Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Испания в 1850-1870гг

.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
123.9 Кб
Скачать

Как и во времена предыдущих революций, власть перешла в руки генералов, сформировавших временное правительство и озабоченных тем, как бы поскорее остановить нарастание революции. В новое правительство вошли представители “прогрессистов” и Либерального союза, власть перешла в руки торгово-промышленной буржуазии и либерального дворянства. Под нажимом народных масс правительство восстановило всеобщее избирательное право и буржуазно-демократические свободы. Были избраны новые учредительные кортесы, состоявшиеся в январе 1869 года, в состав которых вошли монархические партии – “прогрессисты” и Либеральный союз. Семьдесят (70) мест из трехсот двадцати (320) в учредительных кортесах получили республиканцы.

В учредительных кортесах развернулась острая борьба по поводу будущего устройства Испании: сохранять ли монархию или установить республику ? Кортесы стали ареной острой борьбы между монархистами и республиканцами. На этом фоне новое испанское правительство поторопилось распустить возникавшие по всей стране революционные хунты и возродившуюся национальную милицию. Поскольку большинство учредительных кортесов состояло из монархистов, очередная конституция, принятая в июне 1869 года, объявляла Испанию конституционной монархией с двухпалатными кортесами, которые формировались на основе всеобщего избирательного права для мужчин. Конституция предоставляла народу демократические свободы, в частности, свободу вероисповедания. Против сохранения монархии выступили широкие круги мелкой и средней буржуазии, интеллигенции, рабочие. Летом и осенью 1869 года в крупных городах проходили массовые республиканские демонстрации. В Каталонии, Валенсии и Арагоне движение достигло такого размаха, что правительство смогло подавить его только с помощью регулярной армии.

Одержав победу над республиканцами, решив вопрос будущего политического устройства Испании в пользу монархии, ограниченной двухпалатными кортесами, учредители (“прогрессисты” и Либеральный союз) перешли к следующей проблеме: кто же станет новым королем Испании ? Начался поиск кандидатуры нового короля для Испании. О ненавистной всем королеве Изабелле II и ее малолетнем сыне не могло быть и речи; было решено пригласить нового монарха со стороны. Первым кандидатом на испанский трон была названа кандидатура родственника прусского короля Леопольда Гогенцоллерна. Против воцарения в Испании прусской династии решительно возразил французский император Наполеон III. Именно кандидатура Леопольда Гогенцоллерна послужила поводом для франко-прусской (франко-германской) войны. Второй была выдвинута кандидатура сына итальянского короля Виктора-Эммануила II – принца Амадея (Амадео) Савойского. Его приезд в Испанию был омрачен дурным предзнаменованием: в день прибытия Амадея Савойского в Испанию (27 декабря 1870 года) был убит его главный сторонник – премьер-министр Хуан Прим, лидер Партии прогрессистов и организатор восстания против королевы Изабеллы II.

Новый король Амадей Савойский царствовал в Испании в 1871 – 1873 годах; он был совершенно чужд Испании, не владел испанским языком, не знал испанских традиций, обычаев и привычек. За столь короткий период его правления анархисты совершили три неудачные попытки убийства Амадея, он трижды распускал и созывал новые кортесы, сменил семь правительственных кабинетов. Католики ненавидели его за то, что его отец Виктор-Эммануил II, вступивший на итальянский престол, воевал против папы римского, своими войсками занял Рим и лишил папу римского светской власти. Династическими осложнениями воспользовалась наиболее реакционная часть дворянства и духовенства, которая вновь сплотилась вокруг карлистского претендента. Опорой карлизма всегда была Страна Басков и Наварра, население которых связывало с карлизмом надежды на восстановление старинных местных вольностей – “фуэрос”. В 1872 году карлисты развязали на севере страны вторую гражданскую войну, закончившуюся в 1876 году.

