Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]

..pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
20.78 Mб
Скачать

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

''БУРЯТСКИЙ ФИЛИАЛ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА В БУРЯТИИ

БУРЯТСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО УЛАН-УДЭ 1974

Гко.публичная

тучно - Техничо^иа»

Зиблиотаиа С С С Р

ЭКЗЕМПЛЯР

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

Л Г - / з / W

59523

Ответственный редактор

В. Ц. Найдаков6

(6) Бурятское книжное издательство, 1974 г.

В В Е Д Е Н И Е

Искусство обработки металлов имеет давние тради­ ции у бурят. Об этом свидетельствуют и техника произ­ водства и высокш"1 уровень художественного оформле­ ния разного рода металлических изделии, а также исто­ рические и археологические данные.

На территории Забайкалья и Иркутской области имеется большое количество памятников бронзового и железного веков. Одна из древнейших мастерских бронзолнтейного производства найдена у истока Ангары1. Имеются следы бронзового литья (куски сплава меди и олова, тигли и формочки для отливки) на побережье Байкала21. Культура железа была хорошо знакома хунпским племенам (II век до нашей эры). В центре Нижне-

11волгннекого городища были найдены

сыродутный

горн для выплавки железа,

обломки

криц,

шлаки3. В

Прибайкалье обнаружены

следы

целых

поселений

древних кузнецов4. Особый интерес представляет так называемая «курумчинская культура», носителями ко­ торой, по мнению А. П. Окладникова, были курыканы (VI—X вв. н. э.). Курыканы умели плавить железо и знали кузнечное ремесло. Есть предположение, что с ни­ ми могли быть связаны своим происхождением бурятские племена5. В этом плане показательно то, что рудники,

 

разрабатывавшиеся

бурятами булагатского

племени

 

вплоть до XVIII

столетия5, своим

местонахождением

 

1 См.:

«Очерки истории культуры Бурятии», т. 1, Улан-Удэ; Бу­

 

рятское кн. изд-но, 1972,

стр.

'26.

 

 

 

2

См.:

Т ам

ж е,

стр.

27.

 

 

к

3

См.:

Там

ж е,

стр. 29.

 

 

4

А.

П. О к л а д н и к о в .

Археологические работы в зоне строи-

тельства

Ангарских гидроэлектростанций. «Зап. Иркутск,

обл. кра­

 

евед.

музея». Иркутск, 1958, стр. 18—21.

 

 

 

5

См.: «Очерки истории культуры Бурятии», стр. "4.

 

 

0

См.:

И. Фише р .

Сибирская история.

СПб., 1774, стр. 542.

3

совпадают с очагами железной металлургии в древности. Возникновение кузнечного ремесла, его распростра­ нение и развитие пока еще изучены недостаточно. Вид­ ный специалист в этой "Области кандидат исторических наук Е. Н. Черных пишет: «Первые шаги металлургии изучаются уже многие и многие десятки лет, но наши знания о них пока не отличаются глубиной. Очень хочет­ ся древнейшую металлургию сравнить с огромным и не­ изведанным до сих пор материком, каким, например, был для европейцев XV—XVII вв. Американский континент»1. В известной мере эволюцию бурятского художествен­ ного металла можно проследить начиная с XVII—XVIII веков, когда изделия народных умельцев привлекали внимание ученых и путешественников, а русское прави­ тельство начало посылать в Забайкалье служилых людей для наведения справок о наличии здесь полезных ископаемых, в первую очередь серебряных руд. При­ мерно к этому же времени восходят своими истоками устные народные предания и легенды, в которых благо­ родным металлам и кузнечному ремеслу отводится зна­

чительное место.

Сведения, поступающие от служилых людей, были различны. Когда в середине XVIII века русские казаки доносили «...серебро в Браты идет из Мунгал»12, это соответствовало действительности, так как буряты издав­ на получали чистое «ханское» серебро в слитках из сосед­ них стран. Но наряду с этим имелись и другие факты, говорящие, например, о том, что хоринскими бурятами был открыт Кудинский рудник, в котором «серебряная руда добывается...» и тайша Иринцей «к сыску вновь се­ ребро содержащих руд и минералов прилагает и впредь к тому редкостные труды иметь обещает»3.

