Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Kosven_M_O_Ocherki_istorii_pervobytnoy_kultury

.pdf
Скачиваний:
68
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
4.53 Mб
Скачать

природу, человек нашел эту новую силу и заставил ее служить себе в земледелии.

Но для того, чтобы земледелие перешло в высшую форму, должно было произойти новое крупнейшее культурное завоевание человека — п р и р у ч е н и е и о д о - м а ш н е н и е ж и в о т н ы х .

Надо прежде всего сказать, что следует различать прирученных и одомашненных животных. Прирученные животные — это те, которые, существуя в диком виде, живут в неволе и стали послушны человеку. Одомашненные — те, что, будучи приручены, дали новые виды. Прирученные животные хозяйственной роли не играют, за отдельными исключениями. Например, слон в некоторых странах используется как тяговая сила и как ездовое животное, но домашним животным его назвать нельзя. Домашние же животные всегда служат ту или иную службу человеку. Еще одно различие подчеркивает хозяйственное значение домашних животных: тогда как прирученные не всегда плодятся в неволе, домашние плодятся регулярно, а следовательно, могут быть объектами специального разведения.

Вопрос о происхождении приручения и одомашнения животных привлек к себе внимание представителей различных отраслей науки: зоологов, археологов, этнографов, лингвистов и др. Идут споры о времени, месте, обстоятельствах этого события, о том, какое животное было приручено первым, и т. д. Как всегда, попытки найти один ответ на столь различные вопросы осуждены на неудачу. Нет сомнения, что приручение^и одомашнение животных происходило в различных местах земного шара в разное время, при разных условиях и по отношению к различных видам животных. Первым одомашненным животным была, как уже говорилось, собака.

Существует ряд своего рода «теорий» о происхождении приручения и одомашнения животных. Одно несомненно: раньше, чем быть одомашненным, данное животное должно было быть приручено. Происхождение приручения объясняется самым различным образом. Одна «теория» рисует следующую картину: охотник убивал самку животного, а оставшиеся детеныши инстинктивно шли за уносимой матерью, выкармливались женщинами и становились ручными. Другая «теория» утверждает, что отдельные виды

80

животных сами привязывались к человеку. При этом ссылаются на факты действительно известные: бывают случаи, что, например, дикие олени или дикие лошади подходят к разведенному человеком костру, спасаясь от мошек и комаров. Еще одна «теория» выводит приручение и одомашнение животных из следующего приема охоты: дикие животные загонялись в огороженное место и там содержались про запас; так действительно поступали в прошлом охотничьи народности Севера с дикими оленями. Из этого «огораживания» и возникло приручение и одомашнение животных. Наконец, находятся авторы, прибегающие здесь к ссылке на религиозные мотивы: первоначально это были «священные» животные, которым человек поклонялся, а затем уже обратил их себе на службу.

Все эти «теории» весьма мало убедительны. Элемент случайности, впрочем, мог играть здесь некоторую роль, причем из числа прирученных животных отдельные виды, особо для того подходящие, могли сделаться объектом и одомашнения. В отдельных случаях приручение могло и не иметь хозяйственных целей. Австралийцы, например, приручают лягушек и крыс для забавы. Бывает, действительно, что женщины у отсталых племен выкармливают грудью детенышей диких животных и приручают их. Но одомашнение было уже результатом сознательной хозяй-

ственной деятельности.

Существует взгляд,

по которому

не только приручение,

но и одомашнение

животных и

даже скотоводство выводятся непосредственно из охоты. Взгляд этот связан со старинной, давно оставленной «теорией трех ступеней», по которой скотоводство якобы следовало за охотой и предшествовало земледелию. На самом деле охотник приручил и одомашнил только одно животное— собаку, которая оказывала ему существенную помощь в самой охоте и которая по своему нраву подходила в качестве спутника в его скитаниях. Но скольконибудь более широкое разведение домашних животных никак не вяжется с охотничьим состоянием. Охотник не мог таскать с собой одомашненную корову или свинью. Для разведения домашних животных необходима хотя бы относительная оседлость. Таковая могла существовать на основе интенсивного рыболовства, но и оно мало вяжется с разведением животных. Остается прийти к заключению, что разведение домашних животных возникло примерно

6 М. О. Косвен

81

на том же рубеже, на котором возникло й земледелий. Что же касается скотоводства в подлинном смысле, то оно относится к значительно более позднему времени.

