Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 347

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.02.2024
Размер:
1.18 Mб
Скачать

уголовных дел по первой инстанции»: в 2018 году районными и городскими судами Оренбургской области видеоконференц-связь использовалась в судебных заседаниях 1639 раз, в 2019 году – 1948, в 2020 – 1768179. Численные показатели ежегодно остаются высокими.

В соответствии со ст. 259 УПК РФ другим важным элементом цифровизации судебного заседания стало использование аудиопротоколирования и видеопротоколирования (кроме рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных ст. 241 УПК РФ). Районными и городскими судами Оренбургской области аудиопротоколирование в 2018 году применялось по 2150 уголовным делам, в 2019 году – по 7143, в 2020 году – по 15977. Видео-протоколирование осуществлялось в 2018 году по 33 уголовным делам, в 2019 – по 100, в 2020 – по 338180. Резкий скачок в использовании аудиопротоколирования отмечается в период пандемии короновируса.

Следующий существенный шаг в направлении цифровизации уголовного судопроизводства затронул возможность использования электронных документов в суде. Так, ст. 474.1 УПК РФ позволила участникам уголовного процесса в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, подавать в суд ходатайства, заявления, жалобы и представления путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда. В соответствии с частью 2 этой статьи суду предоставлено право выносить судебное решение в форме электронного документа,

179 Судебная статистика. Отчеты Судебного департамента Оренбургской области «О работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции». Режим доступа: http://usd.orb.sudrf.ru/modules.php?name=map. Дата

обращения: 18.12.2022 г.

180 Там же.

171

который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Копия такого судебного решения, по просьбе либо с согласия участника уголовного судопроизводства может быть направлена ему с использованием информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 3 ст. 474.1 УПК РФ).

Исполнение наказания в случаях, связанных с выплатой осужденным судебного штрафа или иного материального взыскания, также возможно путем передачи копии судебного решения и исполнительного листа в электронном виде. Такие документы подписывает судья усиленной квалифицированной электронной подписью (ст.ст. 393 и 446.4 УПК РФ).

Еще одна норма введена в УПК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ181 – ст. 81.1. Порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики. Электронные носители информации по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики наделены статусом вещественных доказательств. А в 2018 году в ст. 164.1 УПК РФ были законодательно определены особенности изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий182. То есть сегодня УПК РФ использует такие категории как «электронные доказательства» и «электронные носители информации» и порядок их применения воспринимается правоприменителями как устоявшийся.

181О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности: Федеральный закон от 03.07.2016 № 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4256.

182О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской

Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2018 № 533-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8459.

172

В настоящее время уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает электронной формы ведения уголовных дел. Однако как показывает опыт зарубежных стран – это реальность, которая уже успешно апробируется. По нашему мнению, на современном этапе рациональное использование ИКТ в уголовном судопроизводстве не просто отвечает установленным приоритетам развития информационного общества в России, но имеет большое значение для обеспечения в правоприменительной деятельности оперативности, доступности, прозрачности. Цифровое развитие уголовного судопроизводства в России носит поступательный характер без «революционных» изменений, поскольку именно данный вид производства нуждается в особом подходе ввиду его специфики, обусловленной общественной опасностью преступных деяний.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны и сегодня в работе правоохранительных органов активно используются правовые поисковые системы, различные базы данных (например, работа с Big данными), порталы госуслуг и др., официальные ведомственные электронные почты и т. п. Однако внедрение цифровизации в досудебное и судебное производство идет неравномерно. Судебная деятельность в большей степени информатизирована. Единое информационное пространство судов общей юрисдикции и созданный для её поддержки интернет-портал

образуют

государственную

автоматизированную

систему

«Правосудие»

(ГАС

«Правосудие»).

Ее функциональное

назначение

заключается

в

обеспечении

судов

справочной

информацией, информацией о делах судебных участков мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции, судебными решениями и актами Верховного Суда РФ. Также данная система содержит сведения: об органах судебной власти; о сроках, ходе и

173

состоянии дел; об оформлении судебных документов; о состоянии апелляционных и кассационных производств; о нерассмотренных делах; ос составе судебных коллегий; о нагрузках судей; о правовой информации действующего законодательства; о судебной статистике; об административном управлении судов; о кадровом, финансовом и организационном обеспечении; судебную практику (включая базу данных судебных решений); о делопроизводстве и документообороте; о международном взаимодействии; об обращении граждан по вопросам форм и методов работы судебной системы.

По мнению судей, данная система значительно упорядочила и разгрузила деятельность судов, поскольку в автоматизированный режим были переведены такие функции как: документооборот; правовое обеспечение; эксплуатация сервиса обслуживания системы; обучение пользователей системы; проведение судебных заседаний с использованием видеоконференц-связи; формирование протокола судебного заедания на базе фонограмм; защита информации и другие.