По сведениям современных мастеров, некоторые по­ томственные дархапы знали места, где можно было раз­ добыть какое-либо ценное для себя сырье, но по тради­ ции держали их в секрете. Разумеется, частная добыча се­

ребра

и золота давала незначительное его количество,

1 Е.

Н. Ч ер пых.

Металл — человек — время. М., 1972, стр.

199.

2

А.

Т у р у н о в .

Прошлое бурят-монгольской народности.

Ир­

кутск,

1922, стр. 24.

 

 

3 Фонд коллегии иностранных дел. Дела бурятские. Цит. по ко­ пиям, присланным Центрархивом арх. управл. БурАССР. (А. П. Ок­ ладников. История БурАССР).

4

часто не удовлетворявшее полностью самого мастера, поэтому он вынужден был использовать другие возмож­ ности для приобретения благородных металлов.

Для нас существенным является то обстоятельство, что народные умельцы выискивали полезные ископае­ мые в природе и собственноручно их обрабатывали. Это дело было для них привычным, возможно, ведущим свое начало с древнейших времен.

В XVIII веке в Восточной Сибири начинает разви­ ваться горная промышленность. В 1704 году на берегу реки Алтачи (по соседству с древними копями в горе Култучной1) был основан Нерчинский сереброплавиль­ ный завод. На Нерчинских рудниках кроме серебра до­ бывались золото и свинец. У западного побережья Бай­ кала в 1730 году был построен железоделательный завод купца Ланина, а в 1788 году — Петровский завод на ба­

зе железорудного месторождения, расположенного

по

реке Баляга21.

Разработка железных руд, знакомая бурятам до

их

добровольного присоединения к России, получила распро­ странение и среди русских поселенцев, но только до той поры, когда в связи с постройкой Ланинского завода правительством были приняты меры по запрещению руд­ ного промысла3.

С приходом русских и с внедрением новшеств в ма­ териальную культуру бурятского народа употребление металлов в производстве и в быту бурят, естественно, расширилось. Бурятские кузнецы часто обслуживали и русское население. В XIX веке кузнечное ремесло уже развивается интенсивно. Так, в Иркутской губернии в 1887—1889 годах в бурятских ведомствах трех уездов было зарегистрировано до 320 кузниц. В Забайкальской области в 1897 году ремеслами, связанными с обработ­ кой металлов, занималось до 328 бурятских хозяйств, не считая кустарей, изготовлявших предметы ламаистского культа4.

В XVII—XVIII веках, а во многих случаях и в более

1 См.: Ф. А. К у д р я в ц е в . Золотопромышленность

Западного

Забайкалья в 60-х—80-х гг. XIX в. «Бурятиеведение», №№

1—3, 1928,

стр. 94.

 

2

См.: Т а м же, стр. 95.

 

3

См.: «Очерки истории культуры Бурятии», стр. 124.

4

См.: И. И. С е р е б р е н н и к о в . Буряты и

их хозяйственный

быт и землепользование, т. 1, Верхнеудинск, 1925,

стр. 87.

5

позднее время кузнечное и ювелирное дела были тесно связаны между собой. «Кузнец часто еще и ювелир»1, он изготовляет украшения для конской сбруи, поясов, делает ножи, трубки, браслеты, кольца. В настоящее время также встречаются кузнецы, знакомые с ювелир­ ным делом.

Основной прием художественной обработки металла, описанный в трудах ученых XVII—XVIII веков (II. Гмелин2,1 И. Георги3, Ф. Ланганс456) — украшение железных пластин серебряной насечкой.

Такую же технику серебрения застал у бурят Верхоленского уезда Иркутской области Б. Э. Петри в начале XX века. Правда, в одном месте он пишет о том, что узор на серебряной железной пластинке протравлялся3, в дру­ гом — пишет об украшении серебряных блях чернью13. Думается, что в обоих случаях техника была одинако­ вой, представляя собой насечку, которая описана учены­ ми прошлых столетий, и не имеет ничего общего с чернью в обычном ее понимании (наподобие русской се­ верной черни или кубачинской в Дагестане), хотя по зрительной контрастности рисунка она и сходна с нею.

В наши дни предметы, украшенные железными по­ серебренными пластинами — колчаны, конская упряжь, мужские пояса, огнива, украшения женской одежды и т. д. — можно видеть в основном в музеях. В них глад­ кие детали блях сочетаются с орнаментальными рядами зигзагов, завитков и каплевидных лепестков цветочных розеток, рисунок которых построен на контрастности се­ ребра и вороненого железа.