Испанские аристократы и националисты не хотели признавать короля-иностранца, карлисты развязали вторую карлистскую войну, (она продолжалась с 1872 по 1876 годы). Карлисты боролись за провозглашение новым королем Испании внука дона Карлоса – дона Карлоса Младшего. Республиканцы вообще требовали замены монархии республикой. Народ требовал завершения революции. Страну разрывала острейшая политическая борьба. Оказавшись в полной политической изоляции, осознав свое полное бессилие, новый король Амадей Савойский в феврале 1873 года отрекся от испанского престола и вернулся в Италию. Фридрих Энгельс метко, саркастически назвал его “первым забастовавшим королем”.

В период пятой буржуазной революции на новую ступень поднялось испанское рабочее движение. В 1868 году в Мадриде и Барселоне возникли первые испанские секции Международного Товарищества Рабочих. В июне 1869 года на съезде в Барселоне секции объединились, образовав Испанскую федерацию Первого Интернационала – единую рабочую организацию, которая ставила своей целью освобождение пролетариата. Однако значительная часть секций находилась под влиянием бакунистского Альянса социалистической демократии. Это объяснялось идейной слабостью испанского рабочего движения, отсутствием у рабочего класса опыта политической борьбы, воздействием мелкобуржуазной идеологии на пролетариат.

С начала 1870-х годов развернулась борьба пролетарского крыла испанских секций против бакунизма. В середине 1872 года по инициативе Поля Лафарга, Х.Месы, П.Иглесиаса была основана Новая мадридская федерация, порвавшая с анархизмом. Его руководители внесли большой вклад в разоблачение бакунистского Альянса. Тем не менее, анархизм продолжал пользоваться большим влиянием в испанском рабочем движении. Деятельность бакунистов, призывавших рабочих отказаться от политической борьбы, нанесла огромный ущерб, как рабочему движению, так и развитию буржуазно-демократической революции.

Первая республика (февраль 1873 – декабрь 1874 года). К началу 1873 года положение правящего монархистского блока “прогрессистов” и либералов стало крайне неустойчивым. Несмотря на репрессии, движение республиканцев в стране ширилось, росло влияние секций Первого Интернационала. Север Испании был охвачен второй карлистской войной. Кортесы вновь оказались перед выбором: каким должен стать государственный строй Испании ? Отречение короля Амадея Савойского, размах республиканского движения и давление народных масс заставило кортесы провозгласить Испанию республикой 11 февраля 1873 года. В этот день здание кортесов было окружено огромной толпой мадридцев, требовавших провозглашения республики. Монархически настроенное большинство депутатов кортесов было просто вынуждено уступить нажиму, давлению революционных масс народа и проголосовать за установление республиканского строя. Таким образом, установление Первой республики стало результатом прямого воздействия народных масс.

Президентом Первой республики был избран лидер правого крыла республиканцев Фигерас, а многие министерские посты получили монархисты. Правительство назначило выборы в новые учредительные кортесы, которым предстояло выработать первую в истории Испании республиканскую конституцию. Монархисты призвали своих сторонников бойкотировать выборы, что создало благоприятные условия для образования левого большинства в кортесах. Однако закрепить успех “левых” на выборах помешала ошибочная позиция руководства испанских секций Первого Интернационала. Возглавлявшие их бакунисты решили не выставлять своих кандидатов на выборах и предоставить рабочим самостоятельно решать, будут ли они голосовать и за кого.

И все же, несмотря на это, учредительные кортесы обладали прочным республиканским большинством. Серьезным успехом левых сил стало избрание на пост президента Испанской республики левого республиканца Франсиско Пи-и-Маргаля, который разработал и опубликовал программу социальных преобразований. Она предусматривала продажу в рассрочку (на льготных условиях) беднейшему крестьянству государственных и части помещичьих земель, отделение церкви от государства, бесплатное обучение, отмену рабства в колониях, введение социального страхования для рабочих, ограничение применения женского и детского труда и ряд других положений. Одновременно, был разработан проект конституции, объявлявший Испанию федеративной республикой с сильной центральной властью и некоторой автономией национальных областей, где проживали каталонцы и баски. Проект Франсиско Пи-и-Маргаля вызвал резкое сопротивление части республиканцев, требовавших ликвидировать центральную власть и разделить Испанию на небольшие самоуправляющиеся кантоны по образцу Швейцарии. Эта группировка республиканцев, получившая название “непримиримых”, повела ожесточенную борьбу против президента Пи-и-Маргаля. Роковую роль для судеб революции сыграло то обстоятельство, что бакунисты, за которыми шла значительная часть рабочего класса, поддержали “непримиримых” и вместе с ними призвали народ к восстаниям против республиканского правительства. В начале июля по Испании прокатилась волна так называемых “кантональных восстаний”. Захватив власть в Севилье, Гранаде, Кадисе, Малаге, Валенсии, Картахене, Мурсии и других южноиспанских городах, “непримиримые” и бакунисты провозглашали каждый из этих городов независимым кантоном, не подчиняющимся центральному правительству.