Позитивно работа этой системы отразилась и на гражданах, вовлеченных в деятельность судов. ГАС «Правосудие» позволяет следить за движением дела, подавать обращения в судебный орган и получать результаты их рассмотрения, без посещения суда, а также участникам процесса иметь доступ к информации по делу.

В большем объеме возможности этой системы реализуются по гражданским делам, однако уголовно-процессуальный закон также содержит нормы, регламентирующие возможности использования этой системы183.

183 О подсистемах, обеспечивающих работу судов по рассмотрению уголовных дел, нами было более подробно рассмотрено выше.

174

Работа по усовершенствованию ГАС «Правосудие» не прекращается. Начиная с ее создания в 2006 году и по настоящее время автоматизированная система объединяет 27 подсистем, каждая из которых отвечает за определенный функционал и объект автоматизации. Цифровые инновации в судебной системе России внедряются с учетом специфики производства, потенциальных угроз и путей их устранения, сложности решений в ИКТ, возможностей материального обеспечения и др. Кроме того, такие системы строятся по принципу взаимосвязи организационных, правовых форм с фактическими ожиданиями, что также довольно сложно и требует как временных, так и интеллектуальных затрат.

Досудебное производство хотя и менее цифровизировано, однако здесь также нашла применение государственная автоматизированная система. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 года № 2113 утверждено Положение о государственной автоматизированной системе правовой статистики184 (далее – ГАС правовой статистики). В соответствии с этим Положением Генеральная прокуратура РФ, являясь оператором данной системы, ведет статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности и её раскрываемости, состояния предварительного расследования, прокурорского надзора; а также осуществляет автоматизацию формирования и представления отчетности органов прокуратуры.

ГАС правовой статистики включает: портал системы правовой статистики (сбор, обработка, хранение и использование

информации,

мониторинг и анализ сведений, подписание

документов);

специальное

программное

обеспечение

184 Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2020 года № 2113 «Об утверждении Положения о государственной автоматизированной системе правовой статистики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 52 (часть I). Ст. 8810.

175

(документирование данных); закрытый контур системы правовой статистики, составляющей государственную тайну; портал технической поддержки www.gasps-support.genproc.gov.ru

(обучение и повышение профессионального уровня компьютерной грамотности); портал правовой статистики www.crimestat.ru или правоваястатистика.рф (официальная статистическая информация); а также три подсистемы.

Подсистема нормативно-справочной информации, обеспечивающая централизованное формирование и ведение справочников и классификаторов, описание правил форматнологического контроля статистических данных. Подсистема информационного взаимодействия, предназначенная для интеграции системы правовой статистики с другими информационными системами, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Подсистема информационной безопасности, направленная на поддержание установленного уровня защиты информации, обеспечение регистрации, идентификации и аутентификации пользователей, а также разграничение прав доступа к функциям системы.

С учетом новых тенденций в сфере информационных технологий в Положении определены основные направления развития ГАС правовой статистики. Среди них – использование потенциала обработки больших данных; приоритетное расширение функциональности системы; повышение доступности и открытости информации для широкого круга заинтересованных лиц; расширение использования автоматизированных форм обработки информации и др.

Целесообразность цифровизации российскими ученымипроцессуалистами сегодня не оспаривается, однако подходы к

176

направлениям и перспективам ее развития в уголовном судопроизводстве вызвали к жизни множество подходов – от консервативных, поддерживающих поэтапную параллельную цифровизацию, до радикальных, призывающих к активному внедрению технического прогресса в уголовно-процессуальную деятельность. Так, профессор Л.А. Воскобитова в поиске оптимального баланса между соблюдением, установленных в законе, гарантий защиты прав и интересов участников уголовного процесса и использованием цифровых технологий, считает целесообразным «метод экспериментального использования цифровых технологий, сопровождаемый необходимым правовым регулированием, в том числе предусматривающий согласие участников процесса на участие в таком эксперименте»185. Суть этого метода на начальных этапах состоит в параллельном использовании цифровых технологий с традиционными формами работы. При этом в качестве важного условия она справедливо отмечает согласие участников соответствующего процессуального действия. Экспериментальный переход к цифровым технологиям также может осуществляться путем перевода на эту технологию сначала лишь отдельных, наиболее формализуемых аспектов процессуальной деятельности186. Такой подход среди ученыхпроцессуалистов является приоритетным, тогда как цифровизация активно приветствуется судьями и сотрудниками правоохранительных органов ввиду оптимизации рабочих процессов и уменьшению нагрузки.

Такое различное отношение к цифровизации в уголовном судопроизводстве полагаем продиктовано многогранностью этого

185 Воскобитова Л.А. Уголовное судопроизводство и цифровые технологии: проблемы совместимости // Lex Russica. 2019. № 5 (150). С. 95.

186 Там же.