Таким образом, сопоставление письменных источников и вещественных материалов выдвигает на первый план

в искусстве ювелиров прошлого именно технику сереб-

1 См.: И. И. Серебренников. Буряты и их хозяйственный быг и

землепользование, т.

1, Верхнеудинск, 1925, стр. 87.

2

Э. П.

3 и II н е р.

Сибирь в известиях западноевропейских путе­

шественников и ученых XVIII века. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во,

1958,

стр.

159—161.

 

3

См.: И. Г е о р г и. Описание всех обитающих в Российском го­

сударстве народов и их житейских обрядов, жилищ, вероисповеда­

ний и пр.

достопримечательностей. СПб., 1799, стр. 29, 31.

XVIII—

4 См.:

Е. М. 3 а л к и н д. Общественный

строй

бурят

первой половины XIX в. М., 1970, стр. 69.

 

Сб. Музея ан­

5 См.:

Б. Э. П е т р и . Орнамент кудинских бурят.

тропологии и этнографии АН СССР, т. 5, вып.

1, Пг.,

1918,

стр. 220.

6 См.:

Т ам ж е, стр. 222.

 

 

 

6

ряной насечки по железной основе. Разумеется, сущест­ вовали и другие технические приемы обработки метал­ лов: колотка, ковка, вытягивание проволоки из серебра, резьба и гравировка, инкрустация цветными камнями, золочение, насечка медью и оловом и др. Одни из этих приемов были непосредственно связаны с процессом серебрения, другие — ему сопутствовали. Но в основном эффект ювелирного искусства бурятских мастеров в прошлом достигался за счет виртуозного декорирования простого железа узорами драгоценного металла.

А. В. Тумахани отмечает, что чеканка заняла свое ве­ дущее место в работе мастеров Бурятии лишь в XIX ве­ ке1. Следовательно, чеканка по серебру пришла на смену серебряной насечке по железу. И хотя многие изделия народных мастеров, включая женские украшения, остаются традиционными, все же целый круг предметов быта постепенно выходит из употребления.

Вероятно, не все народные кузнецы умели делать серебряную насечку по железу. В прошлом она имела широкое распространение на территории Иркутской об­

ласти. И. Георги обнаружил ее у балаганских

бурят,

Б. Петри — в Ольхонском ведомстве. Интересно,

что по

материалам, собранным за последние годы, эта старин­ ная техника серебряной насечки по железу оказалась известной мастерам Кижингинского района Забайкалья, где до незавнего времени работали специалисты-седель­ щики (с. Могсохон).

В прошлом существовала определенная специализа­ ция кузнецов. Помимо седельщиков были специалисты по изготовлению стремян, странствующие кузнецы, которые подковывали лошадей. Весьма примечательна запись Н. А. Бестужева об одном странствующем слесаре, ко­ торый занимался починкой чугунных чаш при помоши железного гладила и двух мехов, не применяя при этом никаких других инструментов, и без припоя21. По словам Н. А. Бестужева, этот удивительный способ заделки чу­ гуна давал замечательный результат: «новое дно выхо­ дило так гладко, как в повой чаше». Имеются сведения о бурятском кузнеце Бакланыче, делавшем ножи, т о п о ­ р ы , огнива. «Во всем здешнем крае, от Верхнеудинска до Кяхты, по левому берегу Селенги нет кузнеца искуснее

1 См.: А. В. Т у м а х а н и . Бурятское народное искусство. УланУдэ. Бурятское кн. нзд-во, 1970, стр. 60.

2 См.: «Декабристы в Бурятии». Верхнеудинск, 1927, стр. 53—54.

7

Бакланыча, зато работы у него полны руки, а дом так же как полная чаша»1.

Большая часть бурятских кузнецов в XIX веке зани­ малась самыми разными работами, исполняя заказы од­ носельчан и жителей окрестных сел. Они часто были и знатоками старинных народных сказок и преданий. Ма­ стерами на все руки являются и многие современные куз­ нецы. Так, тункинский мастер Г. С. Базаров пользовался известностью в пароде и как костоправ, кроме того, он хо­ рошо знал народные поговорки, прибаутки. Эти мастера обрабатывали различные материалы: простые, цветные и драгоценные металлы, дерево, рог, кость, камни.