Разведение домашних животных имело первоначально, очевидно, весьма ограниченные размеры, однако с течением времени сделалось новой важной отраслью хозяйственной деятельности. Одомашненные животные давали человеку ряд источников средств существования: мясо, шкуру, шерсть, жир, кости, тяговую силу для транспорта и для обработки земли, наконец, навоз. Использование молока домашних животных возникло сравнительно поздно.

Одомашнение различных видов животных было чрезвычайно длительным процессом, состоявшим в отборе и скрещивании, и далось первобытному человеку, очевидно, не легко. Достаточно сказать, что из примерно 140 тысяч существующих на земле различных видов животных, которые, вообще говоря, могли бы быть одомашнены, человек одомашнил только совершенно незначительное число, а именно 47.

Основные очаги происхождения наших'домашних животных лежат в ряде областей Азии, а именно на Дальнем Востоке, в Северной Индии, Средней и Западной Азии, в Срединной и Южной Европе, для некоторых животных также в Северной Африке. Происхождение отдельных домашних животных освещается следующим образом. Происхождение собаки, представляющей собой в сущности ряд разновидностей, полифилетично, и очаги ее одомашнения лежат в Азии, Европе, Африке и Америке. Австралийский динго переселился в Австралию вместе с человеком в полудиком состоянии и таким полудиким остался, поддерживая все же тесную дружбу с туземцами. Как было сказано, древнейшие следы домашней собаки относятся к Азилю. На второе место после собаки по своей древности претендуют свинья и коза. Некоторые исследователи решают данный вопрос в пользу свиньи. В некоторых местностях свинья появляется в раннем неолите. В древнейших свайных поселениях Швейцарии свинья оказывается древнейшим домашним животным после собаки. Будучи в диком виде весьма широко распространена и отличаясь легкой приручаемостью, овинья — полифилетического происхождения. Очаги ее лежат в Восточной, Средней и Западной

82

Азии, в Индии, Средиземноморье, Западной и Восточной Европе. Точно так же полифилетично происхождение козы, которая широко распространена в ранних свайных поселениях Западной Европы. То же самое можно сказать об овце. Совершенно отчетливо устанавливается археологическими данными, что мелкие домашние животные были одомашнены раньше крупных.

Крупный рогатый скот, т. е. корова и бык, появляется в Европе в конце неолита, в свайных поселениях. Точно так же к концу неолита относятся древнейшие следы крупного рогатого скота в Южной Азии, а равно в области древнего Египта. Очагами происхождения коровы и быка являются Южная Азия и Европа. Родина осла — Восточная Африка и Западная Азия. В Европу он проник из этих стран и появился здесь лишь в конце бронзового века. Точно так же полифилетично происхождение верблюда, очаги которого относятся к трем районам: Центральной Азии, Средней Азии и Северной Африке с Аравией. Со-

вершенно независимым образом

в Южной

Америке,

в древнем Перу, была одомашнена

малорослая

безгорбая

разновидность верблюда — лама и ее подвид — альпака. Это — единственное жвачное животное, одомашненное на материке обеих Америк.

Чрезвычайно сложен и спорен вопрос об одомашнении лошади. Происхождение ее, повидимому, полифилетично и родина ее лежит в Азии и Западной Европе. Но если азиатский очаг происхождения лошади — вне всякого спора, то самостоятельное существование западноевропейского очага далеко не доказано. Да и в Азии лошадь имела, вероятно, не один, а по крайней мере два очага: один на востоке, другой в Средней Азии, возможно в районе Туркменистана. Именно здесь родина наилучшей породы лошади — довольно крупной, высоконогой, стройной, сухой, быстроаллюрной и необыкновенно выносливой. Возникнув в Азии еще в первобытную эпоху, именно из Средней Азии, указанная порода лошади распространилась на запад, в Месопотамию, Малую Азию, Палестину, Египет, позднее в Аравию. В названных странах лошадь появилась только в эпоху существования там классовых обществ, причем сыграла здесь немаловажную историческую роль. Что касается вопроса о европейской лошади, то здесь кроется одно почти загадочное обстоятельство. Дикая лошадь, и

притом разных типов, была некогда широко распространена в Западной Европе. Об этом красноречиво говорят памятники палеолита, содержащие обильные костные остатки дикой лошади, и великолепные, с замечательным реализмом исполненные палеолитические изображения лошади. Но дальше следует глубокий перерыв. Лошадь появляется в археологических памятниках Западной Европы уже только в эпоху поздних свайных поселений, в бронзовом веке, в качестве лошади одомашненной. На протяжении же всего промежуточного времени, т. е. всего периода неолита, остатков ни дикой, ни домашней лошади не найдено.

