Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!!Экзамен зачет 2023 год / Маковский Дарение

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
34.53 Кб
Скачать

Той же причиной объясняется действие презумпции возмездности в случаях, когда возникает сомнение в том, является соответствующее отношение дарением или носит возмездный характер. "Дарственный характер предоставления не предполагается, а должен быть положительно доказан" <9>. Если же ни то, ни другое доказать нельзя, сделка не может считаться дарением.

--------------------------------

<9> Новицкий И.Б., Указ. соч., с. 42.

Дарение - договор гражданского права. Дарение представляет собой не одностороннюю сделку дарителя, а его соглашение с одаряемым, то есть договор между ними, поскольку для осуществления дарения требуется согласованное волеизъявление обоих этих лиц. Необходимость такого соглашения прямо вытекает из закона в случаях, когда он требует для этого договора письменной формы (см. п. 2 ст. 574). В остальных случаях ГК исходит из предположения, что принятие дара одаряемым свидетельствует о его соглашении с дарителем, допуская для этих случаев заключение договора дарения устно (п. 1 ст. 574).

Договорная природа дарения исключает возможность считать дарением отказ от наследства в пользу другого лица (ст. 550 ГК РСФСР 1964 г.). Такой отказ является односторонней сделкой, совершение которой не требует согласия этого другого лица и не зависит от того, как оно поступит - примет наследство или в свою очередь откажется от него.

В подавляющем большинстве случаев договор дарения является односторонним, создавая для одаряемого лишь права, но не обязанности. Однако из нового ГК видно, что в некоторых случаях у одаряемого есть и определенные обязанности (см. п. 2 ст. 578). Если же дарение представляет собой пожертвование (ст. 582), одаряемый всегда несет по этому договору обязанности, нарушение которых может повлечь даже отмену пожертвования.

Дарение является гражданско - правовым договором и поэтому правила главы 32 не распространяются на различного рода безвозмездные предоставления публично - правового характера (награды, как денежные, так и иные) либо вытекающие из трудовых или социально - обеспечительных отношений (премии, пособия, иную материальную помощь и т.п.). Более сложным является вопрос, может ли быть предметом дарения освобождение одаряемого от имущественной обязанности публично - правового характера (например, от уплаты налога, пошлины и т.п.): такой договор не освобождает одаряемого от выполнения соответствующей обязанности, но может рассматриваться как дающий ему право требовать от дарителя возмещения ее денежного эквивалента.

Обещание дарения. Гражданский кодекс 1922 г. не давал прямого ответа на вопрос, возможен ли консенсуальный договор дарения, может ли иметь юридическую силу обещание подарить, но в литературе такая возможность не исключалась. По ГК РСФСР 1964 г. допускался только реальный договор дарения, однако при сохранении необходимости государственной регистрации договоров дарения жилых домов исключить полностью консенсуальные договоры дарения не удалось <10>. Новый ГК не только прямо предусматривает возможность заключения договоров, содержащих обещание дарения в будущем ("даритель... безвозмездно передает или обязуется передать..." - п. 1 ст. 572), но и подробно регулирует связанные с этим отношения.

--------------------------------

<10> Иоффе О.С., Указ. соч., с. 396.

Придавая обещанию безвозмездно отдать часть своего имущества другому лицу юридически обязательный характер, новый Кодекс делает это с большой осторожностью.

Во-первых, такое обещание, чтобы стать обязательным, должно быть облечено в форму письменного договора (п. 2 ст. 574). Несоблюдение письменной формы делает этот договор ничтожным (ср. с п. 1 ст. 162), причем из этого правила нет никаких исключений, даже для незначительных подарков. Если же для такого договора необходима государственная регистрация, то в отношении нее действуют правила, предусмотренные статьей 165, в том числе и ее пунктом 3.

Во-вторых, в консенсуальном договоре дарения должно быть ясно выражено намерение дарителя именно безвозмездно передать вещь или право одаряемому либо освободить его от имущественной обязанности.

В-третьих, в таком договоре должно быть указано конкретное лицо - одаряемый.