177

процесса, который включает в себя не только оснащение судов и силовых структур современной компьютерной техникой и системами видео-конференц-связи, но и новыми технологиями, позволяющими переводить информацию из аналогового формата в цифровую. В настоящее время оцифровка применяется практически во всех сферах деятельности, поскольку она позволяет значительно упростить операционную деятельность и максимально исключает ошибки в закреплении и передаче информации. По мнению ученых из Университета Северной Каролины «оцифровка – это больше о системе записи, в то время как цифровизация – это о системах взаимодействия и о системах понимания и использования оцифрованных данных»187.

Спроникновением цифровизации в уголовное

судопроизводство ученые разработали правовую доктрину, в которой предложили научно-технические достижения условно разделить на технологии и технические средства. Технологии, по мнению А.Е. Федюнина, представляют собой «способ производства процессуальных действий, определенный порядок применения технических средств», а под техническими средствами предлагается понимать «определенные инструменты, орудия, приспособления, применяемые в уголовном процессе»188. Такая позиция, бесспорно, заслуживает внимания, но дискуссия189 продолжается и единая трактовка этих категорий до сих пор не представлена.

187Цит. по: Кудрявцева Т.Ю., Кожина К.С. Основные понятия цифровизации // Вестник Академии знаний. 2021. № 3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye- ponyatiya-tsifrovizatsii (дата обращения: 17.12.2022).

188Федюнин А.Е. Правовое регулирование применения технических средств в сфере уголовного судопроизводства: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 69.

189См.: Аминев З.Ф. К вопросу о закреплении в уголовно-процессуальном законе понятия «технические средства». Правовое государство: теория и практика. 2018;(2(52)). С. 135-142; Литвин И.И. Современные технические средства и проблемы их применения в доказывании на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: дис. ... канд. юрид. наук. Екатерибург, 2019; Иванов В.В., Цой В. А. Понятие, виды и правила применения технических средств в уголовном процессе // Technology and Language. 2021. № 4(2). С.

178

Соглашаясь с такой классификацией, отметим, что меньше всего возражений встречает внедрение технических средств, т.к. они способствуют составлению, хранению, поиску и копированию документов, а также обеспечивают телефонную и другие виды связи. Применение технологий представляется наиболее проблемным и требующим соблюдения определенных критериев. Прежде всего, такие технологии должны:

обеспечивать и по возможности усиливать соблюдение правовых гарантий прав участников уголовного судопроизводства при производстве процессуальных действий;

учитывать особенности уголовно-процессуальных отношений и возможности замены деятельности человека цифровыми аналогами;

обеспечивать конфиденциальность информации по уголовным делам;

создавать условия для получения достоверных результатов познания в целях обеспечения назначения уголовного судопроизводства;

обеспечивать законные, обоснованные и справедливые решения.

Таким образом, цифровизация не должна ставиться в противовес следственной и судебной деятельности, а напротив, внедряться в уголовное судопроизводство, повышая его эффективность и соблюдая при этом выше перечисленные критерии.

Электронные документы, электронные доказательства и электронные носители информации уже стали привычными

109-124; Попова Е.А. К вопросу о применении технических и электронных средств в уголовном судопроизводстве / Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: Изд-во Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). 2021. С. 71-74 и др.

179

словосочетаниями в уголовном процессе. Однако, стремительное развитие информационных процессов предлагает к использованию все новые и новые технологии. Прогресс движется намного дальше, поскольку уже рассматриваются вопросы использования искусственного интеллекта, роботов, способных заменить функции, традиционно выполняемые человеком в уголовном процессе190. При этом среди ученых нет единого мнения о перспективах применения искусственного интеллекта в борьбе с преступностью. С. Рассел и П. Норвиг выделили четыре подхода к определению искусственного интеллекта, но во всех позициях прослеживается характеристика поведения человека как склонное к нерациональному, эмоционально неустойчивому, допускающему систематические ошибки в рассуждениях191. С такой позицией сложно согласиться. По мнению Д.В. Бахтеева «рациональность, как правило, понимают как соответствие некоторым правилам (нормативность). Правила, в свою очередь, – понятие идеальное, оно создается, оценивается и, при совпадении ряда факторов, выполняется в мыслительном процессе»192, то есть механизм работы искусственного интеллекта должен строится на сочетании внутренних и внешних факторов, к которым следует отнести этику и нормы права. Полагаем, что с учетом современных научных достижений рано говорить о замене человека искусственным интеллектом в уголовном судопроизводстве. Конечно, огромный потенциал искусственного интеллекта открывает значительные перспективы развития в этом направлении, тем более, что есть основания говорить о явном его

190Попова И.П. Автоматизация уголовного процесса: зло или благо для общества?

//Magistrate judge. 2019. № 11. С. 11.

191Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект: современный подход. 2-е изд.: Пер. с анг. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2016. С. 35.

192Использование искусственного интеллекта при выявлении, раскрытии, расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде: монография / под ред. докт. юрид. наук С.В. Зуева, канд. юрид. наук Д.В. Бахтеева. – М.: Юрлитинформ, 2022. С.

9.

180

Соседние файлы в папке книги2