Исторические данные о развитии у бурят кузнечного ремесла подкрепляются сведениями, содержащимися в народных преданиях и легендах. Об этом обстоятельно говорится в трудах М. Н. Хангалова. Рассказывается, что в период общинных охот кузнечные работы велись летом2. Мастера делали большой запас стрел, железные наконечники для них, ножи, мечи, копья, рогатины, вы­ делывали хозяйственные орудия, украшения, принадлеж­ ности шаманского культа. Уже в тот период были специ­ алисты седельщики (эмээлгэни), которые делали седла и украшали их3.

В трудах М. Н. Хангалова значительное место отве­ дено делению кузнецов на черных и белых, которым как и тпаманам, соответственно покровительствовали черные и белые тэнгэрнны (боги). «Так же, как и шаманы, кузне­ цы следуют своему происхождению: белый кузнец не мо­ жет стать черным, и. наоборот, черный кузнец не может стать белым»4. По преданию, «черные кузнецы очень сильны»5.

Материалы М. Н. Хангалова показывают, что не сле­ дует прибегать к утзерлнвшейся в более поздней литера­ туре трактовке «черных» и «белых» кузнецов, как масте­ ров. работающих с различными металлами, в одном слу­ чае — с железом, в другом — с серебром6. Справедливым

1 «Пек-ябписты в

Бурятии».

Вопхнеутнигк. Ш27, сто. G4.

2 М. Н.

X а и г а л о в.

Собр.

соч.,

т.

1,

Улан-Улэ, Бурнтское км.

изд-во.. стр. 75.

77.

 

 

 

 

 

3

Т а м

ж е, стр.

Собр.

соч.,

т.

2,

стр. 129.

4

М. Н.

X а и г я л о и.

5

Т а м

ж е. стп. 205.

 

 

 

 

 

6

Напп..

v М. Н. 3

я б а и о и а и кн. «Бытовые черты в .эпических

произведениях эхирит-булагатов». Верхиеудинск, 1929, стр. 38; у мно­ гих других авторов.

8

представляется мнение А. М. Золотарева, усматривайте- [о в детении шаманов и кузнецов на «белых» и «черных» следы дуальной организации у бурят1. В народной среде по проведенному за последние годы опросу обычно применяется другая терминология для определения спе­ циальности того или иного мастера: «тумэрши дархан» (мастер по железу), «мунгэнши дархан» (мастер по се­ ребру), «алтанши дархан» (мастер по золоту).

Правда, следует учесть тот факт, что белые кузнецы, судя по их призываниям к своим небесным покровите­ лям, имели дело не только с железом, но и с серебром и с золотом, в то время как в призываниях черных куз­ нецов благородные металлы не упоминаются.

С давних времен мастера различались между собой но видам изделий, которые они изготовляли. Среди ма­ стеров по черному железу (хара тумэрэй дархан) были специалисты по ковке (дабталгада бэрхэ) подков, стре­ мян, наконечников для стрел и т. д.

В XIX веке приобрели известность такие центры литья, как Усть-Тугнуйский21 и Цолгинский в Мухоршпбпри. Мастера-литейщики «шудхалаанай дархад» прини­ мали заказы от населения различных районов Бурятии.

В этот же период мастера-серебренпкн разделялись па чеканщиков «сэлбэртэ бэрхэ», работавших по листо­ вому серебру, и мастеров филиграни «шаблаад хэдэг дархад», выполнявших работы из волоченой проволоки.

Такая специализация в большей или меньшей степе­ ни сохранилась до наших дней. Наряду с этам немало было народных умельцев, одинаково хорошо владевших различными видами работ по металлу, дереву и другим материалам.

Художественная обработка металла в Бурятии как своей технологией, так и принципами декора, орнамен­ тального развития представляет интереснейшую и свое­ образную область национальной культуры. Не случайно эту область затрагивают все современные этнографы, ис-

1 См.: А. М. З о л о т а р е в . «Родовой строй и первобытная ми­ фология», М., «Наука», 1964, стр. 238—244.

2 Г. Л е н х о б о е в , К. Г е р а с и м о в а . Материалы о мастерах Оронгоя. Сб. «О бурятском изобразительном искусстве». Улан-Удэ, Бурятское кн. изд-во, 1963, стр. 151.

9

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