возвратить» обратившимся ро­дителям или педагогу то, что психолог получил от них, вторая — в слишком абстрактных, неопределенных, а потому бессодер­жательных советах, стереотипным примером которых стала формула «индивидуального подхода» к ребенку, если она не со­провождается конкретизацией способов реализации такого под­хода. Очевидно, однако, что на современном этапе возрастной психологии в значительной мере удалось уйти от подобной «бед­ности», начав реальное движение к «расцвету всей лечебной пе­дагогики» [36].

Таким образом, экспериментальные исследования выходят на кон­сультативную практику.

Стратегия активного формирующего эксперимента составляет отличительную черту отечественной психологии [42; 46; 132]. В ней накоплен богатый экспериментальный опыт формирования и раз­вития различных психических процессов в дошкольном и млад­шем школьном возрасте. Этот опыт может быть широко использо­ван не только в диагностике, но и в коррекции личностного раз­вития ребенка, для разработки образцов игр и занятий с детьми, направленных на развитие речи, логического и наглядно-образно­го мышления, формирование пространственных представлений, децентрацию ребенка и т.д. Руководящей идеей при составлении психологами рекомендаций о том, как родителям следует зани­маться с детьми, может служить идея А. В. Запорожца о создании условий для всемерного обогащения (амплификации) развития ребенка в противоположность тенденциям к его искусственному ускорению (акселерации) [42]. (Проблемам коррекционно-развивающей работы посвящена четвертая глава данного учебного по­собия.)

Таким образом, в русле возрастно-психологического подхода важнейший вопрос о специфике содержания диагностики разви­тия и консультативной практики в целом получает вполне опреде­ленный, хотя и требующий дальнейшей конкретизации, ответ: полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка складывается из анализа трех основных составляющих: 1) социальной ситуации развития (круга общения и характера взаимоотношений со взрос­лыми и сверстниками в семье, школе и т.д., с обществом в це­лом); 2) уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т.д.), оценки его соответ­ствия возрастным нормативам; 3) диагностики характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-лич­ностной и познавательной сферах психического развития ребен­ка, в области самосознания.

Исходя из этого, можно следующим образом представить спе­цифику возрастно-психологического консультирования. Детский психолог решает свои конкретные консультативные задачи, не подменяя в своей работе патопсихолога, дефектолога или психо­терапевта, с которыми он может тесно сотрудничать в случае по­граничных проблем. Эти задачи связаны с разносторонним анали­зом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возра­стных и индивидуальных особенностей его познавательной дея­тельности и личности, составлением условно-вариантного прогноза и психолого-педагогических рекомендаций.