Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Львов В.Е. Покорение планеты акад. Вернадский

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
2.44 Mб
Скачать

ВЛАДИМ ИР ЛЬВОВ

ПОКОРЕНИЕ ПЛАНЕТЫ

(АКАДЕМ ИК ВЕРНАДСКИЙ)

-

■ л

4

язшиьсш

ЗНАНИЕ

Москва,

^і л » ■•. . t - X

Среди кругівейвІЙіідеА^елей -советской и мировой на­ уки выдающееся место занимает Владимир Иванович Вернадский.

Далеко опередив свою эпоху, новаторские научные идеи Вернадского приобретают исключительное значение сегодня, в век атома, космических полетов и глубокого проникновения в тайны вселенной.

Составившие эту книжку отрывки из научной пове­ сти ленинградского писателя Владимира Львова не ста­ вят задачей дать полное описание жизни и трудов зна­ менитого ученого. В нее вошло лишь несколько эпизодов, относящихся к становлению радиогеологии — новой отра­ сли естествознания, пионером которой был Вернадский.

Сколько времени прошло с той поры, как образо­ валась наша планета — Земля?

Холодно или огненно-жидко ядро Земли?

Какую роль играет атомная энергия в истории планеты?

Эти и многие другие мировые загадки были предме­ том глубоких исследований великого русского мыслителякатуралиста.

О них пойдет речь в этой книжке.

ПРОЛОГ

Велико есть. достигать во глубину земную разумом.

Ломоносов.

абрав высоту, самолет лег на курс. Склонившись к окну, старый ученый смотрел на землю.

Горная цепь возникла с наветрен­ ной стороны, и легкое облачко закури­ лось в ущелье глубоко внизу. Вглядываясь в это

нагромождение зеленовато-серых и коричневых масс, зоркий глаз геолога прощупывал линии с б р о с о в , швы, по которым треснул и раско­ лолся древний панцирь Земли.

Крылатая тень самолета переломилась на от­ весном ледяном скате. С зримой ясностью ста­ рый геолог представил себе толчок коры, под­ нявший этот каменный хаос. Что было здесь

3

раньше?

Закрыв глаза, он видел бескрайнее

ю р с к о е

море и мутные волны, набегающие на

плоский берег. Странные чудовища, неуклюйсе переваливаясь на коротких лапах, плескались в пене прибоя. Все ушло в туман, и заросли испо­ линских растений возникли там, где катились волны. Безобразные, похожие на огромных пау­ ков, существа, вытянув мохнатые лапы, грелись в лучах багрово-красного солнца. И новое виде­ ние: плоская, изрытая конусовидными впадина­ ми, дымящаяся равнина...

Сколько ударов пробил с тех пор маятник ча­ сов Земли? Да и существуют ли на свете такие часы? Кто дерзнет сосчитать время, истекшее со дня рождения планеты?

* *

*

Приземлившись 20 июля 1937 года в москов­ ском аэропорту, академик Владимир Иванович Вернадский через несколько часов входил в Большой зал Консерватории.1

1.РУССКИЙ УЧЕНЫЙ

Старинные протяжные песни, которые пела ему в детстве кормилица-казачка, рассказы­

вали о «матери-сырой земле» и о «бел-горюч-' камне», неиссякаемо излучающем тепло и свет.

4

«Голубиная книга» загадывала еще более стран­ ные загадки. «Откуда есть Земля и много ль а ней каменьев самоцветных?», «И откуда те ка­ менья—от тверди ли небесной или от нутра зем­ ного?»

Раскладывая уже много лет спустя образчики минералов по шкафам петербургского универси­ тетского кабинета, запираясь на долгие часы в задней г о н и о м е т р и ч е с к о й 1 комнатке, бесе­ дуя с первым своим учителем и наставником в науке, он припоминал эти впечатления детских лет. Не тогда ли зародилась в нем любовь к кам­ ню, стремление постичь тайны камня, этой прос­ той и в то же время бесконечно сложной клеточ­ ки тела Земли?

Наставник был высок и широкоплеч. Профес­ сорский виц-мундир с серебряными паутинками в петлицах с трудом сходился на его могучей груди. Густой, похожий на гудение рассерженно­ го шмеля, бас еще издали предупреждал студен­ тов о приближении профессора геогнозии и ми­ нералогии Василия Васильевича Докучаева. Воо­ ружившись лупой, он зорко и терпеливо просма­ тривал вместе с молодым своим учеником каж­ дый из многих тысяч причудливо окрашенных и ограненных кусков породы. Большая их часть — Вернадский знал это — была добыта вот этими самыми, не по-профессорски сильными, крупны­ ми руками...

S

Отложив лупу, Докучаев недовольно покачи­ вал головой.