Призывы президента Франсиско Пи-и-Маргаля к бакунистам и “непримиримым” прекратить восстания в кантонах, предотвратить распад Испании на кантоны и начать переговоры о приемлемом для всех компромиссе не получили отклика. Перед президентом стояла дилемма: либо применить силу против трудящихся, участвовавших в кантональных восстаниях из-за своей несознательности и непонимания реальной обстановки в стране, либо уйти в отставку. Президент республики Франсиско Пи-и-Маргаль предпочел не применять военную силу против собственного народа и подал в отставку 18 июля 1873 года. Так, в обстановке “борьбы всех против всех” Испания лишилась одного из самых умных и достойных руководителей. С политической арены ушел первый в истории Испании политик, пытавшийся осуществить радикальные преобразования в интересах рабочего класса и трудового крестьянства.

Реставрация монархии Бурбонов. Отставка президента Франсиско Пи-и-Маргаля означала перелом в ходе пятой буржуазной революции; революция пошла по нисходящей линии. Франсиско Пи-и-Маргаля на посту президента Первой республики сменил сначала правый республиканец Сальмерон, а затем более реакционный Кастеляр. Они оба решительно подавили “кантональные восстания”. Большинство самопровозглашенных городов-кантонов сдались правительственным войскам почти без сопротивления, только Валенсия, Малага и особенно Картахена упорно сопротивлялись правительственным войскам и сдались только после длительной борьбы.

На протяжении всего периода подавления кантональных восстаний президент Кастеляр правил единолично, без кортесов, фактически присвоив себе диктаторские полномочия. Кортесы собрались лишь в начале января 1874 года. Испанская буржуазия, напуганная размахом революционного движения, окончательно перешла на контрреволюционные позиции. Ударной силой контрреволюции стала армия, реакционная испанская военщина. Воспользовавшись разбродом и колебаниями в лагере республиканцев, командующий мадридским гарнизоном монархист генерал Павиа 3 января 1874 года разогнал кортесы и объявил правительство президента Кастеляра низложенным. В результате этого контрреволюционного переворота было создано правительство генералов. Новое военное правительство начало подготовку к реставрации монархии. Все они были едины в своем стремлении восстановить в стране монархию, расхождения были только по кандидатуре будущего монарха. Наконец, в декабре 1874 года один из генералов, Мартинес Кампос, опираясь на верные ему войска, провозгласил королем семнадцатилетнего сына бывшей королевы Изабеллы II, свергнутой в сентябре 1868 года и бежавшей во Францию – Альфонса XII. Так в декабре 1874 года завершила свое недолгое, кратковременное существование Первая республика в Испании. В 1876 году вторая карлистская война завершилась поражением карлистов. Таким образом, и пятая испанская буржуазная революция 1868–1873 годов потерпела поражение. Как мы видели, испанская буржуазия и либеральное дворянство раскололись на несколько противоборствовавших группировок, а революционная энергия народа была уведена бакунистами и анархистами в неверное русло.

К власти в Испании вновь вернулся помещичье-буржуазный блок, в котором ведущая роль принадлежала помещикам. Реставрация Бурбонов не решила ни одной животрепещущей проблемы испанской действительности, что сохраняло все предпосылки для новой революции.

