Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Лукьянов Б.Б. Дедушка русской авиации

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
2.66 Mб
Скачать

Б. Л У К Ь Я Н О В

А е п у ш к а

РУССКОЙ

лвилнии

6Т5(09) Л 84

roo. ПУБЛИЧНАЯ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ел/КП ПОТЕКА О С С Р _

51

Л О З

Летите, голуби,

летите!

Вы когда-нибудь наблюдали полет го­ лубей? Как удивительно парят они,

сколько разнообразия, изящества в их движениях!.. А если говорить об уме­ нии «купаться» в воздухе, то голубей можно образно назвать мастерами выс­ шего пилотажа.

Этот «высший пилотаж» сыграл очень важную роль в жизни великого теорети­ ка авиации Николая Егоровича Жуков­ ского и одного из первых русских летчи­ ков Бориса Илиодоровича Российского.

Случилось так, что мальчик Россий­ ский и профессор Н. Е. Жуковский жили в Москве в одном переулке — Денисов-

з

ском. Боря вместе с товарищами с увле­ чением гонял голубей, восторженно на­ блюдая выполняемые ими фигуры. Про­ гуливаясь со своей охотничьей собакой, профессор подолгу стоял, не отрывая взо­ ра от воздушной «арены». «Бородатый дядя», как сначала называли между со­ бой мальчуганы ученого, оказался даже большим голубятником, чем они.

Но быстрокрылые турманы, их лов­ кие повороты, скольжение на хвост, це­ лый каскад других фигур интересовали Николая Егоровича куда серьезнее, чем могла предположить самая пылкая фан­ тазия его юных друзей. Временами Жуковский делал в блокноте заметки, ко­ торые нашли потом отражение в знаме­ нитом труде «О полете птиц», где теоре­ тически обоснована возможность выпол­ нения «мертвых петель» на аппаратах тяжелее воздуха.

Ну, а пока Николай Егорович расска­ зывал ребятам, как летают птицы, зачем они изгибают края хвоста и крыльев при повороте, почему голубь, у которого ястреб выдернул хвост, летает нисколько не хуже других.

Боря Российский слушал внимательно. Любознательный мальчуган хотел все

4

знать, хотел учиться. Рано оставшись без отца, он всячески стремился помочь ма­ тери, которая к скудной пенсии подраба­ тывала шитьем белья на швейной маши­ не. Он понимал, что только знания могут' помочь ему в жизни.

Уже тогда проявлялась страсть Рос­ сийского к механизмам. На первых порах она выражалась в особой заботе об ис­ правности домашней швейной машинки. Потом появилось и более серьезное увле­ чение. Его не покидала мысль о возмож­ ности летать на аппарате тяжелее возду­ ха. Знаменитый проект Леонардо да Вин­ чи, вообще полеты стали предметом не только мечтаний. Российский поднимался на привязном воздушном шаре вместе с аэронавтом Жильбертом. Борис с нетер­ пением ждал возвращения из-за границы Н. Е. Жуковского, который поехал по­ смотреть полеты на безмоторном аппара­ те. А пока сам мастерил модели.

Курс физики реального училища на многое открыл глаза, а лекции и опыты бывшего домашнего учителя Жуковско­ го — А, X. Репмана в Политехническом музее еще больше убедили юношу в том, что стоит и самому взяться за строитель­ ство. летательного аппарата. Задумано —

5

сделано! Российский подобрал группу товарищей — таких же, как и он, масте­ ров воздушных змеев. У Бориса был не­ малый опыт. Он отлично мастерил их. Какие только змеи не выходили из уме­ лых рук любознательного паренька — большие и маленькие, круглые и короб­ чатые и даже змеи «летающий человек»!

Мальчики договорились сделать не просто коробчатый змей, а змей с про­ пеллером. Пропеллер будет приводиться

вдвижение с помощью толстой скручен­ ной резинки. Все как будто было ясно: ведь Николай Егорович не раз показывал такие летающие детские игрушки. В дан­ ном случае требовалось лишь увеличить

внесколько раз размеры змея.

Вот как выглядел план смелого экспе­ римента. Российский влезает на крышу сарая, втаскивает туда змей и повисает на руках. Товарищи запускают змей, по­ тянув его за веревку. В этот момент Бо­ рис прыгает, отрезает ножом веревку и продолжает полет, пользуясь тягой винта.

Действовали, словно по нотам, но...