Наконец, в-четвертых, сам предмет дарения должен быть обозначен в таком договоре путем указания "на конкретный предмет" в виде вещи, права или освобождения от обязанности. Все это - существенные условия договора.

При соблюдении указанных условий консенсуальный договор дарения создает для одаряемого право требовать его исполнения дарителем в срок (см. ст. 314), но не возлагает на него никаких обязанностей. Дарителю же, обязанному исполнить обещанное, закон дает возможность в исключительных случаях от исполнения договора отказаться (ст. 577), либо потребовать его изменения или расторжения (ст. 451).

Для консенсуального договора дарения приобретает значение вопрос о допустимости его заключения под условием (см. ст. 157). Что касается обещания дарения под отменительным условием, то представляется, что оно невозможно, поскольку закон сам определил основания, по которым возможна отмена дарения (п. 2 ст. 577, ст. 578). Что же касается отлагательных условий, то безвозмездность дарения, по-видимому, оправдывает включение в договор таких условий, если только они не являются противоправными или безнравственными.

Решение имеющего значение именно для консенсуального договора дарения вопроса о правопреемстве сторон Кодекс оставляет на усмотрение сторон, устанавливая на этот случай лишь диспозитивные нормы (ст. 581).

Напротив, совершенно императивно решается в ГК вопрос о так называемом дарении на случай смерти: такой договор считается ничтожным (п. 3 ст. 572), то есть не порождает никаких правовых последствий. Слова ГК о том, что "к такого рода дарению применяются правила... о наследовании", не означают, что договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, приравнивается к завещательным распоряжениям. Обещанный таким способом "дар" поступает в общую наследственную массу и его дальнейшая судьба целиком определяется правилами гражданского законодательства о наследовании.

Пожертвование. В ГК РСФСР 1964 г. допускалось обременение одаряемой организации (разумеется, при ее согласии принять дар) обязанностью использовать подаренное "для определенной общественно - полезной цели" (ст. 256). По новому ГК такое условие возможно и при дарении имущества другим субъектам - гражданину, Российской Федерации и др. Вместе с тем урегулирован ряд особенностей такого дарения, благодаря чему оно восстановлено "в правах" как самостоятельный подвид этого договора, хотя правила о нем и не выделены в особый параграф.

В отличие от прежнего ГК в новом Кодексе под пожертвованием понимается дарение не в "общественно - полезных", а в общеполезных целях (п. 1 ст. 582). Ими могут быть как цели, полезные для общества в целом, так и цели, достижение которых представляет пользу для более узкого круга лиц - лиц определенной профессии, определенного возраста, жителей определенной местности, членов (участников) определенной организации и т.п. Пожертвование имущества гражданину без указания цели его использования, которую можно считать общеполезной, превращает этот договор в "обычное дарение". Напротив, имущество, подаренное без такого условия юридическому лицу, должно использоваться одаряемым "в соответствии с назначением имущества" (п. 3 ст. 582) и, что само собой разумеется, в соответствии с целями деятельности этого юридического лица (ст. 49).

Если при обычном дарении после перехода дара в собственность одаряемого возможности дарителя влиять на осуществление новым собственником своих правомочий в отношении полученного имущества практически равны нулю (исключение составляют права, вытекающие из п. 2 ст. 578), то в обращении с пожертвованным имуществом принявшее его лицо должно следовать указаниям собственника о цели использования этого имущества. Возможные нарушения этой обязанности дают право не только самому жертвователю, но и его правопреемнику (наследнику или образовавшемуся в результате реорганизации юридическому лицу) потребовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 582).

Так как обязанность лица, принявшего пожертвование, использовать его в соответствии с указанным этому лицу назначением не ограничена сроком, в Кодексе урегулирована и ситуация, когда такое использование становится невозможным вследствие изменившихся обстоятельств. Разрешить использование пожертвованного имущества по иному назначению может только сам жертвователь, а если его более не существует - суд (п. 4 ст. 582).

{"Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая)" (под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова) ("МЦФЭР", 1996) {КонсультантПлюс}}