Итак, пять буржуазных революций XIX века (за период с 1808 по 1874 год) не привели Испанию к прогрессу, хотя были уничтожены многие феодальные пережитки, препятствовавшие развитию капитализма (проведение ряда реформ, разработка конституций, рост промышленности и некоторые аграрные преобразования). Во главе революций стоял блок либерального дворянства и крупной буржуазии; совместные экономические и политические преобразования консолидировали этот блок. Решающую роль в борьбе с феодально-абсолютистскими порядками сыграли народные массы. Тесная связь буржуазии с крупным землевладением, ее страх перед крестьянской революцией обусловили отсутствие союза между буржуазией и крестьянством. Узкая социальная база буржуазно-землевладельческого блока вынуждали его искать опору в армейской среде. Испанская армия одновременно боролась с пережитками феодализма и подавляла движение народных масс, стремившихся к углублению буржуазной революции.

Преобразования пяти буржуазных революций отвечали интересам крупной буржуазии и либерального дворянства. Особенно характерно в этом отношении решение аграрного вопроса. Революции XIX отменили майораты, сеньориальную юрисдикцию, но они не только не уничтожили крупное дворянское землевладение, а, напротив, укрепили его. Крестьяне-держатели были лишены владельческих прав на их землю, собственниками которых были признаны бывшие сеньоры. Все это создавало предпосылки для развития капитализма в сельском хозяйстве по “прусскому” пути. Этот путь (при сохранении феодальных пережитков в деревне вплоть до 1930-х годов, первой трети ХХ века) обусловил замедленные темпы развития экономики, массовое обнищание и разорение крестьянских хозяйств, и жесточайшую эксплуатацию батраков и малоземельных крестьян со стороны крупных землевладельцев.

Сохранение крупного дворянского землевладения привело к тому, что ведущую роль в политической жизни страны после пяти буржуазных революций продолжали играть крупные землевладельцы – дворяне. Торгово-промышленная буржуазия не достигла всей полноты политической власти в качестве младшего союзника дворянства. Таким образом, и пятая буржуазная революция, как и предыдущие, осталась незавершенной. Тем не менее, рост контрреволюционности буржуазии в условиях подъема рабочего движения привел к установлению прочного политического компромисса между землевладельцами и буржуазией. Испания по-прежнему осталась отсталой страной, игравшей в мировой политике третьестепенную роль.

Культура Испании в эпоху буржуазных революций (1808–1874 годов). Бурные события испанской истории XIX века наложили глубокий отпечаток на развитие культуры. Кризис феодальных порядков ярко отразился в творчестве Франсиско Гойи (1746–1828 годы). В знаменитой серии офортов “Капричиос” художник в гротескной форме обличал паразитизм дворянства и духовенства, засилье обскурантизма, моральное оскудение господствующих сословий. Этому темному миру старой Испании Франсиско Гойя противопоставил простых людей из народа. Картины Гойи, посвященные борьбе против наполеоновского нашествия, стали лучшим памятником героизму испанского народа.

Патриотический подъем начала XIX века оказал большое влияние на развитие литературы. Всеобщее признание приобрели стихи М.Кинтаны, призывавшие к борьбе против французских захватчиков, за свободу и независимость Испании. Пафосом борьбы за свободу, против “подлой тирании” проникнуты стихи поэта-романтика Х. де Эспронседы, активно участвовавшего в революционном движении 1820-1830-х годов.

В годы второй (1820-1823 годы) и третьей (1834-1843 годы) буржуазных революций в Испании получила широкое распространение сатирическая публицистика, ставшая оружием в политической борьбе. В многочисленных памфлетах 1820-1830-х годов высмеивались невежество, косность и леность феодальной Испании, произвол и злоупотребления старых властей. Крупнейшим представителем этого жанра был М.Х. де Ларра. Острые памфлеты де Ларры были обращены и против карлистов, и против “золотой середины”, как метко он называл умеренных либералов (“модерадос”).

Для испанской литературы и искусства характерен пристальный интерес к национальным традициям, народному быту и фольклору. Андалусский фольклор оказал большое влияние на лирику поэта-романтика Г.А.Беккера. Он подготовил почву для развития реалистических тенденций в испанской литературе. Национальные мотивы и традиции отразились и в музыке – в творчестве певца М.Гарсии, в искусстве скрипача П.Сарасате.