— Что можно сказать по поводу наук о зем­ ном веществе — петрографии, минералогии, ко­ торыми мы с вами занимаемся? — спрашивал он, испытующе глядя в глаза ученика. И отвечал: ■— Коллекцией любопытных камешков, описыва­ емых лишь со стороны их внешности — формы, цвета, твердости, вот чем являлась до сих пор минералогия! Но мы изменим это. И первая из горных пород, с познания которой начнется но­ вая наука о Земле, — вот она, здесь, перед на­ ми... (Докучаев показывал на приготовленную для анализа бурую комковатую массу). Почва! Да, да, простая русская, политая народным по­ том, почва! (Сильными пальцами он растирал затвердевшие бурые комья). Отсюда взойдут семена новой минералогии. Только отсюда!

Поездка за границу — вскоре после оконча­ ния университета — подтвердила эти слова.

«Собирать факты, как они собираются здесь, без программы, без сознания, зачем и к чему — перспектива далеко не интересная!»— писал Вернадский в августе 1888 года своей молодой жене на пути из Парижа в Мюнхен. «Задача, которую разрешит когда-йнбудь человеческий ум, состоит в том, чтобы понять минералы, как остатки химических реакций, происходивших не­ когда в разных точках земного шара. Задача в

&

том, чтобы понять связь отдельных минералов с общими изменениями Земли, как звезды. Чтобы приступить к решению этой задачи, нужны ог­ ромные знания и такой смелый ум, который, вер­ но, еще не скоро явится...»

Смелый ум явился, и скорее, чем можно было ожидать.

В начале девяностых годов в Петербурге мо­ лодой и рассеянный профессор, не раз навлекав­ ший на себя гнев начальства «небрежением фор­ менной одежды, для гг. преподавателей Горного института установленной», уже держал в своих руках фонарь, осветивший таинственный мир ми­ нерала.

Все разнообразие кристаллических минераль­ ных форм, учил Евграф Степанович Федоров, зависит от пространственного атомного «узора», сокрытого внутри кристалла. (Через два десяти­ летия открытие рентгеновых лучей позволило увидеть воочию эти, предугаданные молодым пе­ тербургским профессором, атомные узоры!) Но этот же самый рисунок атомной кристаллической «решетки» определяет, как скоро стало ясно, и основные физические и химические свойства кри­ сталла. От геометрических форм камня—к атом­ ному его строению!

С волнением следил Вернадский за развитием этой новой, ломавшей все догмы и традиции, рус­ ской к р и с т а л л о х.и м и ч е с к о й школы.

Ъ

— Имя Федорова должно быть поставлено рядом с именами Лобачевского и Менделеева,— говорил он своим друзьям.— Начало положено Федоровым. Будем двигаться дальше и вперед!

Не только проникнуть взглядом внутрь атом­ ного узора камня, но и познать его историю! Раз­ гадать ход странствий атомов в недрах Земли, вскрыть законы их сочетаний, вооружить тем са­ мым геологов-практиков надежным теоретиче­ ским методом для поисков ископаемых — такова была задача. Не об этом ли проницательно рас­ суждал в сочинении «О слоях земных» основа­ тель науки российской Ломоносов? Эту задачу поставил перед своим учеником Докучаев.

— От описательной минералогии — к новой, еще никем и нигде, ни в Европе, ни в Америке, не разрабатываемой науке — химии Земли, гео­ химии! Корни ее, напоминаю вам, ищите в поч­ ве. Глубже смотрите в почву!

Они стояли на перроне Николаевского вокза­ ла—нагруженный чемоданами и баулами, взвол­ нованно пощипывавший молодую бородку уче­ ник и провожавший его спокойный широкопле­ чий наставник. Шел 1891 год. Московский уни­ верситет ожидал нового своего приват-доцента. Путь для русской геохимии был открыт.

Испытания ждали ее впереди.

2 . СЕМ НАДЦАТЫ Й КОНГРЕСС

Все стихло в Большом зале Консерватории. Трижды стукнув молотком по столу, предсе­

дательствующий профессор Жакоб (Франция) объявил, что сегодня, 23 июля 1937 года, работа семнадцатого международного геологического конгресса в Москве будет продолжена...

Обратившись к сидевшему рядом в президиу­ ме Вернадскому, председатель спросил, на каком языке зтодно будет ему сделать свое сообщение. Тот ответил, что станет читать по-русски. Про­ фессор Жакоб поспешно закивал головой. Ки­ тайский делегат Ван, наклонившись к соседу, ска­ зал тихо, что давно уже прощли те времена, ког­ да все новое в геологии произносилось только поанглийски, по-французски и по-немецки. Сосед ответил, что да и что старейшиной геологов мира па протяжении почти полувека был сын ураль­ ского горного мастера Александр Карпинский. «Гений Карпинского витает над работами этого конгресса!» — воскликнул в день открытия съезда чехословацкий представитель Грдличка. Испанский геолог Рохо-и-Гомес, взойдя на ка­ федру, продолжил мысль своего чешского колле­ ги.

— Пусть будет дозволено мне затронуть предмет не столько научный, сколько политиче­ ский, — начал свою речь испанец. — Политика и

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