Российский не успел и сообразить, как нырнул головой в снег. Хорошо, что мальчуганы, не очень веря в успех, насы­ пали снежную кучу, а то Борису приш-

6

лось бы плохо. Зрители и организаторы «полета» насмеялись вдоволь, вытаскивая злополучного авиатора за ноги из снега. Зато главному участнику было не до смеха. Потирая бока и отряхиваясь,, юноша зарекся продолжать опыты, да и вообще решил оставить мечту о полетах.

Однако новая встреча с Жуковским все изменила. Российскому представился случай рассказать о происшедшем про­ фессору. Тот выслушал внимательно, ободрил приунывшего юношу, а главное посоветовал серьезнее заниматься, чтобы выдержать конкурсный экзамен в Высшее техническое училище и стать инженером.

— Знания,— говорил Жуковский,— помогут вам создать другой, более совер­ шенный летательный аппарат.

Российский знал, что Лилиенталь по­ дарил русскому ученому свой планер. Вот бы полетать! Но «дипломатический» разговор не увенчался успехом. Профес­ сор отказал в самой решительной форме, ибо Лилиенталь разбился, совершая по­ леты на таком же планере. Николай Его­ рович еще раз напомнил, что прежде надо' получить теоретические знания, ко­ торые очень помогут в летной практике.

На некоторое время полеты в жизни

7

Бориса отодвинулись на задний план. 1904 год ознаменовался для него поступ­ лением в высшее учебное заведение. Пришлось заботиться о заработке, чтобы вносить плату за обучение, и о хлебе на­ сущном. Чтобы как-то существовать, сту­ дент давал уроки, брался за выполнение чертежей, даже издал записи лекций; по его изданию впоследствии занималось не одно поколение будущих инженеров.

Нарастающая волна революционных событий захлестнула Российского. Он не мог быть в стороне, не мог бездейство­ вать.

Выступления в МВТУ большевиков, в том числе Михаила Николаевича По­ кровского, волновали, зажигали сердце, будоражили ум. Душа рвалась к борьбе. Покровский хорошо понимал то, что про­ исходило в сознании студента, и реко­ мендовал ему почитать Маркса. На всю жизнь запомнилось Российскому доброе напутствие большевика: «Надо знать то, чему вы хотите себя посвятить».

Борис Илиодорович мастерит гекто­ граф и на нем печатает листовки. Зиновий Яковлевич Литвин-Седой, ставший впо­ следствии одним из руководителей де­ кабрьского вооруженного восстания на

8

Красной Пресне, начальником штаба бое­ вых дружин, забирал их и уносил к ра­ бочим. Кроме того, листовки раздавались участникам митингов, ежедневно прохо­ дивших в стенах училища.

Среди студенческой революционно на­ строенной молодежи огромной популяр­ ностью пользовалось имя Николая Эр­ нестовича Баумана. Бауман в то время руководил Московской организацией большевиков. Его пламенные речи нахо­ дили живейший отклик в сердцах юноше­ ства, рабочих, всех людей труда.

Кто мог знать, что митинг в Высшем техническом училище в 1905 году будет для Баумана последним... Собравшиеся горячо реагировали на призыв активно бороться с самодержавием, добиваться свободы. После митинга демонстрация рабочих направилась к Таганской тюрь­ ме, где содержались политические заклю­ ченные. Бауман с красным знаменем ехал на извозчичьей пролетке. Вскочивший на подножку черносотенец ударил его кус­ ком водопроводной трубы.

Смерть Николая Эрнестовича Баума­ на как громом поразила Бориса Россий­ ского и его товарищей.

В Чертежной мастерской технического

9

училища над телом революционера про* износились пламенные речи. Российский слушал, запоминал. Вместе с другими членами студенческого хорового кружка он шел через всю Москву за гробом за­ мечательного борца за свободу народа. Революционные песни не стихали ни на минуту, придавая похоронам характер манифестации, мощного протеста против произвола и беззакония.

Интересная деталь: как только похо­ ронная процессия вышла из ворот техни­ ческого училища, студенты обратили внимание, что среди бесконечного коли­ чества красных флагов появилось не­ сколько черных знамен. На знаменах над­ пись: «Смерть Николаю II». Стало ясно, куда клонят провокаторы. Российский с товарищами бросился к ним и порвал эти знамена.

На обратном пути с Ваганьковского кладбища, возле Манежа, участники де­ монстрации наткнулись на солдат, кото­ рые их обстреляли. Прячась за домами, перебегая от одного здания к другому, Борис ушел из-под обстрела. Петляя ули­ цами и переулками, он добрался до об­ щежития училища. Долго еще молодежь горячо обсуждала события, долго сту-

Ш