При таких условиях, тогда как одни

исследователи

высказываются за то, что домашняя лошадь перешла

в

Западную Европу с востока,

т. е. в конечном счете

из

Азии, ряд авторов стоит за местное происхождение

этой

европейской так называемой бронзовой лошади.

 

 

К отдаленной древности относится получение искус-

ственных гибридов — мула,

результата

скрещения

осла

и кобылы, и лошака, помеси жеребца и ослицы. Эта

весь-

ма нелегкая, требующая большого искусства

гибридизация

была осуществлена впервые,

вероятно,

в Западной

Азии.

В Европе мулы и лошаки появляются только в железном веке.

В итоге мы и здесь, как это было сказано относительно культурных растений, можем подчеркнуть, что все основные виды ныне существующих домашних животных были одомашнены уже в первобытную эпоху. Любопытное исключение, повидимому, составляет кошка. Она уроженка Нубии, была одомашнена в Египте, где впервые появляется около 2000 г. до н. э., т. е. уже в классовом обществе, в эпоху Среднего царства; греки узнали кошку только в V в. до н. э., позже — в I в. н. э. она появилась в Риме и еще позже — в VII в.— в Срединной Европе.

Возвратимся теперь к истории земледелия. Мы остановились на том, что развитие земледелия уперлось в задачу более интенсивной обработки земли. Возможно, что человек попытался справиться с этой задачей собственными силами. Некоторые отсталые земледельцы прибегают в этих целях к такому, например, приему: несколько человек волочат по полю срубленный ствол дерева с оставленным на толстом конце одним заостренным суком, про-

84

Рис. 20. Старинные плуги

/-старинный китайский плуг из Шантунга; 2-старинный плуг аварцев Дагес- тана—пуруц; 3-старинная эстонская соха; ^-старинный шведский плуг: 5, 6. 7. о—старинные китайские плуги для обработки рисовых полей; Р-старинная белорусская соха; 10—старинная русская сибирская соха

водящим глубокую борозду. Мысль заменить человеческую силу силой прирученного животного, использовав его для вспашки, была немаловажным изобретением первобытного земледельца. Лишь только эта мысль явилась, оставалось использовать тот же обрубленный ствол или перевернуть мотыгу, придать ей один длинный конец и к этому концу привязать животное. Так, возможно, возник один из видов плуга.

Слово «плуг» употребляется в качестве общего обозначения земледельческого орудия разнообразных видов и различных исторических форм. История плуга хорошо иллюстрируется историей восточнославянского пахотного орудия. Его самым древним видом было орудие, которое землю только бороздило, или, по народному русскому выражению, «черкало». Таковы великорусская однозубая «черкуша» и украинское «рало». Несколько более поздним видом пахотного орудия является двузубая или многозубая соха, которую на лесных почвах использовали еще до недавнего времени. Более развитой формой было орудие,

которое уже «пахало»

землю, т. е. загребало ее

вперед

и отбрасывало в одну

сторону, д^я чего имело

приспо-

собление — «отвал» или «полицу». Наиболее совершенная и исторически поздняя из этих все же примитивных форм плуга имела уже сложное устройство и проделывала сложную операцию: отрезала землю сбоку, подрезывала ее снизу, поднимала и переворачивала. В общем, различными племенами в разных странах и местностях было изобретено бесчисленное множество разновидностей плуга, что зависело, очевидно, от условийпочвы, от возделываемых растений, от материала, изобретательности и пр. Усовершенствование плуга сводилось прежде всего к лучшей обработке земли, затем — к удобствам управления плугом. В качестве тяговой силы для плуга в Передней Азии стал использоваться осел, сделавшийся здесь первым тяговым и ездовым животным и оставшийся таковым надолго, даже после появления лошади. В других странах

первой тяговой силой в земледелии

стал бык.

 

Итак, совершился глубокий переворот в развитии зем-

леделия. Возникла новая,

высшая

его форма —

п л у ж -

н о е , или п а х о т н о е ,

з е м л е д е л и е .

 

Определенно датировать возникновение плужного зем-

леделия нет возможности. По археологическим

данным

86

плуг появляется впервые в бронзовом веке. Однако начальные и примитивные виды деревянного плуга не могли сохраниться в археологических памятниках. Но не без основания считают, что плуг мог быть сделан скорее только металлическим орудием. Так или иначе, появление и распространение плуга совпадает с появлением бронзовых орудий. Плуг появляется в Месопотамии и Египте в 4 ты-

Рис. 21. Работа плугом в Китае (со старинного китайского рисунка)

сячелетии до н. э., в 3 тысячелетии до н. э. на Крите, около 1300 г. в Китае, в середине 1 тысячелетия в> Южной Сибири.

Что касается этнографических показаний, то современные отсталые земледельцы, если плуг не является у них заимствованием, сохраняют с исключительной стойкостью мотыжное земледелие. Ряд таких народностей, не только уже обладающих подходящими для запряжки в плуг домашними животными, но и дошедших до развитого скотоводства, продолжают держаться мотыги. С другой стороны, вплоть до нового времени плужное земледелие имело довольно ограниченное географически распространение, существуя лишь в некоторых местностях Азии, Европы и Северной Африки. И с переходом к плужному земледелию в местностях, обильных лесом, с редким населением, сохранялась подсечно-огневая система.

Использование скота в качестве тяговой силы дает возможность применять, помимо плуга, еще одно земледельческое орудие — борону. Впрочем, в своем начальном

87

виде она представляет собой ту же таскаемую руками суковатку или связку хвороста. Но скот дает и совершенно иное подспорье земледелию — навоз, применение которого возникает поздно, но остается надолго важнейшим средством удобрения земли.

Интенсивная обработка земли при помощи плуга, равно как и удобрение, дают возможность развития в больших масштабах культуры злаков. Кроме того, и самые злаки требуют большого земельного простора. С разви-

Рис. 22. Работа плугом в древней

Греции (с рисунка на вазе VI в.

до

н. э.)

тием плужного земледелия связано возникновение постоянно используемых в этом направлении участков земли — пахотного поля. Плужное земледелие становится полевым.

Основными растениями, связанными с плужным земледелием, которые выращивались в первобытную эпоху, были хлебные злаки: ячмень, пшеница и полба, рожь и овес.

Плужное земледелие по своему производственному эффекту, по своим хозяйственным результатам неизмеримо выше мотыжного, гораздо более производительно. Плужное, пахотное, полевое, или, как мы можем его теперь назвать, хлебное земледелие дало человеку постоянный обильный источник пищи. Хлебное зерно хорошо сохраняется, давая возможность создавать запасы пищи. Отныне хлебная пища становится и надолго остается

88

основным видом питания значительной части человечества. Не забудем отдать вполне заслуженный культурно-исто- рический долг и побочному продукту зернового земледелия — скромной соломе, используемой в разных формах.

Отнюдь не теряя своего значения в питании человека, корнеплоды, клубневые и иные виды культурных растений, выращивавшихся при мотыжной обработке земли, все же отступают перед хлебом. Но совершается прогресс и в культуре этих растений. Поле для них также обрабатывается плугом, применяется навоз для удобрения почвы. Все это при одновременно совершающейся селекции дает значительное повышение урожайности и позволяет ограничиваться в культуре этих растений небольшими участками. Возникает огород. Прошлое сохраняется в огородном деле в виде мотыги.

Ко времени возникновения плужного земледелия существенным образом изменяется положение мужчины и женщины в хозяйстве. Это происходит в силу ряда сложных причин. Подсечно-огневая система приводит к уничтожению лесов (это не единственная причина уничтожения лесов, совершавшегося еще в первобытную эпоху), а тем самым к изживанию охоты. Наряду с тем разведение домашних животных создает обеспеченность мясной пищей и резко снижает значение охоты. Наконец, на данной стадии вырастает значение домашнего хозяйства,— о чем нам придется еще говорить,— которое становится преимущественной отраслью женского труда. При всех этих условиях мужчина, утратив свое значение охотника, все более втягивается в земледельческое производство. Преобладание женщины в мотыжном земледелии сменяется преобладанием мужского труда в плужном. Все-таки женщина остается активной и нёмаловажной участницей ряда процессов этой новой формы обработки земли. Наряду с развитием плужного земледелия развивается и разведение домашних животных. Возникает скотоводство.

С к о т о в о д с т в о имело целью первоначально в основном обеспечить человека мясной пищей. Как уже упоминалось, использование скота в молочном направлении возникло позднее. Для этого во всяком случае потребовался длительный процесс особого отбора. О позднем возникновении молочного скотоводства в некоторых местностях можно судить по тому, что существуют скотоводче-

89

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]